- "хулиганство" 1926 г. по данным ОГПУ;
- из почты Молотова (1938 г.)
Революция и гражданская война привели к огромному росту преступности в городе и в деревне. Обычным явлением стало хулиганство, особенно в сельской местности. Слушайте выдержки из секретного "Обзора политического состояния СССР за сентябрь месяц 1926 г. (По данным ОГПУ)". ОГПУ - предшественник КГБ.
"Сильно развитое за последнее время хулиганство в деревне во многих случаях носит уголовно-бандитский характер или принимает политический оттенок, будучи использовано антисоветскими элементами деревни для борьбы против советской общественности.
В ряде случаев вооруженная хулиганствующая молодежь становится бичом жителей целого селения. Так, в Брянской губ. В дер. Колтово терроризированные хулиганами крестьяне ложатся спать, ожидая нападения, кладя под руки топоры. В Ульяновской губернии в 3-х селениях Ардатовского уезда крестьяне каждую ночь ждут поджога со стороны шайки хулиганов, совершающей грабежи и поджоги уже второй год; хулиганы подбрасывают анонимки: "За это лето пустим 25 огней, мы ничего не боимся".
Следует особо отметить организованный характер хулиганства, приближающий его к бандитизму. Так, в Кременчугском округе в с. Песчаном шайка хулиганов в 10 человек ранила одного из крестьян хутора Гориславцы и после неудачной попытки со стороны большой толпы крестьян (до 300 человек) устроить над хулиганами самосуд, организует нападение (на) крестьян хутора, едущих в г. Кременчуг. В Армавирском округе в с. Богословском группа хулиганов в 15 человек, называющая себя "волчьей сотней", избивает крестьян и насилует женщин. Ряд подобных шаек зарегистрирован по Сибири.
Хулиганство во многих случаях принимает ярко выраженный политический характер, проявляясь в преследовании советской части деревни, в форме кулацкого террора и применения погромно-фашистких методов борьбы с политпросветорганизациями в деревне. Действия хулиганов во многих случаях прямо направлены к срыву советской работы. Хулиганы избивают работников сельсоветов и крестьян, принимающих участие в учете объектов обложения сельхозналогом и в борьбе с хулиганством. Обращают на себя внимание два случая убийства коммунистов, ведущих борьбу с хулиганством, в Томском и Барнаульском округах.
Срыв хулиганами всякого рода конференций, собраний, сходов и других советских и общественных учреждений приводит во многих случаях к замиранию работы этих организаций. Чаще всего борьба хулиганов направлена против комсомола. Так, в Псковской губернии, в с. Криухи толпа пьяных хулиганов, вооруженных кольями и ножами, ворвалась в помещение, где происходил устроенный комсомольцами митинг и с криком: "Всю советскую власть перебьем!" набросилась на представителей местной власти. В Саратовской губернии в дер. Матровой толпа пьяной молодежи, ворвавшись в помещение, где заседала конференция ВЛКСМ, начала скандалить, и когда милиционер попросил оставить помещение, набросилась на него с ножами. В Калужской губернии, в с.Макарово, пьяная кампания крестьян, ворвавшись на заседание суда, сорвала его работу. В Ульяновской губернии в с. Каюшеве толпа крестьян в 50 человек по выходе из церкви разгромила избу-читальню, изорвала портреты вождей и избила находившихся в ней комсомольцев. В Бийском округе хулиганы разогнали учительскую конференцию. В Красноярском группа хулиганов на собрании крестьян, посвященном дню печати, изорвала знамя Батрачкома и открыла стрельбу и т.д.
В Бурят-Монгольской республике в с.Корсаново группа кулацкой молодежи в 20 человек во время спектакля напала на народом, крича: "Мы пришли громить Бурреспублику, коммунистов и комсомольцев!"
Слабая борьба низовых соворганов с хулиганами и малая наказуемость последних вызывает сильное недовольство крестьян. "Почему молодежи не ходить с ножами и не резать народ, если за это слабо карают", - заявляют крестьяне Тверской губернии. В районах наибольшего распространения хулиганства все чаще со стороны крестьян слышны угрозы самочинных расправ с хулиганами. В Томском округе, например, на собраниях и сходах крестьяне заявляют: "Милиция не принимает мер против пьянства и хулиганства; мы сами будем убивать тех, кто это делает - иначе жить нельзя". В селе Кундулук Иркутского округа крестьяне после ареста бедняка, убившего хулигана-рецидивиста, подали уездному прокурору прошение об его освобождении. Характерен факт стремления крестьян организовать "самооборону" для защиты от хулиганов (Донской округ). В Черноморском округе в станице Ростагаевской население заявляет, если хулиганы не будут высланы, придется "организовываться в секретные группы и по одиночке уничтожать хулиганов".
К этому "Обзору политического состояния СССР за ноябрь месяц 1926 г. Добавлено приложение под названием: "Хулиганство в деревне".
"Орловская губ. В селе Скороходном (7000 жителей), Верховской волости, обнищавшем за годы войны, процветает самогонокурение и хулиганство. Хулиганы выстрелами из револьверов и обрезов пугают население по ночам. Предсельсовета категорически отказался от работы, т.к. хулиганы несколько раз требовали от него прекратить работу. Единственный в селе милиционер... переехал в соседний поселок...
Армавирский округ. В ночь на 25 октября группой хулиганов, вооруженных кинжалами и пикой, был произведен налет на хутора Федоровский и Марийский; хулиганы грабили, насиловали женщин и избивали мужчин.
Новосибирский округ. Хулиганство в Каменском, Гутовском и Алексеевском районах усиливается. В деревне Издревой, Каменского района, толпа хулиганов пыталась сорвать собрание крестьян по вопросу о землеустройстве. Один из хулиганов постоянно врывается в дома бедняков и, если не находит самогонки, избивает их. Население в панике: "Такого хулиганства у нас и при царе не было, боишься выйти на улицу и даже во двор дать скотине корму, если так будет продолжаться, придется бросить хозяйство и уезжать из села", - заявляют крестьяне.
Тульская губерния. В Ржевском районе в селении Пирогово не проходит спокойно ни одной ночи, чтобы кого-либо не избили или чтобы не были выбиты стекла из окон. В селе имеется шайка хулиганов. Своим поведением хулиганы терроризировали все село. Участковый милиционер и председатель сельсовета пьянствуют вместе с хулиганами.
Артемовский округ. (Украина). В селе Октябрьском Ново-Экономического района хулиганство молодежи растет. Хулиганы организуются в особые отряды, называющиеся "не журись". Хулиганы имеют форму (коричневая рубаха, черные брюки, сапоги, кепка). Без формы в отряд не принимают. Хулиганы пьянствуют и избивают крестьян кольями и камнями. После 11 часов вечера запрещают хождение по улицам.
Криворожский округ. Группа молодежи села Новый Кривой Рог Криворожского района сорганизовалась в шайку "Черная хмара". Крестьян, возвращающихся из избы-читальни, хулиганы избивают нагайками.
Донецкий округ. В ст. Митякинской Тарасовского района группа молодежи "Черная сотня" избивает и разгоняет прохожих.
Минусинский округ. В селе Контырево Ермаковского района продолжает существовать кружок молодежи "Центральный Комитет Шпаны" (ЦКШ). Хулиганы по вечерам не дают крестьянам выходить на улицу. Хулиганы распевают песенку: "Шире улица раздайся, ЦКШ наша идет. Эй, никто не попадайся, щеки хлещет, зубы бьет".
Барнаульский округ. Шайка хулиганов с.Сетовки в 30 человек возглавляется местными комсомольцами. Делопроизводитель суда с. Легостаево, местный член ВКП, также организовал шайку хулиганов, которая работает организованно, имеет протоколы своих собраний".
Письма 1938 года. Из почты Молотова. Пишет политрук. (Политруками называли армейских командиров, занимавшихся тем, что называлось политико-воспитательной работой с личным составом.)
"Товарищ председатель Совнаркома СССР.
Я живу в Москве много лет, и все происходит на моих глазах. Очень много радостного и торжественного. Но начну из недостатков столицы. Пришла нежелаемая пора, т.е. осень, а дальше и зима, что необходимо заставляет позаботиться за обувью и одеждой. Но что москвич ощущает - это не секрет и не преступление, я буду перед вами откровенный и справедлив: галош и бот нет и попытки достать не увенчиваются успехами никому. Я сам политрук с 1937 года, деньги имеются, но жена ходит раздета. Я хочу спросить, какая же разница с тем положением, что существует в капиталистических странах, там народ не имеет денег, чтобы купить, зато товаров много, а в нас денег много, но товару нету. Материальный уровень на сегодняшний день одинаковый, народ оборван, особенно босой. Посмотрите, сколько наших командиров стоят в очередях, чтобы достать хотя бы пару галош для семьи. Вот я сегодня ходил в ГУМе и видел, как два комбрига спрашивали в народе, где покупали галоши и боты, а жены их ругают, что они в очереди не хотят стоять, а посмотрите в чем их жены ходят: в брезентовых туфлях и без галош, это просто страм и позор. Однажды были создали условия, чтобы можно было достать в Мосвоенторге мануфактуры для военных без гражданской очереди. Военные сами стояли в очереди, а было очень удобно, что один день в 6-тидневку можно походить и купить себе нужное.
Просьба была б к вам такая, чтобы при Мосвоенторге создали для командного состава условия купить обувь и мануфактуру, и не ходить по всем магазинам, как до сего времени ходят. Нам нету времени стоять по очередям, а кое-кому и вообще не положено.
Газетам места мало, все пишут, что условия куда лучше желать... Зачем такая односторонность, просто глупо, производят разные духи и помады, да еще и по радио передают, что в большом выборе имеется, на черта оно нужно для босой ноги эта пудра и духи, на кухне пудрится, что ли? Вот какая справедливость к народу. Моя жена ходит в валенках, которые мамаша прислала из деревни, а живем в Москве и все смеются, что в Москву обувь посылает дочке.
Я верный сын нашего народа и буду до конца последователь делу Ленина - Сталина, но нужно этот вопрос разрешить обязательно, путем продажи нач.составу обуви и одежды в военторге, а остальной народ имеет время стоять в очередях и достают, а потом перепродают по 40 руб. галоши.
Мой товарищ, военфельшер, написал наркому обороны т. Ворошилову, а я вам непосредственно и буду просить чтобы просьба наша не была без внимания.
С Ком приветом младший политрук Серов
29.X.38 г. Москва".
На этом письме есть карандашная пометка: "арх(ив)".
"Почему мы молчим?
На кровавый разгул фашизма в Германии, на мерзкие погромы, устраиваемые Гитлером, реагирует демократия всего мира. Ежедневно мы читаем в газетах об этом. Даже лорды английские, банкиры американские, даже прусские офицеры выражают свой протест, собирают деньги, дают визы, пишут, высказывают в парламентах, предлагают меры.
А мы? Мы молчим безучастно. Самая демократическая, интернациональная страна в мире молчит. Какой позор! Или мы слабы, что мы боимся прямо заявить Гитлеру, что он сволочь и что мы клеймим позором такую политику...
Почему мы молчим? Ведь мы не боимся ничьих угроз, ведь мы вовсе не заинтересованы в излишнем спокойствии немецких черносотенцев и громил. Наша Красная Армия самая сильная, наши самолеты самые быстрые и люди не боятся на удар ответить ударом.
Почему же мы молчим, ... почему мы не бьем стекла немецкому консулу? Не собираем денег для разоренных людей, как мы это делаем для испанцев, почему мы не предлагаем наших земель для заселения беженцами?
Почему мы равнодушны? Неужели для этого нужно постановление ЦК партии, чтобы мы протестовали? Или мы столь толстокожие, что нам наплевать, что полмиллиона человек затравили средь бела дня на глазах у всех "культурных и цивилизованных" людей.
Нужно действовать! Т. Молотов, наш голос должен быть слышен!
Цалин".
В следующем письме употребляется слово "забрали" о священниках. Забрали - значит, арестовали, лишили свободы.
"Многоуважаемый Вячеслав Михайлович!
К Вам, как главе нашего правительства, я обращаюсь с большой скорбью помочь нашему горю - горю верующих христиан.
Вячеслав Михайлович! Вы как глава нашего правительства всегда стоите на страже и охране интересов трудящихся независимо от того, верующий ли он или не верующий. Так, в 124 статье нашей Сталинской Конституции... говорится, что церковь отделена от государства, что каждый гражданин имеет право свободно верить или не верить в Бога, признавать любую религию и совершать обряды религиозных культов. И никто в этой части не может кому-либо запретить или препятствовать. Но так ли это проводится в жизнь? Не знаю, как в других городах и населенных пунктах, но у нас в Ростове- на-Дону дело обстоит в обратном.
После утверждения конституции у нас в Ростове осталось на весь город только 7 церквей. Потом начали их постепенно закрывать, и вот последнюю церковь закрыли в последних числах августа с.г. Сначала забрали духовенство - попов. Народ выбрал себе старикашку лет 80 - 85. Но и этого забрали. Пока не служил этот священник - жил спокойно, как и сейчас живут остальные, которые не служат при церкви... Народ остался без священников, без пастырей и стал совершать молитвы сам. Но и здесь кое-кому не понравилось. Уж больно народу стало много ходить в церковь. И вот отобрали у нас последнюю церковь и теперь нам верующим нет возможности где помолиться. Спрашивается, кто имеет право безответственно нарушать нашу конституцию, наш основной закон? Или же эта конституция только на бумаге? Не перегиб ли это? Зачем возмущать народ в такой момент, когда мы, будучи в капиталистическом окружении, изо дня в день ждем нападения на нас фашистов. Не вредительство ли это со стороны наших главков?
Мы не просим, чтобы у нас было 20 церквей, как это было при царском правительстве, но две церкви мы просим нам отдать и если можно, то в каждой церкви по два священника и по два дьякона. Для совершения религиозных обрядов нам больше и не надо.
Вячеслав Михайлович! Если можно, если не противоречит политике нашего правительства, опубликуйте мое письмо в одной из центральных газет и соберите мнение от всех трудящихся необъятной нашей родины.
В заключение письма я снова с повторной просьбой от всех верующих города Ростова-на-Дону, дайте непосредственное распоряжение нашему облисполкому об открытии в разных концах города на окраинах двух церквей...., только служители церкви должны быть искренне религиозные, а не безбожники.
Мой адрес: Ростов на Дону, улица Обороны (быв. Рождественская) №36, квартира X Мифодича Ющенко для Сани или Жоры".
На волнах радио "Свобода" вы слушаете письма Молотову. К началу 1939 г. мир стоял на пороге второй мировой войны. Более двух миллионов граждан СССР находились в тюрьмах и лагерях. Однако пропаганда делала своё дело.
"Дорогой Вячеслав Михайлович!
Желая передать Вам этим письмом...некоторые свои рассуждения, являющиеся результатом моих фантастических изысканий, считаю необходимым остановиться на тех только моментах, которые возможно смогут иметь для нас то или иное практическое значение.
1954-й год. Правительственный поезд останавливается за несколько километров от своей конечной остановки. Т. Сталин и Вы в кабине привязанного аэростата поднимаетесь с закрытыми люками на высоту 500 метров, и только тогда, когда Вы поднялись на эту высоту, открываются люки кабины.
Как и тогда, когда, как обычно это делается перед открытием или показом, снимается покрывало с памятника, скульптурного изваяния или художественной картины, так и теперь, через эти открываемые люки, перед Вашими глазами открывается вдруг ослепительный вид на чудеснейший город - на новую столицу освобожденного человечества.
Прекраснейшее произведение человеческого искусства этот вновь построенный город! Нет и не будет ему равного в мире! Сотни художников и архитекторов неустанно работали над созданием красавицы столицы в подарок любимейшим вождям в честь присоединения Японии, Китая и Индо-Китая к Советскому Союзу.
Новая столица создана в центре Европы и Азии (Евразии) на берегу реки Иртыш, южнее Омска. Отсюда, как лучи солнца, расходящегося из одного центра, пути во все страны света. С высоты 500 метров центральная часть столицы Вам представляется в виде штурвала рулевого управления корабля.
Правительственный поезд двигается дальше и Вы, приветствуемые жителями нового города, торжественно вступаете в новую столицу. В этот же день открывается торжественное заседание 27-й очередной сессии Верховного совета в самом высоком невиданной красоты здании, стоящем в самом центре нового города, у установленной на самом верху фигурой Геркулеса, держащего в руках вращающийся "земной шар", блеск которого днем и свет ночью видны с весьма далекого расстояния.
Как бы окружая здание Верховного Совета расположены здания Высшего совета труда, Высшего совета науки и техники, Высшего совета национальностей и Высшего совета народного быта...
Как бы окружая здания высших органов власти, располагаются здания Центрального комитета ВКП (б), Центрального Комитета ВЛКСМ, Совнаркома, Экономсовета, Госплана...
Следующее широкое кольцо занимают наркоматы с их главными управлениями, трестами и прочими учреждениями.
За ними располагается кольцо парков, дворцов культуры, театров, музеев, площадей и жилых корпусов, а с ними и за ними все то, что присуще современному городу.
В одном из секторов, примыкающему к набережной, расположена громадная Красная площадь, с выходящим от центра грандиозным зданием нового кремля оригинальной архитектуры.
К этому же приблизительно сроку закончилось последовательно одно за другим три больших строительства: а) Амуро-Сахалинская железная дорога. С материка железнодорожный путь... проходит по набросной каменной плотине на остров Сахалин... б) Северо-Кавказский морской канал. Разница между уровнем Черного моря и Каспийского 26 метров с уклоном к последнему, что дает возможность создать канал шириной 300 метров, глубиной 7 метров и длиной в 650 км., создающий прямой водный путь для выхода грузов из Каспийского бассейна и регулирующий уровень воды в Каспийском море, пополняя в нем естественную убыль.
в) Северный транссибирский железнодорожный путь. Вдоль 60-й параллели, пересекая районы богатейшие лесом, рудами и нерудными ископаемыми, вызывая в них культурную жизнь, способствуя развитию в них предприятий большого народно-хозяйственного значения, путь направляется от берегов Охотского моря к северу через Анадырь к мысу Дежневу.
От мыса Дежнева через набросную каменную плотину переходит на американский континент и дальше через систему сообщения Аляски и Канады соединяется с железнодорожными путями Америки...
Сооружение же каменной набросной плотины, преградившей доступ охлажденных арктических вод, создало условия для ускорения естественного процесса потепления Дальне-Восточного края, происходящего теперь весьма медленно. Через 10 лет после сооружения плотины климат страны станет заметно мягче...
Адрес: Москва 68. Восточная ул. кор.3а. кв.7. Величко П.Д.
Место работы: Автозавод имени т. Сталина".
- из почты Молотова (1938 г.)
Революция и гражданская война привели к огромному росту преступности в городе и в деревне. Обычным явлением стало хулиганство, особенно в сельской местности. Слушайте выдержки из секретного "Обзора политического состояния СССР за сентябрь месяц 1926 г. (По данным ОГПУ)". ОГПУ - предшественник КГБ.
"Сильно развитое за последнее время хулиганство в деревне во многих случаях носит уголовно-бандитский характер или принимает политический оттенок, будучи использовано антисоветскими элементами деревни для борьбы против советской общественности.
В ряде случаев вооруженная хулиганствующая молодежь становится бичом жителей целого селения. Так, в Брянской губ. В дер. Колтово терроризированные хулиганами крестьяне ложатся спать, ожидая нападения, кладя под руки топоры. В Ульяновской губернии в 3-х селениях Ардатовского уезда крестьяне каждую ночь ждут поджога со стороны шайки хулиганов, совершающей грабежи и поджоги уже второй год; хулиганы подбрасывают анонимки: "За это лето пустим 25 огней, мы ничего не боимся".
Следует особо отметить организованный характер хулиганства, приближающий его к бандитизму. Так, в Кременчугском округе в с. Песчаном шайка хулиганов в 10 человек ранила одного из крестьян хутора Гориславцы и после неудачной попытки со стороны большой толпы крестьян (до 300 человек) устроить над хулиганами самосуд, организует нападение (на) крестьян хутора, едущих в г. Кременчуг. В Армавирском округе в с. Богословском группа хулиганов в 15 человек, называющая себя "волчьей сотней", избивает крестьян и насилует женщин. Ряд подобных шаек зарегистрирован по Сибири.
Хулиганство во многих случаях принимает ярко выраженный политический характер, проявляясь в преследовании советской части деревни, в форме кулацкого террора и применения погромно-фашистких методов борьбы с политпросветорганизациями в деревне. Действия хулиганов во многих случаях прямо направлены к срыву советской работы. Хулиганы избивают работников сельсоветов и крестьян, принимающих участие в учете объектов обложения сельхозналогом и в борьбе с хулиганством. Обращают на себя внимание два случая убийства коммунистов, ведущих борьбу с хулиганством, в Томском и Барнаульском округах.
Срыв хулиганами всякого рода конференций, собраний, сходов и других советских и общественных учреждений приводит во многих случаях к замиранию работы этих организаций. Чаще всего борьба хулиганов направлена против комсомола. Так, в Псковской губернии, в с. Криухи толпа пьяных хулиганов, вооруженных кольями и ножами, ворвалась в помещение, где происходил устроенный комсомольцами митинг и с криком: "Всю советскую власть перебьем!" набросилась на представителей местной власти. В Саратовской губернии в дер. Матровой толпа пьяной молодежи, ворвавшись в помещение, где заседала конференция ВЛКСМ, начала скандалить, и когда милиционер попросил оставить помещение, набросилась на него с ножами. В Калужской губернии, в с.Макарово, пьяная кампания крестьян, ворвавшись на заседание суда, сорвала его работу. В Ульяновской губернии в с. Каюшеве толпа крестьян в 50 человек по выходе из церкви разгромила избу-читальню, изорвала портреты вождей и избила находившихся в ней комсомольцев. В Бийском округе хулиганы разогнали учительскую конференцию. В Красноярском группа хулиганов на собрании крестьян, посвященном дню печати, изорвала знамя Батрачкома и открыла стрельбу и т.д.
В Бурят-Монгольской республике в с.Корсаново группа кулацкой молодежи в 20 человек во время спектакля напала на народом, крича: "Мы пришли громить Бурреспублику, коммунистов и комсомольцев!"
Слабая борьба низовых соворганов с хулиганами и малая наказуемость последних вызывает сильное недовольство крестьян. "Почему молодежи не ходить с ножами и не резать народ, если за это слабо карают", - заявляют крестьяне Тверской губернии. В районах наибольшего распространения хулиганства все чаще со стороны крестьян слышны угрозы самочинных расправ с хулиганами. В Томском округе, например, на собраниях и сходах крестьяне заявляют: "Милиция не принимает мер против пьянства и хулиганства; мы сами будем убивать тех, кто это делает - иначе жить нельзя". В селе Кундулук Иркутского округа крестьяне после ареста бедняка, убившего хулигана-рецидивиста, подали уездному прокурору прошение об его освобождении. Характерен факт стремления крестьян организовать "самооборону" для защиты от хулиганов (Донской округ). В Черноморском округе в станице Ростагаевской население заявляет, если хулиганы не будут высланы, придется "организовываться в секретные группы и по одиночке уничтожать хулиганов".
К этому "Обзору политического состояния СССР за ноябрь месяц 1926 г. Добавлено приложение под названием: "Хулиганство в деревне".
"Орловская губ. В селе Скороходном (7000 жителей), Верховской волости, обнищавшем за годы войны, процветает самогонокурение и хулиганство. Хулиганы выстрелами из револьверов и обрезов пугают население по ночам. Предсельсовета категорически отказался от работы, т.к. хулиганы несколько раз требовали от него прекратить работу. Единственный в селе милиционер... переехал в соседний поселок...
Армавирский округ. В ночь на 25 октября группой хулиганов, вооруженных кинжалами и пикой, был произведен налет на хутора Федоровский и Марийский; хулиганы грабили, насиловали женщин и избивали мужчин.
Новосибирский округ. Хулиганство в Каменском, Гутовском и Алексеевском районах усиливается. В деревне Издревой, Каменского района, толпа хулиганов пыталась сорвать собрание крестьян по вопросу о землеустройстве. Один из хулиганов постоянно врывается в дома бедняков и, если не находит самогонки, избивает их. Население в панике: "Такого хулиганства у нас и при царе не было, боишься выйти на улицу и даже во двор дать скотине корму, если так будет продолжаться, придется бросить хозяйство и уезжать из села", - заявляют крестьяне.
Тульская губерния. В Ржевском районе в селении Пирогово не проходит спокойно ни одной ночи, чтобы кого-либо не избили или чтобы не были выбиты стекла из окон. В селе имеется шайка хулиганов. Своим поведением хулиганы терроризировали все село. Участковый милиционер и председатель сельсовета пьянствуют вместе с хулиганами.
Артемовский округ. (Украина). В селе Октябрьском Ново-Экономического района хулиганство молодежи растет. Хулиганы организуются в особые отряды, называющиеся "не журись". Хулиганы имеют форму (коричневая рубаха, черные брюки, сапоги, кепка). Без формы в отряд не принимают. Хулиганы пьянствуют и избивают крестьян кольями и камнями. После 11 часов вечера запрещают хождение по улицам.
Криворожский округ. Группа молодежи села Новый Кривой Рог Криворожского района сорганизовалась в шайку "Черная хмара". Крестьян, возвращающихся из избы-читальни, хулиганы избивают нагайками.
Донецкий округ. В ст. Митякинской Тарасовского района группа молодежи "Черная сотня" избивает и разгоняет прохожих.
Минусинский округ. В селе Контырево Ермаковского района продолжает существовать кружок молодежи "Центральный Комитет Шпаны" (ЦКШ). Хулиганы по вечерам не дают крестьянам выходить на улицу. Хулиганы распевают песенку: "Шире улица раздайся, ЦКШ наша идет. Эй, никто не попадайся, щеки хлещет, зубы бьет".
Барнаульский округ. Шайка хулиганов с.Сетовки в 30 человек возглавляется местными комсомольцами. Делопроизводитель суда с. Легостаево, местный член ВКП, также организовал шайку хулиганов, которая работает организованно, имеет протоколы своих собраний".
Письма 1938 года. Из почты Молотова. Пишет политрук. (Политруками называли армейских командиров, занимавшихся тем, что называлось политико-воспитательной работой с личным составом.)
"Товарищ председатель Совнаркома СССР.
Я живу в Москве много лет, и все происходит на моих глазах. Очень много радостного и торжественного. Но начну из недостатков столицы. Пришла нежелаемая пора, т.е. осень, а дальше и зима, что необходимо заставляет позаботиться за обувью и одеждой. Но что москвич ощущает - это не секрет и не преступление, я буду перед вами откровенный и справедлив: галош и бот нет и попытки достать не увенчиваются успехами никому. Я сам политрук с 1937 года, деньги имеются, но жена ходит раздета. Я хочу спросить, какая же разница с тем положением, что существует в капиталистических странах, там народ не имеет денег, чтобы купить, зато товаров много, а в нас денег много, но товару нету. Материальный уровень на сегодняшний день одинаковый, народ оборван, особенно босой. Посмотрите, сколько наших командиров стоят в очередях, чтобы достать хотя бы пару галош для семьи. Вот я сегодня ходил в ГУМе и видел, как два комбрига спрашивали в народе, где покупали галоши и боты, а жены их ругают, что они в очереди не хотят стоять, а посмотрите в чем их жены ходят: в брезентовых туфлях и без галош, это просто страм и позор. Однажды были создали условия, чтобы можно было достать в Мосвоенторге мануфактуры для военных без гражданской очереди. Военные сами стояли в очереди, а было очень удобно, что один день в 6-тидневку можно походить и купить себе нужное.
Просьба была б к вам такая, чтобы при Мосвоенторге создали для командного состава условия купить обувь и мануфактуру, и не ходить по всем магазинам, как до сего времени ходят. Нам нету времени стоять по очередям, а кое-кому и вообще не положено.
Газетам места мало, все пишут, что условия куда лучше желать... Зачем такая односторонность, просто глупо, производят разные духи и помады, да еще и по радио передают, что в большом выборе имеется, на черта оно нужно для босой ноги эта пудра и духи, на кухне пудрится, что ли? Вот какая справедливость к народу. Моя жена ходит в валенках, которые мамаша прислала из деревни, а живем в Москве и все смеются, что в Москву обувь посылает дочке.
Я верный сын нашего народа и буду до конца последователь делу Ленина - Сталина, но нужно этот вопрос разрешить обязательно, путем продажи нач.составу обуви и одежды в военторге, а остальной народ имеет время стоять в очередях и достают, а потом перепродают по 40 руб. галоши.
Мой товарищ, военфельшер, написал наркому обороны т. Ворошилову, а я вам непосредственно и буду просить чтобы просьба наша не была без внимания.
С Ком приветом младший политрук Серов
29.X.38 г. Москва".
На этом письме есть карандашная пометка: "арх(ив)".
"Почему мы молчим?
На кровавый разгул фашизма в Германии, на мерзкие погромы, устраиваемые Гитлером, реагирует демократия всего мира. Ежедневно мы читаем в газетах об этом. Даже лорды английские, банкиры американские, даже прусские офицеры выражают свой протест, собирают деньги, дают визы, пишут, высказывают в парламентах, предлагают меры.
А мы? Мы молчим безучастно. Самая демократическая, интернациональная страна в мире молчит. Какой позор! Или мы слабы, что мы боимся прямо заявить Гитлеру, что он сволочь и что мы клеймим позором такую политику...
Почему мы молчим? Ведь мы не боимся ничьих угроз, ведь мы вовсе не заинтересованы в излишнем спокойствии немецких черносотенцев и громил. Наша Красная Армия самая сильная, наши самолеты самые быстрые и люди не боятся на удар ответить ударом.
Почему же мы молчим, ... почему мы не бьем стекла немецкому консулу? Не собираем денег для разоренных людей, как мы это делаем для испанцев, почему мы не предлагаем наших земель для заселения беженцами?
Почему мы равнодушны? Неужели для этого нужно постановление ЦК партии, чтобы мы протестовали? Или мы столь толстокожие, что нам наплевать, что полмиллиона человек затравили средь бела дня на глазах у всех "культурных и цивилизованных" людей.
Нужно действовать! Т. Молотов, наш голос должен быть слышен!
Цалин".
В следующем письме употребляется слово "забрали" о священниках. Забрали - значит, арестовали, лишили свободы.
"Многоуважаемый Вячеслав Михайлович!
К Вам, как главе нашего правительства, я обращаюсь с большой скорбью помочь нашему горю - горю верующих христиан.
Вячеслав Михайлович! Вы как глава нашего правительства всегда стоите на страже и охране интересов трудящихся независимо от того, верующий ли он или не верующий. Так, в 124 статье нашей Сталинской Конституции... говорится, что церковь отделена от государства, что каждый гражданин имеет право свободно верить или не верить в Бога, признавать любую религию и совершать обряды религиозных культов. И никто в этой части не может кому-либо запретить или препятствовать. Но так ли это проводится в жизнь? Не знаю, как в других городах и населенных пунктах, но у нас в Ростове- на-Дону дело обстоит в обратном.
После утверждения конституции у нас в Ростове осталось на весь город только 7 церквей. Потом начали их постепенно закрывать, и вот последнюю церковь закрыли в последних числах августа с.г. Сначала забрали духовенство - попов. Народ выбрал себе старикашку лет 80 - 85. Но и этого забрали. Пока не служил этот священник - жил спокойно, как и сейчас живут остальные, которые не служат при церкви... Народ остался без священников, без пастырей и стал совершать молитвы сам. Но и здесь кое-кому не понравилось. Уж больно народу стало много ходить в церковь. И вот отобрали у нас последнюю церковь и теперь нам верующим нет возможности где помолиться. Спрашивается, кто имеет право безответственно нарушать нашу конституцию, наш основной закон? Или же эта конституция только на бумаге? Не перегиб ли это? Зачем возмущать народ в такой момент, когда мы, будучи в капиталистическом окружении, изо дня в день ждем нападения на нас фашистов. Не вредительство ли это со стороны наших главков?
Мы не просим, чтобы у нас было 20 церквей, как это было при царском правительстве, но две церкви мы просим нам отдать и если можно, то в каждой церкви по два священника и по два дьякона. Для совершения религиозных обрядов нам больше и не надо.
Вячеслав Михайлович! Если можно, если не противоречит политике нашего правительства, опубликуйте мое письмо в одной из центральных газет и соберите мнение от всех трудящихся необъятной нашей родины.
В заключение письма я снова с повторной просьбой от всех верующих города Ростова-на-Дону, дайте непосредственное распоряжение нашему облисполкому об открытии в разных концах города на окраинах двух церквей...., только служители церкви должны быть искренне религиозные, а не безбожники.
Мой адрес: Ростов на Дону, улица Обороны (быв. Рождественская) №36, квартира X Мифодича Ющенко для Сани или Жоры".
На волнах радио "Свобода" вы слушаете письма Молотову. К началу 1939 г. мир стоял на пороге второй мировой войны. Более двух миллионов граждан СССР находились в тюрьмах и лагерях. Однако пропаганда делала своё дело.
"Дорогой Вячеслав Михайлович!
Желая передать Вам этим письмом...некоторые свои рассуждения, являющиеся результатом моих фантастических изысканий, считаю необходимым остановиться на тех только моментах, которые возможно смогут иметь для нас то или иное практическое значение.
1954-й год. Правительственный поезд останавливается за несколько километров от своей конечной остановки. Т. Сталин и Вы в кабине привязанного аэростата поднимаетесь с закрытыми люками на высоту 500 метров, и только тогда, когда Вы поднялись на эту высоту, открываются люки кабины.
Как и тогда, когда, как обычно это делается перед открытием или показом, снимается покрывало с памятника, скульптурного изваяния или художественной картины, так и теперь, через эти открываемые люки, перед Вашими глазами открывается вдруг ослепительный вид на чудеснейший город - на новую столицу освобожденного человечества.
Прекраснейшее произведение человеческого искусства этот вновь построенный город! Нет и не будет ему равного в мире! Сотни художников и архитекторов неустанно работали над созданием красавицы столицы в подарок любимейшим вождям в честь присоединения Японии, Китая и Индо-Китая к Советскому Союзу.
Новая столица создана в центре Европы и Азии (Евразии) на берегу реки Иртыш, южнее Омска. Отсюда, как лучи солнца, расходящегося из одного центра, пути во все страны света. С высоты 500 метров центральная часть столицы Вам представляется в виде штурвала рулевого управления корабля.
Правительственный поезд двигается дальше и Вы, приветствуемые жителями нового города, торжественно вступаете в новую столицу. В этот же день открывается торжественное заседание 27-й очередной сессии Верховного совета в самом высоком невиданной красоты здании, стоящем в самом центре нового города, у установленной на самом верху фигурой Геркулеса, держащего в руках вращающийся "земной шар", блеск которого днем и свет ночью видны с весьма далекого расстояния.
Как бы окружая здание Верховного Совета расположены здания Высшего совета труда, Высшего совета науки и техники, Высшего совета национальностей и Высшего совета народного быта...
Как бы окружая здания высших органов власти, располагаются здания Центрального комитета ВКП (б), Центрального Комитета ВЛКСМ, Совнаркома, Экономсовета, Госплана...
Следующее широкое кольцо занимают наркоматы с их главными управлениями, трестами и прочими учреждениями.
За ними располагается кольцо парков, дворцов культуры, театров, музеев, площадей и жилых корпусов, а с ними и за ними все то, что присуще современному городу.
В одном из секторов, примыкающему к набережной, расположена громадная Красная площадь, с выходящим от центра грандиозным зданием нового кремля оригинальной архитектуры.
К этому же приблизительно сроку закончилось последовательно одно за другим три больших строительства: а) Амуро-Сахалинская железная дорога. С материка железнодорожный путь... проходит по набросной каменной плотине на остров Сахалин... б) Северо-Кавказский морской канал. Разница между уровнем Черного моря и Каспийского 26 метров с уклоном к последнему, что дает возможность создать канал шириной 300 метров, глубиной 7 метров и длиной в 650 км., создающий прямой водный путь для выхода грузов из Каспийского бассейна и регулирующий уровень воды в Каспийском море, пополняя в нем естественную убыль.
в) Северный транссибирский железнодорожный путь. Вдоль 60-й параллели, пересекая районы богатейшие лесом, рудами и нерудными ископаемыми, вызывая в них культурную жизнь, способствуя развитию в них предприятий большого народно-хозяйственного значения, путь направляется от берегов Охотского моря к северу через Анадырь к мысу Дежневу.
От мыса Дежнева через набросную каменную плотину переходит на американский континент и дальше через систему сообщения Аляски и Канады соединяется с железнодорожными путями Америки...
Сооружение же каменной набросной плотины, преградившей доступ охлажденных арктических вод, создало условия для ускорения естественного процесса потепления Дальне-Восточного края, происходящего теперь весьма медленно. Через 10 лет после сооружения плотины климат страны станет заметно мягче...
Адрес: Москва 68. Восточная ул. кор.3а. кв.7. Величко П.Д.
Место работы: Автозавод имени т. Сталина".