"КОЛИБРИ" НА "СВОБОДЕ"
Наталья Пивоварова:
"Мы сейчас с Саньком в убегании находимся. Мы вдруг раз, садимся куда-нибудь и улетаем."
Сергей Юрьенен:
"КОЛИБРИ" НА "СВОБОДЕ" - с нами в Праге лидер питерской вокальной группы Наташа ПИВОВАРОВА.
Наталья Пивоварова:
Я радуюсь каждому дню прожитому. Я горожу себе воздушные замки, которые из воздушных начинают в конце концов во что-то превращаться. Верю в себя, верю в людей, который меня окружают, верю в любовь, верю в хорошее настроение, верю в плохое
настроение... Не верю... Не верю, что люди злые, люди не злые - люди хорошие... И очень не люблю комаров!
Сергей Юрьенен:
В прошлом году в Петербурге с вокальным квартетом встретилась Ольга Писпанен. Так появилась наша передача "Полет над гнездом "Колибри". И вот теперь, 16 июля (98 - ред.), в Праге, лидер группы Наталья Пивоварова с певцом и музыкантом Александром Лушиным, супругом, пришли к нам на "Свободу". Гости из Питера осмотрели наше космополитическое здание, где раньше было Федеральное собрание Чехословакии. Внимание супружеской четы артистов привлекло фото, сделанное в августе 68-го - толпа пражан обступает советские танки на Вацлавской площади. Дом "Свободы" на заднем плане еще не достроен. В тот исторический момент Наташе было 5 лет. С ней в студии Оля Писпанен.
Ольга Писпанен:
Когда мы говорили, сидя в бильярдной питерской мансарды, на мой вопрос где бы ты хотела жить, ты ответила в Праге. Прошел год, ты в Праге. Оправдала ли она твои представления?
Наталья Пивоварова:
Мне кажется, что теперь я хочу в том месте жить, где я еще не была. Прага понравилась, красивый очень город. Люди хорошие, вы все классные.
Ольга Писпанен:
А что ты думаешь по поводу того, что Президент этой страны - писатель?
Наталья Пивоварова:
Класс!
Ольга Писпанен:
Ты бы хотела, чтобы Президент нашей страны был какой-нибудь творческой личностью?
Наталья Пивоварова:
Да, я хотела бы.
Ольга Писпанен:
А кто тебе больше близок Гашек или Кафка?
Наталья Пивоварова:
Мне - Моцарт больше... У вас тут Моцарт сплошной. Мы себе даже маленькие куколки купили с Моцартом и его подругой.
Ольга Писпанен:
Повезло ли тебе с родителями?
Наталья Пивоварова:
Мне с родителями повезло. Я обожаю и боготворю свою бабушку Марию Абрамовну Спектор, которая еще жива, здорова. Долгих лет ей жизни. И очень люблю свою маму, которая в меня поверила и не мешала мне в свое время трудное, переходное делать не то, что я хочу, а как бы она в меня верила, что я делаю правильно все.
Ольга Писпанен:
А ты была "подарком" или "наказанием" для своих родителей?
Наталья Пивоварова:
Говорят мои родители, я была хорошая девочка, но при этом как-то странно не смотрят мне в глаза.
Ольга Писпанен:
Кто были твои кумиры в юности?
Наталья Пивоварова:
Кумиры? Кумиры... Не сотвори себе их, но я называю их учителями. Учителями моими были известные всякие люди, потому что я фанатела на них, всячески подглядывала. Имя одного - это Сережка Курехин. Кроме этого есть такой человек, которого я обожаю, люблю и который очень мне помог в жизни - клоун. Клоун Слава Полунин. Человек, который вообще организовал, по-моему, сумасшедшее клоунское движение и теперь каждый второй из актеров в нашей стране это клоун. Сам-то, конечно, живет в Лондоне и припеваючи. Но вот этот человек, у которого очень правильно в голове. Я занималась в "Лицедеях" в свое время, пыталась быть клоуном. Не получилось у меня ничего! Женщина-клоун, на самом деле, это не всегда хорошо, мне кажется, это моветон.
Ольга Писпанен:
Почему ты поехала именно в Питер, а не в Москву?
Наталья Пивоварова:
А ведь Питер - он же поблизости, 3 часа езды, я сама из Новгорода. Мы из Новгорода родом. Новгородская девчонка. Но что ты можешь в 18 лет о чем-нибудь другом думать. Да, ты живешь в городке поменьше, поэтому у тебя, как у провинциальной девушки, есть стремление поехать в большой город. У меня очень смешная история моей жизни: когда я закончила девятый класс, я поступала в Москве и Питере в театральные институты для того, чтобы проверить себя и подумать получится ли из меня актриса, возьмут ли меня или нет. И представь себе, что я прошла, везде и всюду я прошла вступительные экзамены и дошла до того момента, когда нужно было сдавать документы на основные экзамены. И выяснилось, что я в девятом классе учусь, меня похлопали и сказали: "Молодец, хорошая девочка. Давай отправляйся, что ты тут вообще делала все это время. Ай-яй-яй, мы на тебя рассчитывали". И отправили меня. Прошел год, я совершенно спокойно закончила и самоуверенно поехала поступать и, представь себе, я нигде не поступила вообще. Тогда моя мама и сказала: "Так. Никуда ты отсюда не уедешь, иди сдавай в институт Культуры на режиссуру". Но я сказала: "Но я не хочу быть режиссером!" - "Нет, иди сдавай". И я очень нехотя сдала на все пятерки экзамены. И очень рада этому, потому что институт очень хороший и все педагоги из театрального института, которые преподавали на нашем отделении, они очень хорошие эксперименты театральные делали. Я вообще была отличницей. Но отличницей и двоечницей одновременно, потому что я совершенно не ходила ни на какие занятия по научному коммунизму, это темный лес для меня был.
Ольга Писпанен:
Как у тебя появилась склонность к мятежу? Почему ты стала нонконформистской?
Наталья Пивоварова:
Знаешь, но мы же - потерянное поколение. Мы последнее брежневское поколение. Мы закончили школу, и умер Брежнев, но еще порядка 2 года Андропов был, после этого наше потерянное поколение, оно нашлось. Это то поколение, которое бунтует." Не хочу ничем заниматься!" - самый главный лозунг нашего поколения, лень, ничего не давать правительству: ни работы, ни армии... Все мои друзья не ходили ни в какую армию, все были сумасшедшие как один. Все мы, естественно, собирались на всяких подпольных выставках, концертах, вращались в совершенно запрещенной среде. Мало того: бегали все время от КГБ, потому что исключительно с иностранцами дело имели и выдавали им всю информацию про молодежные течения, про наши молодежные постановки и, вообще, просто принципиально устраивали концерты и спектакли для иностранцев. Очень было весело, кстати, это были самые любимые мои годы жизни. 80-е годы в Питере - это было нечто особенное.
Ольга Писпанен:
Кстати, а как ты считаешь, существует ли питерский феминизм?
Наталья Пивоварова:
Такой интересный вопрос... Питерский феминизм существует. Госпожа Ольга Липовская возглавляет женское феминистическое общество и, в общем-то, оно не самое последнее в Питере. А вот таковой сам по себе феминизм, который блуждает по улице - не сказала б я так. Хотя сейчас появляется огромное количество - меня очень это радует - женщин за рулем, рядом с ними обязательно их подружки сидят, что подтверждает твою мысль, что феминизм начинает пускать плотно корни на берегах Невы.
Ольга Писпанен:
У вас артистическая семья, как вы разделяете домашние обязанности?
Наталья Пивоварова:
Наша артистическая семья - это ты имеешь в виду меня и моего мужа Александра? Мы так и разделяем. У нас история такая: кто-то работает, а кто-то в этот момент, к счастью, не работает и поэтому сидит с детьми, занимается домашним хозяйством, стирает, готовит... Утром завтраки обычно на Александре, он потому что очень хорошие завтраки делает. Он вообще, он такой спокойный у меня, в семейных скандалах не принимает участия. В семейных скандалах принимаю участие я, и скандалю сама с собой в результате. Если кто-то уезжает на гастроли, у нас вообще-то система бабушек еще развита, Боже, как это славно. Наши бабушки никогда не подводят, они помогают нам растить наших детей и понимают, что мы люди молодые, и у нас еще есть возможность для нашей собственной карьеры, поэтому нам не надо мешать, в конце концов, мы зарабатываем деньги, поэтому они с удовольствием сидят с нашими детьми. Мы с Александром совместно очень много работаем, он мне помогает писать песни, а я его поддерживаю. И вообще, когда Саша в зале находится, для меня концерт всегда праздник, а когда Саши нет в зале, мне очень тяжело, потому что я знаю, что его в зале нет. Вот такая история, такой талисман. Жалко, что он часто не присутствует в зале.
Ольга Писпанен:
Сейчас он сидит там вот за стеклом у нас в студии - тебе это помогает или тебя это немножко смущает, то, что он сидит и все это слышит?
Наталья Пивоварова:
Он очень далеко сидит, если бы он здесь сидел... Да, мне это помогает.
Ольга Писпанен:
Ты говорила, что в Праге отдыхаешь от бремени известности, известность мешает личной жизни?
Наталья Пивоварова:
Очень мешает. Почему я всегда говорила, что мы стремимся к космической популярности, но, тем не менее, меня почему-то все время узнают после концертов и вообще после всего. Потому что, видимо, я самая болтливая и больше всех выпендриваюсь. А девушки, они снимают макияж сразу и спокойно идут, и никаких у них проблем с популярностью. Но, правда, говорят, что иногда начинают узнавать. Видишь, мы же не особо суперпопулярная группа, мы - люди достаточно известные в широких кругах общественности интеллигентной, вот так, скажем, и нам этого хватает. Но тем не менее, я начинаю побаиваться: когда в тебя начинают тыкать пальцем в метро очень не приятно, люди-то не все приятны.
Ольга Писпанен:
Но пока еще твой дом - это твоя крепость?
Наталья Пивоварова:
О-о!.. Мой дом - проходной двор. Прости меня, пожалуйста, Санек, что я это устроила из своей жизни, и из твоей тоже. Но, тем не менее, это так есть. Я всегда очень рада людям, и люди с удовольствием этим пользуются. Причем, я живу рядом с Московским вокзалом, поэтому ко мне из Москвы приезжает огромное количество людей просто так - утром сходить в туалет, помыться, попить чайку. Почему бы нет? Я им рада.
Ольга Писпанен:
Ты одинока?
Наталья Пивоварова:
Я - нет, я не одинока. Весь мир общается со мной, а я общаюсь с ним. Я бы наверное сказала, что мне не хватает одиночества. В том-то и дело, что если бы меня кто-нибудь запер в четырех стенах - я бы была просто счастлива и побыла бы там какое-то количество времени. К сожалению, мир так вращается - я как центрифуга, и он вокруг меня вращается, и иногда мне кажется, что скоро я в воронку превращусь и меня туда засосет просто. Начинаю убегать. Вот мы убежали в Прагу, в которой я так хотела жить, но я с удовольствием буду теперь сюда наезжать.
Ольга Писпанен:
Запад оказался таким, как ты предполагала?
Наталья Пивоварова:
Первый раз я приехала в Париж, это было много лет тому назад. Приехали мы огромной компанией, такая рок-компания "Рок с Востока", группа "Алиса", "ДДТ", "Август", огромное количество - 102 человека. Эти 102 человека остались в аэропорту не встреченными. И мы просидели 4 часа, с Шевчуком нажрались коньяку так, что ... На каких-то огромных мешках с футболками. Первое впечатление от поездки - очень красивый был аэропорт. И представь, что этих 102 человека спасла я, одна маленькая девочка, потому что у меня были друзья в Париже, и вообще мне первой в голову пришла история позвонить в Русское посольство и устроить разгоняй, и они нам через полчаса ровно прислали автобус, поселили нас везде. Концерт не состоялся, а мы остались на два месяца и очень себя отлично чувствовали, как рыба в воде. Меня Слава Полунин приучил быть человеком Вселенной, то есть я не билась в восторгах, но как бы первое ощущение от Парижа у меня было то, что он пахнет духовкой, в которой долго готовилась еда, потом ее вынули, потом она остыла, потом ее снова разогрели и открыли, и вот остатки этой пищи, запахи все - вот они остались. Вот такое для меня ощущение о Париже было, такое, что оно пахнет бесконечным количеством еды, пряностями и всем прочим. Поэтому все время хотелось есть, денег не было...
Ольга Писпанен:
А любишь возвращаться в Россию?
Наталья Пивоварова:
Нет. Но сегодня тот день, когда завтра я уже буду в России. Не потому, что я Россию не люблю, а потому что мне страшно. Мне страшно, потому что я не знаю, что меня там ждет. Меня там каждый день что-нибудь ждет. А здесь меня ни ждет ничего, кроме самого приятного, удивительного отношения всех людей и вообще красоты неземной, и не нужно ни о чем думать... Очень хороший воздух. А я живу на Невском проспекте - воздух очень плохой. Нет, но я, конечно, хочу туда, но я еще не успела соскучиться. Я всегда еду обратно и не успеваю соскучиться. И потом мне очень серьезно становится не по себе: зачем я сюда приехала? Надо, надо... Жизнь... Меня же там ждут все. Как же они без меня?
Ольга Писпанен:
Наташа, легко или тяжело современной женщине быть артисткой? Ведь надо постоянно бороться за свое место под солнцем: на некоторое время пропал, и все, о тебе уже забыли.
Наталья Пивоварова:
Знаешь, я такой человек, который просто... Я не могу ничего сказать тебе, что будет со мной завтра. Мне сегодня очень хорошо быть артисткой группы "Колибри" и ее лидером. И если это кому-то нужно, если я кому-то приношу счастье своим существованием в этой форме театральной деятельности - замечательно. Если вообще: самой мне не хватает совершенно одного пребывания в группе "Колибри", у меня вообще в голове гигантомания - я буду делать в скором времени очень большое количество проектов. Сейчас я пробую себя в продюсировании - модная телега. У меня есть какие-то проекты жизненные, "Молочный шейк", например. Детскую школу я организовала своего имени, школа имени Наташи Пивоваровой - это раз, во-вторых, я продюсирую своего любимого друга, классика современности, композитора Игоря Воротникова, потому что я считаю, что не хватает классической музыки в нашей жизни. Я пытаюсь в Нью-Йорке выпустить его альбом при помощи своих связей, какого-то количества денег. Я его записала сама, за собственный счет. Я бы хотела поставить балет, где "Колибри" не поет, а "Колибри" танцует, но пока еще не все "Колибри" согласились танцевать в этом балете. Но, по крайней мере, две уже согласились - это я и моя подружка Ира.
Ольга Писпанен:
Вернемся. Ты можешь рассказать о школе? Что это за школа?
Наталья Пивоварова:
Мне завтра, 17 июля, исполняется 35 лет. Представляешь себе: 35 лет! Мама родная! И 25 лет когда мне исполнилось я еще не умела даже краситься толком. Ты водишь автомобиль?
Ольга Писпанен:
Учусь.
Наталья Пивоварова:
Ты учишься. Понимаешь, я тоже учусь водить автомобиль, но я уже много лет учусь. Но не важно. Мне кажется, что если в таком нормальном возрасте человека научить водить автомобиль, то он его спокойно и будет водить. Точно также, как внедрить другой язык, если человек совершенно спокойно может разговаривать на десяти языках мира, если ему это давать в детстве. В детстве информация вообще усваивается очень хорошо, а в школе занимаются девочки критического возраста - 13-14 лет. Это переходный возраст, когда меняется психика и ищется какой-то стержень, и можно очень легко не в ту сторону пойти, я так думаю. Эта школа, она просто помогает не делать каких-то ошибок и помогает просто научиться тому, какие-то навыки приобрести, которые просто потом помогут в жизни. В школе обыкновенной, общеобразовательной, к сожалению, даже факультативно этим не занимаются: не учат ни шить толком, ни вязать, ни готовить пищу, а уж не говоря о том... Девушка - это такой человек, что когда она становится девушкой, она начинает желать нравиться всем, начинает желать избавиться от своих комплексов, она начинает нервничать очень сильно, если она плохо выглядит, даже касательно прыщей, скажем так, и поэтому я просто пытаюсь при помощи моих друзей как-то эстетски подойти к развитию человека, который мне отдался. Я набрала в школу девочек, которые прежде всего сами хотели, они любят "Колибри" - во-первых, во-вторых, они хотят чем-то заниматься - это самое главное, что у них есть желание что-то делать, при этом оказалось, что у них такое сумасшедшее желание, что надо немножко их урезонивать, успокаивать. У меня вообще история с этой школой развивается долго, я сначала готовила - 3-4 года - концепцию школы. Школа 3-х годичная, девочки, которые учатся в школе, им все предметы преподаются факультативно, скажем, 2, 3, 4 раза за семестр, потом они сдают экзамен в обязательном порядке. Там преподается актерское мастерство, режиссура, вокал, хореография, с ними занимаются социологи, психологи, даже у нас были педагоги по звездам - астрологи, мы пытались что-то про себя понять даже с этой стороны, зубные врачи, парикмахеры, визажисты.
Ольга Писпанен:
Ты сама преподаешь там?
Наталья Пивоварова:
Я сама преподаю фактически все время. Школа проходит у нас 4-5 раз в неделю по 4 часа. В принципе, мы пока пользуемся услугами ДК Связи, где у нас вокал, и по домам. Пока мне это удобно, потому что удобно учителям, это раз, во-вторых, там постольку поскольку школа для них и для нас бесплатная, то никто ничего не платит, никто ничего не получает, поэтому мы кочуем. Но я надеюсь, что в очень скором времени мы обретем какое-то место. И вот, как бы, конечным результатом этого проекта является музыкальная группа "Молочный шейк", то есть эти девушки пишут мелодии, пишут тексты, я ничего не корректирую, заставляю их только запятые правильно расстанавливать, но это очень важно. И вот, своими непоставленными голосами они пытаются воспроизвести то, что они понаписали. И потом мы уже разбираем: хорошо это или плохо. Но это конечно очень хорошо.
Ольга Писпанен:
Расскажи пожалуйста о своем фильме.
Наталья Пивоварова:
Это такой очень классный проект. Это наш проект с "Колибри", который мы придумали. Мы очень много жизни провели в купе, как ты понимаешь, это нормальное состояние актера ехать из одного города в другой. Обычно, когда мы садимся, нас забрасывают на прощание огромными букетами роз, когда поезд приходит на конечную станцию СПб, эти розы совершенно увядают. Таким образом родилась идея "Купе увядающих роз". О том, как четыре взрослые девушки приезжают впервые в большой город из провинции, со своими амбициями, со своими видениями того, кто они такие будут в этом городе и как им повезет или как там им не повезет и что им от этого города надо и что, в конце концов, им этот город дает - вот об этом обо всем будет художественный фильм под названием "Купе увядающих роз", к которому уже сочинены прекрасные произведения. Песен всего будет 5 или 6, из них песня одна мужская, уже она записана. Песню исполнил один из моих учителей - Анатолий Квит, такой восточный гуру, который рассказал мне как надо жить, когда-то, и этими принципами я руководствуюсь, человек, который 18 лет не пел.
Ольга Писпанен:
Хорошо. Веришь ли ты в любовь?
Наталья Пивоварова:
Как же не верить в любовь? Это удивительное чувство, которое дает много страданий и много счастья. Нужно просто отдаваться этому чувству и плыть с любовью. А бывает нелюбовь.
Ольга Писпанен:
В жизнь после смерти?
Наталья Пивоварова:
Жизнь после смерти? Если она есть - то здорово. Если ее нет... я же в этом не виновата?
Эту программу Вы можете также послушать в фромате RealAudio:- Послушать сразу или - Выгрузить для локального прослушивания
Наталья Пивоварова:
"Мы сейчас с Саньком в убегании находимся. Мы вдруг раз, садимся куда-нибудь и улетаем."
Сергей Юрьенен:
"КОЛИБРИ" НА "СВОБОДЕ" - с нами в Праге лидер питерской вокальной группы Наташа ПИВОВАРОВА.
Наталья Пивоварова:
Я радуюсь каждому дню прожитому. Я горожу себе воздушные замки, которые из воздушных начинают в конце концов во что-то превращаться. Верю в себя, верю в людей, который меня окружают, верю в любовь, верю в хорошее настроение, верю в плохое
настроение... Не верю... Не верю, что люди злые, люди не злые - люди хорошие... И очень не люблю комаров!
Сергей Юрьенен:
В прошлом году в Петербурге с вокальным квартетом встретилась Ольга Писпанен. Так появилась наша передача "Полет над гнездом "Колибри". И вот теперь, 16 июля (98 - ред.), в Праге, лидер группы Наталья Пивоварова с певцом и музыкантом Александром Лушиным, супругом, пришли к нам на "Свободу". Гости из Питера осмотрели наше космополитическое здание, где раньше было Федеральное собрание Чехословакии. Внимание супружеской четы артистов привлекло фото, сделанное в августе 68-го - толпа пражан обступает советские танки на Вацлавской площади. Дом "Свободы" на заднем плане еще не достроен. В тот исторический момент Наташе было 5 лет. С ней в студии Оля Писпанен.
Ольга Писпанен:
Когда мы говорили, сидя в бильярдной питерской мансарды, на мой вопрос где бы ты хотела жить, ты ответила в Праге. Прошел год, ты в Праге. Оправдала ли она твои представления?
Наталья Пивоварова:
Мне кажется, что теперь я хочу в том месте жить, где я еще не была. Прага понравилась, красивый очень город. Люди хорошие, вы все классные.
Ольга Писпанен:
А что ты думаешь по поводу того, что Президент этой страны - писатель?
Наталья Пивоварова:
Класс!
Ольга Писпанен:
Ты бы хотела, чтобы Президент нашей страны был какой-нибудь творческой личностью?
Наталья Пивоварова:
Да, я хотела бы.
Ольга Писпанен:
А кто тебе больше близок Гашек или Кафка?
Наталья Пивоварова:
Мне - Моцарт больше... У вас тут Моцарт сплошной. Мы себе даже маленькие куколки купили с Моцартом и его подругой.
Ольга Писпанен:
Повезло ли тебе с родителями?
Наталья Пивоварова:
Мне с родителями повезло. Я обожаю и боготворю свою бабушку Марию Абрамовну Спектор, которая еще жива, здорова. Долгих лет ей жизни. И очень люблю свою маму, которая в меня поверила и не мешала мне в свое время трудное, переходное делать не то, что я хочу, а как бы она в меня верила, что я делаю правильно все.
Ольга Писпанен:
А ты была "подарком" или "наказанием" для своих родителей?
Наталья Пивоварова:
Говорят мои родители, я была хорошая девочка, но при этом как-то странно не смотрят мне в глаза.
Ольга Писпанен:
Кто были твои кумиры в юности?
Наталья Пивоварова:
Кумиры? Кумиры... Не сотвори себе их, но я называю их учителями. Учителями моими были известные всякие люди, потому что я фанатела на них, всячески подглядывала. Имя одного - это Сережка Курехин. Кроме этого есть такой человек, которого я обожаю, люблю и который очень мне помог в жизни - клоун. Клоун Слава Полунин. Человек, который вообще организовал, по-моему, сумасшедшее клоунское движение и теперь каждый второй из актеров в нашей стране это клоун. Сам-то, конечно, живет в Лондоне и припеваючи. Но вот этот человек, у которого очень правильно в голове. Я занималась в "Лицедеях" в свое время, пыталась быть клоуном. Не получилось у меня ничего! Женщина-клоун, на самом деле, это не всегда хорошо, мне кажется, это моветон.
Ольга Писпанен:
Почему ты поехала именно в Питер, а не в Москву?
Наталья Пивоварова:
А ведь Питер - он же поблизости, 3 часа езды, я сама из Новгорода. Мы из Новгорода родом. Новгородская девчонка. Но что ты можешь в 18 лет о чем-нибудь другом думать. Да, ты живешь в городке поменьше, поэтому у тебя, как у провинциальной девушки, есть стремление поехать в большой город. У меня очень смешная история моей жизни: когда я закончила девятый класс, я поступала в Москве и Питере в театральные институты для того, чтобы проверить себя и подумать получится ли из меня актриса, возьмут ли меня или нет. И представь себе, что я прошла, везде и всюду я прошла вступительные экзамены и дошла до того момента, когда нужно было сдавать документы на основные экзамены. И выяснилось, что я в девятом классе учусь, меня похлопали и сказали: "Молодец, хорошая девочка. Давай отправляйся, что ты тут вообще делала все это время. Ай-яй-яй, мы на тебя рассчитывали". И отправили меня. Прошел год, я совершенно спокойно закончила и самоуверенно поехала поступать и, представь себе, я нигде не поступила вообще. Тогда моя мама и сказала: "Так. Никуда ты отсюда не уедешь, иди сдавай в институт Культуры на режиссуру". Но я сказала: "Но я не хочу быть режиссером!" - "Нет, иди сдавай". И я очень нехотя сдала на все пятерки экзамены. И очень рада этому, потому что институт очень хороший и все педагоги из театрального института, которые преподавали на нашем отделении, они очень хорошие эксперименты театральные делали. Я вообще была отличницей. Но отличницей и двоечницей одновременно, потому что я совершенно не ходила ни на какие занятия по научному коммунизму, это темный лес для меня был.
Ольга Писпанен:
Как у тебя появилась склонность к мятежу? Почему ты стала нонконформистской?
Наталья Пивоварова:
Знаешь, но мы же - потерянное поколение. Мы последнее брежневское поколение. Мы закончили школу, и умер Брежнев, но еще порядка 2 года Андропов был, после этого наше потерянное поколение, оно нашлось. Это то поколение, которое бунтует." Не хочу ничем заниматься!" - самый главный лозунг нашего поколения, лень, ничего не давать правительству: ни работы, ни армии... Все мои друзья не ходили ни в какую армию, все были сумасшедшие как один. Все мы, естественно, собирались на всяких подпольных выставках, концертах, вращались в совершенно запрещенной среде. Мало того: бегали все время от КГБ, потому что исключительно с иностранцами дело имели и выдавали им всю информацию про молодежные течения, про наши молодежные постановки и, вообще, просто принципиально устраивали концерты и спектакли для иностранцев. Очень было весело, кстати, это были самые любимые мои годы жизни. 80-е годы в Питере - это было нечто особенное.
Ольга Писпанен:
Кстати, а как ты считаешь, существует ли питерский феминизм?
Наталья Пивоварова:
Такой интересный вопрос... Питерский феминизм существует. Госпожа Ольга Липовская возглавляет женское феминистическое общество и, в общем-то, оно не самое последнее в Питере. А вот таковой сам по себе феминизм, который блуждает по улице - не сказала б я так. Хотя сейчас появляется огромное количество - меня очень это радует - женщин за рулем, рядом с ними обязательно их подружки сидят, что подтверждает твою мысль, что феминизм начинает пускать плотно корни на берегах Невы.
Ольга Писпанен:
У вас артистическая семья, как вы разделяете домашние обязанности?
Наталья Пивоварова:
Наша артистическая семья - это ты имеешь в виду меня и моего мужа Александра? Мы так и разделяем. У нас история такая: кто-то работает, а кто-то в этот момент, к счастью, не работает и поэтому сидит с детьми, занимается домашним хозяйством, стирает, готовит... Утром завтраки обычно на Александре, он потому что очень хорошие завтраки делает. Он вообще, он такой спокойный у меня, в семейных скандалах не принимает участия. В семейных скандалах принимаю участие я, и скандалю сама с собой в результате. Если кто-то уезжает на гастроли, у нас вообще-то система бабушек еще развита, Боже, как это славно. Наши бабушки никогда не подводят, они помогают нам растить наших детей и понимают, что мы люди молодые, и у нас еще есть возможность для нашей собственной карьеры, поэтому нам не надо мешать, в конце концов, мы зарабатываем деньги, поэтому они с удовольствием сидят с нашими детьми. Мы с Александром совместно очень много работаем, он мне помогает писать песни, а я его поддерживаю. И вообще, когда Саша в зале находится, для меня концерт всегда праздник, а когда Саши нет в зале, мне очень тяжело, потому что я знаю, что его в зале нет. Вот такая история, такой талисман. Жалко, что он часто не присутствует в зале.
Ольга Писпанен:
Сейчас он сидит там вот за стеклом у нас в студии - тебе это помогает или тебя это немножко смущает, то, что он сидит и все это слышит?
Наталья Пивоварова:
Он очень далеко сидит, если бы он здесь сидел... Да, мне это помогает.
Ольга Писпанен:
Ты говорила, что в Праге отдыхаешь от бремени известности, известность мешает личной жизни?
Наталья Пивоварова:
Очень мешает. Почему я всегда говорила, что мы стремимся к космической популярности, но, тем не менее, меня почему-то все время узнают после концертов и вообще после всего. Потому что, видимо, я самая болтливая и больше всех выпендриваюсь. А девушки, они снимают макияж сразу и спокойно идут, и никаких у них проблем с популярностью. Но, правда, говорят, что иногда начинают узнавать. Видишь, мы же не особо суперпопулярная группа, мы - люди достаточно известные в широких кругах общественности интеллигентной, вот так, скажем, и нам этого хватает. Но тем не менее, я начинаю побаиваться: когда в тебя начинают тыкать пальцем в метро очень не приятно, люди-то не все приятны.
Ольга Писпанен:
Но пока еще твой дом - это твоя крепость?
Наталья Пивоварова:
О-о!.. Мой дом - проходной двор. Прости меня, пожалуйста, Санек, что я это устроила из своей жизни, и из твоей тоже. Но, тем не менее, это так есть. Я всегда очень рада людям, и люди с удовольствием этим пользуются. Причем, я живу рядом с Московским вокзалом, поэтому ко мне из Москвы приезжает огромное количество людей просто так - утром сходить в туалет, помыться, попить чайку. Почему бы нет? Я им рада.
Ольга Писпанен:
Ты одинока?
Наталья Пивоварова:
Я - нет, я не одинока. Весь мир общается со мной, а я общаюсь с ним. Я бы наверное сказала, что мне не хватает одиночества. В том-то и дело, что если бы меня кто-нибудь запер в четырех стенах - я бы была просто счастлива и побыла бы там какое-то количество времени. К сожалению, мир так вращается - я как центрифуга, и он вокруг меня вращается, и иногда мне кажется, что скоро я в воронку превращусь и меня туда засосет просто. Начинаю убегать. Вот мы убежали в Прагу, в которой я так хотела жить, но я с удовольствием буду теперь сюда наезжать.
Ольга Писпанен:
Запад оказался таким, как ты предполагала?
Наталья Пивоварова:
Первый раз я приехала в Париж, это было много лет тому назад. Приехали мы огромной компанией, такая рок-компания "Рок с Востока", группа "Алиса", "ДДТ", "Август", огромное количество - 102 человека. Эти 102 человека остались в аэропорту не встреченными. И мы просидели 4 часа, с Шевчуком нажрались коньяку так, что ... На каких-то огромных мешках с футболками. Первое впечатление от поездки - очень красивый был аэропорт. И представь, что этих 102 человека спасла я, одна маленькая девочка, потому что у меня были друзья в Париже, и вообще мне первой в голову пришла история позвонить в Русское посольство и устроить разгоняй, и они нам через полчаса ровно прислали автобус, поселили нас везде. Концерт не состоялся, а мы остались на два месяца и очень себя отлично чувствовали, как рыба в воде. Меня Слава Полунин приучил быть человеком Вселенной, то есть я не билась в восторгах, но как бы первое ощущение от Парижа у меня было то, что он пахнет духовкой, в которой долго готовилась еда, потом ее вынули, потом она остыла, потом ее снова разогрели и открыли, и вот остатки этой пищи, запахи все - вот они остались. Вот такое для меня ощущение о Париже было, такое, что оно пахнет бесконечным количеством еды, пряностями и всем прочим. Поэтому все время хотелось есть, денег не было...
Ольга Писпанен:
А любишь возвращаться в Россию?
Наталья Пивоварова:
Нет. Но сегодня тот день, когда завтра я уже буду в России. Не потому, что я Россию не люблю, а потому что мне страшно. Мне страшно, потому что я не знаю, что меня там ждет. Меня там каждый день что-нибудь ждет. А здесь меня ни ждет ничего, кроме самого приятного, удивительного отношения всех людей и вообще красоты неземной, и не нужно ни о чем думать... Очень хороший воздух. А я живу на Невском проспекте - воздух очень плохой. Нет, но я, конечно, хочу туда, но я еще не успела соскучиться. Я всегда еду обратно и не успеваю соскучиться. И потом мне очень серьезно становится не по себе: зачем я сюда приехала? Надо, надо... Жизнь... Меня же там ждут все. Как же они без меня?
Ольга Писпанен:
Наташа, легко или тяжело современной женщине быть артисткой? Ведь надо постоянно бороться за свое место под солнцем: на некоторое время пропал, и все, о тебе уже забыли.
Наталья Пивоварова:
Знаешь, я такой человек, который просто... Я не могу ничего сказать тебе, что будет со мной завтра. Мне сегодня очень хорошо быть артисткой группы "Колибри" и ее лидером. И если это кому-то нужно, если я кому-то приношу счастье своим существованием в этой форме театральной деятельности - замечательно. Если вообще: самой мне не хватает совершенно одного пребывания в группе "Колибри", у меня вообще в голове гигантомания - я буду делать в скором времени очень большое количество проектов. Сейчас я пробую себя в продюсировании - модная телега. У меня есть какие-то проекты жизненные, "Молочный шейк", например. Детскую школу я организовала своего имени, школа имени Наташи Пивоваровой - это раз, во-вторых, я продюсирую своего любимого друга, классика современности, композитора Игоря Воротникова, потому что я считаю, что не хватает классической музыки в нашей жизни. Я пытаюсь в Нью-Йорке выпустить его альбом при помощи своих связей, какого-то количества денег. Я его записала сама, за собственный счет. Я бы хотела поставить балет, где "Колибри" не поет, а "Колибри" танцует, но пока еще не все "Колибри" согласились танцевать в этом балете. Но, по крайней мере, две уже согласились - это я и моя подружка Ира.
Ольга Писпанен:
Вернемся. Ты можешь рассказать о школе? Что это за школа?
Наталья Пивоварова:
Мне завтра, 17 июля, исполняется 35 лет. Представляешь себе: 35 лет! Мама родная! И 25 лет когда мне исполнилось я еще не умела даже краситься толком. Ты водишь автомобиль?
Ольга Писпанен:
Учусь.
Наталья Пивоварова:
Ты учишься. Понимаешь, я тоже учусь водить автомобиль, но я уже много лет учусь. Но не важно. Мне кажется, что если в таком нормальном возрасте человека научить водить автомобиль, то он его спокойно и будет водить. Точно также, как внедрить другой язык, если человек совершенно спокойно может разговаривать на десяти языках мира, если ему это давать в детстве. В детстве информация вообще усваивается очень хорошо, а в школе занимаются девочки критического возраста - 13-14 лет. Это переходный возраст, когда меняется психика и ищется какой-то стержень, и можно очень легко не в ту сторону пойти, я так думаю. Эта школа, она просто помогает не делать каких-то ошибок и помогает просто научиться тому, какие-то навыки приобрести, которые просто потом помогут в жизни. В школе обыкновенной, общеобразовательной, к сожалению, даже факультативно этим не занимаются: не учат ни шить толком, ни вязать, ни готовить пищу, а уж не говоря о том... Девушка - это такой человек, что когда она становится девушкой, она начинает желать нравиться всем, начинает желать избавиться от своих комплексов, она начинает нервничать очень сильно, если она плохо выглядит, даже касательно прыщей, скажем так, и поэтому я просто пытаюсь при помощи моих друзей как-то эстетски подойти к развитию человека, который мне отдался. Я набрала в школу девочек, которые прежде всего сами хотели, они любят "Колибри" - во-первых, во-вторых, они хотят чем-то заниматься - это самое главное, что у них есть желание что-то делать, при этом оказалось, что у них такое сумасшедшее желание, что надо немножко их урезонивать, успокаивать. У меня вообще история с этой школой развивается долго, я сначала готовила - 3-4 года - концепцию школы. Школа 3-х годичная, девочки, которые учатся в школе, им все предметы преподаются факультативно, скажем, 2, 3, 4 раза за семестр, потом они сдают экзамен в обязательном порядке. Там преподается актерское мастерство, режиссура, вокал, хореография, с ними занимаются социологи, психологи, даже у нас были педагоги по звездам - астрологи, мы пытались что-то про себя понять даже с этой стороны, зубные врачи, парикмахеры, визажисты.
Ольга Писпанен:
Ты сама преподаешь там?
Наталья Пивоварова:
Я сама преподаю фактически все время. Школа проходит у нас 4-5 раз в неделю по 4 часа. В принципе, мы пока пользуемся услугами ДК Связи, где у нас вокал, и по домам. Пока мне это удобно, потому что удобно учителям, это раз, во-вторых, там постольку поскольку школа для них и для нас бесплатная, то никто ничего не платит, никто ничего не получает, поэтому мы кочуем. Но я надеюсь, что в очень скором времени мы обретем какое-то место. И вот, как бы, конечным результатом этого проекта является музыкальная группа "Молочный шейк", то есть эти девушки пишут мелодии, пишут тексты, я ничего не корректирую, заставляю их только запятые правильно расстанавливать, но это очень важно. И вот, своими непоставленными голосами они пытаются воспроизвести то, что они понаписали. И потом мы уже разбираем: хорошо это или плохо. Но это конечно очень хорошо.
Ольга Писпанен:
Расскажи пожалуйста о своем фильме.
Наталья Пивоварова:
Это такой очень классный проект. Это наш проект с "Колибри", который мы придумали. Мы очень много жизни провели в купе, как ты понимаешь, это нормальное состояние актера ехать из одного города в другой. Обычно, когда мы садимся, нас забрасывают на прощание огромными букетами роз, когда поезд приходит на конечную станцию СПб, эти розы совершенно увядают. Таким образом родилась идея "Купе увядающих роз". О том, как четыре взрослые девушки приезжают впервые в большой город из провинции, со своими амбициями, со своими видениями того, кто они такие будут в этом городе и как им повезет или как там им не повезет и что им от этого города надо и что, в конце концов, им этот город дает - вот об этом обо всем будет художественный фильм под названием "Купе увядающих роз", к которому уже сочинены прекрасные произведения. Песен всего будет 5 или 6, из них песня одна мужская, уже она записана. Песню исполнил один из моих учителей - Анатолий Квит, такой восточный гуру, который рассказал мне как надо жить, когда-то, и этими принципами я руководствуюсь, человек, который 18 лет не пел.
Ольга Писпанен:
Хорошо. Веришь ли ты в любовь?
Наталья Пивоварова:
Как же не верить в любовь? Это удивительное чувство, которое дает много страданий и много счастья. Нужно просто отдаваться этому чувству и плыть с любовью. А бывает нелюбовь.
Ольга Писпанен:
В жизнь после смерти?
Наталья Пивоварова:
Жизнь после смерти? Если она есть - то здорово. Если ее нет... я же в этом не виновата?