Кавказские хроники

Олег Кусов:

В Москве прошел "круглый стол", в ходе которого были обсуждены многие взаимные претензии между Москвой и Тбилиси. В дискуссии приняли участие грузинские и российские политики.

"Сегодня основные политические тенденции в Грузии определяются грузинским национализмом, главная идея которого может быть сформулирована так: независимость Грузии - есть независимость от России".

"Грузия отдалялась от России именно настолько, насколько Россия отталкивала Грузию".

Приказ командующего объединенной группировкой в Чечне генерала Молтенского о новых правилах проведения так называемых "зачисток" не положил конец нарушениям.

"Одной из наиболее жестоких за последние месяцы можно считать "зачистку" в селе Цацан-Юрт, проходившая в те дни, когда в средствах массовой информации в восторженных тонах комментировался приказ Молтенского".

На Кавказе казаки стали поселяться еще в 16-м веке.

"Трагической страницей в истории терского казачества стала депортация казаков с обжитых территорий. Причина - выступление части Терского казачьего войска против политики, проводимой Советами".

Олег Кусов:

Приказ командующего российской группировкой в Чечне генерал-полковника Молтенского о новых правилах проведения так называемых "зачисток" на практике не принес ожидаемых результатов. О том, что он остался документом, разработанным в пропагандистских целях, свидетельствуют прошедшие после его подписания спецоперации в чеченских селениях. Рассказывает сотрудник назрановского офиса правозащитного центра "Мемориал" Усам Байсаев.

Усам Байсаев:

К приказу командующего группировкой российских войск в Чечне, регламентирующий порядок проведения специальных операций в населенных пунктах, жители республики отнеслись сдержанно. Подчиненные генерала не спешат исполнять приказ в полной форме. Это стало очевидным уже сейчас, когда на нем еще не просохли чернила. На рассвете в поселке Мичурино Урус-Мартановского района силами районной военной комендатуры временного отдела внутренних дел и приданной им войсковой части была проведена стремительная "зачистка", в ходе которой наблюдались все те же нарушения, для устранения которых вроде бы и подписывался приказ № 80. В частности, на бронетехнике, задействованной в ходе операции, отсутствовали бортовые номера. Жителям, в дома которых они входили, военные не представлялись, а при проведении обысков не считали нужным хотя бы в формальной степени объяснить причины своих действий. Почти все мужчины были подвергнуты унизительной процедуре проверки документов: военные заставляли их снимать одежду, включая и нижнее белье. Без видимых на то причин 11 человек были доставлены во временный отдел внутренних дел Урус-Мартановского района. Глава администрации населенного пункта узнал о проведенной спецоперации уже после ее окончания, об этом ему сообщили сами местные жители.

Одной из наиболее жестоких за последние месяцы можно считать "зачистку" в селе Цацан-Юрт, проходившую в те дни, когда в средствах массовой информации в восторженных тонах комментировался приказ Молтенского.

Утром 26-го марта все въезды и выезды из этого населенного пункта заблокировали крупные соединения российских войск и милиции. В операции, как потом выяснилось, были задействованы части, дислоцирующиеся в разных регионах республики. Это сказалось и на ее итогах. Четырнадцать человек, задержанных в селе, исчезли бесследно.

Глава администрации вместе с их родственниками ездит по всем известным ему воинским подразделениям и пытается выяснить, там ли содержатся его односельчане или нет? Чеченских милиционеров из отдела внутренних дел Курчалоевского района военные не допустили к месту проведения операции. В самом Цацан-Юрте тем временем шло повальное задержание мужчин. Но при этом жители села могли и откупиться. Размеры выкупа доходили до пяти тысяч рублей. Не смогли заплатить за себя около трехсот человек, они-то и были доставлены на временный фильтрационный пункт, оборудованный на территории поселкового отделения милиции. В селе имели место факты грабежа имущества местных жителей. Военные забирали из обыскиваемых ими домов все, что представляло для них хоть какую-то ценность. Военные разгромили местную школу, вся мебель, которая имелась там, опрокинута на пол и сломана, испорчены учебные пособия. Сотрудники российских силовых структур, задействованные в операции в Цацан-Юрте, в большинстве своем скрывали свои лица под масками.

Олег Кусов:

Российские военнослужащие, которых довольно часто обвиняют в нарушении прав человека на территории Чечни, в большинстве своем сами остаются жертвами произвола со стороны генералитета. Так считает депутат Государственной думы России, член Комитета по обороне Евгений Зеленов. О проблеме невыплат денежного довольствия, так называемых "боевых денег" российским военным и милиционерам с Евгением Зеленовым беседует наш корреспондент Любовь Чижова.

Любовь Чижова:

Каково ваше мнение, причины, по которым военнослужащим вовремя не платят причитающиеся им деньги?

Евгений Зеленов:

Финансовые органы Северокавказского округа крайне халатно относятся к этому вопросу. Есть и специальные инструкции, каким образом производятся выплаты, оформление "боевых". Они в полной мере не выполняются. Военнослужащие, особенно солдаты, приезжают и привозят справки, сколько дней они участвовали в боевых действиях. А в итоге получает вполовину меньше. Лучше бы, конечно, с самого начала оформляли сберегательные книжки, по которым бы военнослужащие на местах получали бы эти средства. Часть переводится, а часть будто бы выплачивается на руки военнослужащим. Военнослужащий приезжает домой и говорит: я их не получал. Сделают запрос, а роспись стоит. Чья роспись стоит? Может быть, начальника финслужбы этой части? Год назад президент сказал: "Навести порядок в течение трех дней!". Три дня вылились уже в целый год.

Любовь Чижова:

Можно ли как-то эти деньги военнослужащим получить через суды? Были какие-то уже прецеденты?

Евгений Зеленов:

В суд в настоящее время подала только Главная военная прокуратура на некоторые воинские части. Как солдат, прибыв уже домой, может обратиться в суд? Кто поедет туда, кто будет проводить расследование? Это очень сложная процедура. Поэтому вполне Министерство обороны, Министерство внутренних дел сами в состоянии это сделать. Но еще другая есть проблема - поборы, которые происходят в самих воинских частях финансово-довольствующих органов: на контрольно-пропускных пунктах, в аэропортах, на вокзалах уже милиция задерживает и по любой причине требует взяток. Солдат, получив даже мизер тех средств, отдает их этим людям. Сами военнослужащие четко не могут себе представить, сколько и как они получают, все это находится в неведении. Выделяются определенные суммы на воинскую часть. А сколько участвовало конкретно военнослужащих в боевых действиях, четко не определяется. То есть в зависимости от той суммы, которая выделена. Если выделено примерно на 15 дней боевых действий, а их на самом деле было 17, выплачивают только 15. Это же прямое нарушение прав человека, который находится на самом острие событий и рискует своей жизнью.

Олег Кусов:

Грузино-абхазское противостояние остается лишь одной из составляющих непростых российско-грузинских отношений. О характере этих отношений шел разговор на недавнем заседании "круглого стола" в Москве. Дискуссия развернулась между тремя его участниками: чрезвычайным и полномочным посланником посольства Грузии в России Теймуразом Гамцемлидзе, заведующим Отделом Кавказа института СНГ, бывшим послом России в Грузии Феликсом Станевским и вице-президентом Московского грузинского землячества Давидом Бериташвили. В Тбилиси считают, что в российско-грузинских отношениях появляются положительные моменты, которые требуют особого к себе внимания.

Теймураз Гамцемлидзе:

Есть явные симптомы улучшения отношений, это мнение разделяют и наши бывшие руководители, несмотря на существование определенных проблем, определенных раздражителей. На разных уровнях ведется интенсивная работа с грузинской и с российской стороны. Всем известна работа, которая ведется над большим рамочным договором. Уже состоялись несколько встреч на уровне экспертов, которые обсуждали блок экономический, гуманитарный и военно-политического сотрудничества. Следует отметить визит министра государственной безопасности Грузии в России, в том числе буквально недавно в Санкт-Петербурге на форум, на котором обсуждались вопросы борьбы с международным терроризмом. Особенно хотел бы подчеркнуть проведение в том же Санкт-Петербурге межпарламентской ассамблеи СНГ, где принимала участие грузинская делегация, делегация парламента во главе со спикером Нино Бурджанадзе. И вот последние мероприятия в Сочи - это встреча четверки секретарей Совета национальной безопасности всех четырех так называемых кавказских республик: России, Грузии, Армении и Азербайджана. Я бы не делал бы каких-то чересчур оптимистических прогнозов, но самое главное, то, что мы очень высоко оцениваем, - это готовность обеих сторон сесть за стол и говорить о тех проблемах, которые существуют в наших отношениях и прилагать максимум усилий для преодоления.

Олег Кусов:

Однако заведующий отделом Кавказа Института СНГ, бывший посол России в Грузии Феликс Станевский утверждает, что политика официального Тбилиси не учитывает стратегические интересы Москвы. Другими словами, грузинские политики намеренно обостряют отношения между двумя странами.

Феликс Станевский:

Я не согласен с тем, что в отношениях между Россией и Грузией преобладают или как-то очень заметно развиваются положительные тенденции. Думаю, что основная тенденция - это тенденция на ухудшение отношений. Это необходимо видеть, мне кажется, как раз для того, чтобы эту тенденцию развернуть вспять. Я не согласен с тем, что между Россией и Грузией происходит постоянное выяснение отношений. Я не согласен с тем, что преувеличиваются до космических масштабов любые неурядицы, которые возникают в отношениях между двумя странами.

Главное - это то, что (по существенным для России вопросам безопасности) Грузия в течение длительного теперь уже времени занимает недружественные России позиции. В связи со второй чеченской войной, после нападения на Дагестан, Грузия заняла позицию нейтралитета, которая на самом деле благоприятствовала чеченским боевикам-террористам. На территории Грузии еще до сих пор действует информационное агентство чеченских боевиков. На территории Грузии недавно был организован поход отряда боевиков под руководством Гелаева в сторону российской границы, там, где меньше всего Россия могла ожидать чеченских боевиков. Не буду вспоминать известные всем факты, связанные с Гелаевым, заявление Шеварднадзе относительно Гелаева в том роде, что это приемлемая для России личность и образованный человек. Я просто хочу сказать, что сам этот поход - есть акция, неприятельская суть которой по отношению к России не может быть просто преувеличена. В Грузии прекрасно знают, насколько для России чувствительна проблематика расширения НАТО. Нет, нас постоянно тыкают носом в грузинское желание вступить в НАТО. Каждый раз нам говорят о том, что Грузия к 2005-му году подаст заявку, или в других вариациях подчеркивается, что Грузия обязательно в НАТО будет вступать.

Олег Кусов:

Передвижение любых формирований по территории государства - это прежде всего проблема властей этого государства, а не соседнего, так считает вице-президент московского грузинского землячества Давид Бериташвили.

Давид Бериташвили:

С каких пор это вызывает такое удивление, вплоть до возбуждения пребывания чеченцев на территории Грузии? Мы знаем прекрасно, что были такие времена когда просто "Икарусами" подвозили целыми караванами боевиков, и не только из Чечни, откуда угодно, из Дагестана того же, на территорию Грузии, чтобы они там подрывали существующую в Грузии власть. Поэтому так гипертрофировать эту проблему? Да, возможно какие-то формирования перемещались внутри территории Грузии, ну и что же теперь делать? Разве Грузия не имеет права перебрасывать кого-то внутри себя на своей территории? Даже если это было так, как вы говорите, что спецслужбы принимали в этом участие. По крайней мере, это ни в коей мере не являлось походом на Россию, как вы это характеризовали. Кроме того, у России было, наверное, уже восемь лет или девять, до того, как начались эти тенденции на сближение с НАТО, для того, чтобы решить в той мере грузинские проблемы, насколько они зависели от России. Ничего такого не происходило, эти проблемы либо перерастали в сугубо хронические, либо усугублялись еще сильнее. За эти годы, например, откуда-то появился в Абхазии флот морской, о котором время от времени пишут. За это время появилась авиация, которая время от времени бомбит Кодорское ущелье. Это все под сенью дружеской длани России происходит? Например, в отношении Грузии трудно это назвать дружескими действиями. И кроме того, когда вводился визовый режим, было однозначно сказано с российской стороны, что визовый режим вводится с целью пресечения терроризма. Ну что ж, ввели этот визовый режим, какие могут быть еще разговоры о терроризме, если этот режим введен? Значит, этот режим не против терроризма был направлен, если разговоры о терроризме продолжаются, а неизвестно для чего, просто, чтобы ухудшить отношения, так надо понимать.

Олег Кусов:

По мнению Феликса Станевского, для грузинских властей независимость их государства означает прежде всего независимость от России.

Феликс Станевский:

Подавляющая часть населения Грузии хочет дружественных отношений с Россией. Беда, однако, та, что сегодня основные политические тенденции в Грузии определяются грузинским национализмом, главная идея которого может быть так сформулирована: независимость Грузии - есть независимость от России. То есть независимость Грузии - это не ее независимость от Соединенных Штатов, от Турции, это независимость от России. Соответственно, если предпринимается какой бы то ни было серьезный внешнеполитический шаг, то он должен быть обязательно спроектирован на эту основную идею. Каким образом вообще можно дискутировать на тему о походе Гелаева к границам России? Ну что тут говорить? Я бы на месте моих оппонентов эту тему старался бы обходить, не затрагивать ее. Там что случилось: обычных бандитов посадили на грузовики спецслужбы Грузии, подвезли сначала к границе Абхазии, затем переправили в Кодорское ущелье. Основная задача, которая у них была, действительно, - помочь решению абхазской проблемы. Походом на Российскую Федерацию не был целью, главной целью было помочь решению абхазской проблемы военным путем в пользу Грузии. Но дальше планировался выход на границу России в том месте, где эта граница никак нами не была подготовлена. Идею визового режима предложили вовсе не россияне. Эту идею впервые предложили в сентябре 1999-го года при обсуждении вопроса о том, как быть на границе между Россией и Грузией на чеченском участке. Эта идея не вызвала ни малейшего протеста. Когда Грузия говорит о том, что она вступит в Евросоюз, что Евросоюз - это наша мечта, это первый наш приоритет, в это же самое мгновение она говорит, что Грузия выступает за введение визового режима с Россией. Потому что нет ни одной страны Евросоюза, которая бы вступила в Евросоюз, эти страны вводят визовые режимы. Так что, Россия должна ждать, когда Грузия первая введет визовой режим с Россией? И она не должна не вводить визовой режим, несмотря на то, что в Грузии в парламенте предлагают его ввести, несмотря на то, что объективная обстановка требует, действительно требует введение визового режима, потому что это затрудняет пересечение границы террористам. Если я говорю "затрудняет", я вовсе не говорю "исключает", и нам важно, чтобы это было затруднено.

Олег Кусов:

Грузия настолько отдаляется от России, насколько Россия отталкивает ее от себя - утверждает чрезвычайный посланник посольства Грузии в России Теймураз Гамцемлидзе.

Теймураз Гамцемлидзе:

Наша проблема состоит именно в том, что иногда мы не хотим, иногда мы не можем видеть позитивные тенденции, мы больше обращаем и акцентируем наше внимание на негативные, на те проблемы, которые, к сожалению, сегодня существуют в наших отношениях. Серьезные причины найдутся всегда. Но дело в том, что иной раз критика появляется при полном отсутствии таковых. И следует хорошо различать эти ситуации. Существующие российские стратегические интересы в Грузии, вроде бы Грузия враждебно настроенная страна. Грузия отдалялась от России именно настолько, насколько Россия отталкивала от себя Грузию. Надежнее, дружественнее страны, чем Грузия, у России не было. И сейчас мы опять повторяем, что классификация политики Грузии как не дружественной России, мы думаем, в какой-то степени это неправильно.

Что касается проблем НАТО. Лично я бы хотел верить в то, что в течение двух-трех лет Грузия станет членом НАТО. Это довольно далекая перспектива. И упрекать Грузию в развитии, в сотрудничестве с НАТО, тем более сейчас, когда двусторонние отношения между НАТО и Россией развиваются более чем хорошо, это неправильно, особенно после последних событий, после буквально недавнего интервью лорда Робертсона о состоянии российско-натовских отношений. Почему, допустим, если это приемлемо для России развивать отношения с НАТО, это не может быть хорошим тоном или хорошим жестом по отношению к России с грузинской стороны?

Олег Кусов:

Участники "круглого стола" в Москве по проблеме российско-грузинских отношений, как создавалось впечатление, по большинству принципиальных вопросов не нашли точек соприкосновения. Но даже острая дискуссия показала, что многие проблемы в отношениях между двумя странами порождены интересами определенных политических кругов, а не интересами грузинского и российского народов.

О некоторых событиях на Кавказе, нашедших свое отражение в местной прессе, рассказывает Ольга Кантемирова.

Ольга Кантемирова:

Первая группа военных инструкторов США в составе 35-40 специалистов прибудет в Грузию ориентировочно в конце апреля, сообщает газета "Свободная Грузия". Американские военные специалисты в рамках программы тренинга и экипировки подготовят примерно 1500 грузинских военнослужащих контртеррористических подразделений.

Совет национальной безопасности, пишет газета "Свободная Грузия", распространил информацию о том, что с дислоцированной в Ахалкалаке российской военной базы продается оружие. Как заявил заместитель секретаря Совета безопасности Джимал Гахакидзе, эта информация появилась некоторое время назад в Министерстве Госбезопасности Грузии. По данным спецслужб Грузии, оружие с российской военной базы в Ахалкалаке таким образом попадает в Панкисское ущелье. Факт продажи оружия с российской военной базы в Ахалкалаке не подтвердили в пресс-службе группы российских войск в Закавказье, утверждает газета "Свободная Грузия".

Эта же газета пишет о жительнице грузинского города Самтредиа Нино Стуруа, которая претендует на установление своеобразного рекорда. Жительнице Самтредиа в июне нынешнего года исполняется 120 лет. Она выказала обиду на некоторых журналистов, распространивших сообщение о самой пожилой в мире женщине, которой 112 лет, которая живет в Японии. У Нино Стуруа 8 детей, 24 внука и 4 правнука. Она чувствует себя бодро, хорошо видит и слышит и даже помогает по хозяйству своим многочисленным родственникам.

Тревожная ситуация сложилась в бассейне реки Кура, пишет газета "Бакинский рабочий". Но в отличие от прошлых лет главная водная артерия грозит Азербайджану не подтоплением, напротив, за последний месяц отмечено резкое падение уровня воды в реке. Из-за этого падения возник острый дефицит влаги в нескольких районах Азербайджана. Недостаток воды для орошения ощущают многие фермерские хозяйства. Падение уровня воды в Куре специалисты объясняют засушливой зимой. Изменить ситуацию в лучшую сторону в ближайшее время могут только весенние дожди, заключает газета "Бакинский рабочий".

Олег Кусов:

Некоторые конфликты на Кавказе наблюдатели склонны объяснять религиозными разногласиями. Мирные взаимоотношения живущих в регионе с давних пор приверженцев одной из традиционных религий - буддизма с представителями мусульманства и христианства опровергают этот тезис. О сегодняшних буддистах на Кавказе рассказывает сотрудник московского буддийского центра Елена Леонтьева.

Елена Леонтьева:

Вся эта сеть западных центров, то есть не расположенных в Тибете, в Индии, западных центров "Алмазного пути", она началась в 70-х годах в Европе. В Россию именно эта ветвь пришла в 89-м. На Кавказе сейчас три центра, первым был Пятигорск, затем Краснодар и Невинномысск - довольно новый центр, ему года четыре. Самый лучший центр в Пятигорске, он крупный, они приглашают к себе путешествующих учителей. Путешествующие учителя - такие молодые ученики нашего ламы главного, которые получили от него полномочия на то, чтобы тоже читать лекции. По всему миру человек, наверное, 40-50. У нас на самом деле нет никакой иерархии, вождей, лидеров.

Олег Кусов:

На Кавказе очень силен ислам.

Елена Леонтьева:

Проявления религиозного экстремизма со стороны ислама не было никакого. Мы абсолютно не занимаемся политикой, только частные лица, но это их личное дело.

Олег Кусов:

А были какие-то случаи проявления нетерпимости по отношению к буддистским центрам?

Елена Леонтьева:

Случай был, но это была не религиозная нетерпимость, а, скорее всего, бюрократическая. Наш центр в Краснодаре не мог зарегистрироваться несколько лет. Руководство города, администрация просто принципиально не хотели регистрировать центр. У мэра была знаменитая фраза: "Центр тибетского буддизма должен быть на Тибете". Длилось это несколько лет, наши ребята уже сбились с ног. Они обивали все пороги, делали все, что только возможно. Но, в конце концов, нам пришлось пойти в суд, и суд, конечно же, вынес постановление в нашу пользу. Средний возраст наших буддистов около 30-ти лет.

Олег Кусов:

А приходят к вам люди, скажем так, прежде исповедовавшие ислам?

Елена Леонтьева:

Мы говорим не "исповедовать" буддизм, а "практиковать". Есть у нас люди из исламских семей. Человек более-менее свободен, он начинает искать. Люди ходят в разные места и выбирают. И в какой-то момент человек чувствует, наверное, что он попал домой, ему здесь хорошо, и он чувствует, что ему будет это полезно. Мы всегда говорим, что вовсе не должны все люди исповедовать одну и ту же религию, очень хорошо, что есть много разных религий, потому что человек может выбрать то, что подходит именно ему. Наш лама говорит, обращаясь к мужчинам: хотелось бы вам, чтобы все женщины выглядели одинаково? Или чтобы все блюда имели одинаковый вкус? Нет, конечно. Хорошо, что много разного. Когда приезжает путешествующий учитель, обычно проводятся лекции в центре. И когда приезжает лама, это бывает раз в год-два, проводятся публичные лекции в городе. А вообще у нас около 350-ти центров во всем мире. И в Америке есть наш центр: и в Северной, и в Южной; в разных странах: и в Австралии, в Новой Зеландии, почти во всей Европе. Буддизм в России признан одной из трех традиционных религий, согласно закону о свободе совести. Просто люди не знают, что такое буддизм, его очень часто путают с кришнаизмом, с чем угодно.

Олег Кусов:

Несколько веков по соседству с мусульманами-дагестанцами живут буддисты-калмыки. Они смогли наладить тесные экономические и политические связи с мусульманами, на западе и севере прикаспийских степей - с православными казаками.

Валерий Улядуров:

Калмыки относят себя к айратам, древнему монгольскому племени. Кочевники дважды открывали для себя буддизм. В первый раз это произошло в 13-м веке, во времена расцвета империи, при появлении внука Чингисхана Хубилая. Тогда буддизм был объявлен государственной религией и иерарх - лама - получил титул главы всей буддистской церкви Монголии, Тибета и Китая, а также "Царя веры в трех странах". В течение ста лет в столице Монгольской империи Каракоруме было воздвигнуто 12 храмов-монастырей. Однако широкого распространения религия тогда не получила. Чингизиды лояльно относились ко всем верованиям, принудительно буддизм не насаждался. Тем не менее миссионерская деятельность тибетских монахов продолжалась. Ламы часто замещали государственные должности, дети айратских и калмыцких князей получали образование в буддистских монастырях. И через 400 лет религия переживает повторный расцвет. Айрат-калмыки уже откочевали тогда в приволжские степи и приняли русское подданство. Этот расцвет связывают с именем Зая Пандиты. Монгол по происхождению, тибетский лама, миссионер, ученый, просветитель, дипломат, исполнявший поручения Далай-ламы, он вошел в историю как составитель калмыцкой письменности. К началу 20-го века в Калмыкии насчитывалось 105 храмов и 45 тысяч лам.

Русская администрация проводила достаточно сбалансированную политику, но не оставляла попыток прекратить сношения калмыцких буддистов с Тибетом, а также поддерживала интенсивную миссионерскую деятельность православной церкви, отталкиваясь от принципа "религия христианская сделает из калмыков русских". После революции калмыцкий буддизм пережил полнейший разгром. К 40-м годам деятельность буддистских урулов и школ была прекращена. Последовавшая затем депортация калмыков уничтожила последние очаги религии. Первая буддистская община появилась в Калмыкии вновь лишь в 88-м году. Сегодня таких общин около двадцати. Следует сказать, что в Калмыкии исповедуют не классический индуистский буддизм, а ламаизм, разновидность религии, получившую распространение в Тибете, Монголии и на территории России. Правда, даже специалисты затрудняются дать четкое определение чистого буддизма. Дело в том, что сегодня буддизм скорее не религия, а философская концепция, вобравшая в себя огромное количество самых разных течений и школ. Без серьезной подготовки разобраться даже в самых простейших нюансах сложно. Наверное, именно поэтому сегодня буддизм не находит широкого распространения, при том, что в Калмыкии сейчас успешно действуют более 30-ти различных конфессий и сект. Однако ни конкуренции, ни обостренной межконфессиональной борьбы не наблюдается. С одной стороны, буддизм очень либеральная религия и его сторонники спокойно относятся к свободе выбора веры. А с другой стороны, число активных прихожан всех конфессий в республике едва ли превышает 10% от общего числа населения. Наверняка, последним соображением объясняется и отсутствие какой-либо религиозной вражды. Даже общероссийская антисектантская волна, докатившаяся до Калмыкии, так и не вызвала в обществе широкого резонанса. В заключение прочту отрывок из молитвы Его святейшества Далай-ламы Четырнадцатого: "Из круговорота сансарного моря, захлестывающего нас волнами болезни, старости, смерти, пусть мы сумеем освободиться!".

Олег Кусов:

В 16-м веке на Кавказе впервые появляются выходцы из России. Это казаки. О том, как это происходило, рассказывает наш корреспондент в Пятигорске Лада Леденева.

Лада Леденева:

Давно это было, еще до покорения Казани, а точный год нигде не указан. Как-то раз на станичной площади Раздорского городка собрались все "непенные", то есть не опороченные ничем казаки. Шумно было на кругу, шумно и людно. Замышлялся новый поход, вызывали охотников. В середине стоял статный и видный казак атаман Андрей, окруженный бывалыми в походах смелыми казаками, отчаянными головорезами - старшинами. Много было тут седых волос и кудрей, но сухощавы и загорелы были лица. Не один темный шрам на лице говорил о том, что недаром досталось казаку звание старшины, что не раз рубился он с врагом - татарином или турком. Долго гутарили и гомонили казаки. Вдруг атаман взялся за свою высокую остроконечную барашковую шапку, и сейчас же раздался крик: "Помолчи, честная станица, атаман говорить будет!". Это кричал молодой есаул. И стих круг войсковой. И тогда заговорил атаман. Он предлагал казакам пойти поохотиться на Каспийское море. "Любо или не любо, атаманы молодцы?", - воскликнул он. Снова зашумел круг. То и дело выходили из него казаки, кидали шапки оземь, и скоро порядочная партия казаков собралась к атаману. Набег был решен. Предводителем был избран атаман Андрей. Снарядив на Волге мелкие лодки, партия охотников спустилась в Каспийское море. Долго ходили казаки по морю, останавливали персидских купцов и брали от них добычу. Но настала осень, задули сильные ветры, зашумела буря. Спасаясь от нее, казаки пристали к неведомому им берегу. Вдали виднелись высокие горы с вершинами, покрытыми снегом. Это были Кавказские горы. В горах казаки зазимовали, поставили в долинах шатры, стали ходить на разведку, и понравилась Андреевым казакам эта земля. На следующий год они послали на Дон товарищей звать к себе донцов, восхваляя гребни гор, на которых они жили. Называли они себя гребенскими казаками. Пришли еще казаки, и основалось Гребенское казачье войско со своим кругом и с обычаями, сходными с обычаями донских казаков. В 1580-м году повелением царя Иоанна Четвертого Васильевича Грозного они были переведены на Терек, и потому стали называться терскими казаками. Так, первоначальное Донское войско положило основание Терскому. И до сих пор в Терском войске сохранились те же обычаи, тот же говор, что и в Донском. Позднее на реках Аграхань и Сулат из переселенных донских казаков было образовано Аграханское войско, позже называлось Семейным. В 1735-м году на реке Терек оформилось три войска, позднее они назывались полками. Гребенское - из потомков первых переселенцев, Терско-семейное и Кизлярское - оба из донцов, а Кизлярское - из армян и грузин. В 70-х годах 18-го века в связи со строительством кавказских пограничных укрепленных линий для их обороны были сформированы дополнительно Моздокский, Волгский, а затем Горский полки из переселенных казаков, русских и украинских крестьян, так и кавказских горцев.

Олег Кусов:

Во второй половине 19-го века образовывается Терское казачье войско. Российские власти более активно пытаются использовать казаков в своих интересах в регионе.

Лада Леденева:

В 1806-м была образована Терская область под началом командира Кавказского корпуса. В 1832-м шесть терских полков вошли в состав Кавказского линейного казачьего войска, к которому были также причислены сформированные Сунженский и два малороссийских, позже переименованные во Владикавказский. В 1860-м было образовано Терское казачье войско в составе четырех полков. С 1905-го года Терская область делилась на четыре казачьих отдела и шесть национальных округов и подчинялась начальнику области, он же наказный атаман. В те времена казачьи станицы были зажиточными и большими. На военную службу провожали всем миром, а по воскресеньям в церковь ходили семьями, когда почитали старших и свято придерживались традиций, идущих от предков, и храбро воевали за веру, царя и отечество. Да песни пели привольные как степи, горькие как запах полыни, добрые как солнечное утро занимающегося дня. И жили в дружбе и согласии. Терские казаки участвовали в крымских походах 17-го века, русско-турецких войнах 18-19-го, кавказской войне 1817-1864-го годов. Во время Первой мировой войны Терское казачье войско выставило 12 конных полков, два пластунских батальона, две батареи, две гвардейских сотни, пять запасных сотен и 15 команд. Во время Гражданской войны 1918-20-х годов бедные слои казаков боролись за советскую власть, а зажиточные выступали на стороне белогвардейцев. В 1918-м начале 19-го на территории Терского казачьего войска существовала Терская советская республика. В 1920-м Терское казачье войско было упразднено. Начались кровавые сталинские репрессии, тысячи казаков были депортированы в разные уголки страны. Затем наступил период реабилитации. Позднее в Красной армии была сформирована Терско-ставропольская казачья дивизия, которая вместе с другими частями терских казаков участвовала в Великой Отечественной войне. Возрождение казачества на Ставрополье в его нынешней сути началось в 1989-м году. Рассказывает пресс-атташе терского казачьего войска Александр Кузнецов.

Александр Кузнецов:

В 1989-м году один из первых кругов родился в городе Ессентуки. Первый атаман был Титов Василий, один из инициаторов возрождения казачества на Ставрополье, боец ставропольский. А потом уже в 90-м году Союз казаков России был создан. Одним из делегатов этого съезда явился я.

Олег Кусов:

В первой четверти 20-го века казаки не вписались в планы новой российской власти на Кавказе. В 20-е годы прошлого столетия казаки одними из первых в регионе подверглись репрессиям со стороны советской власти.

Лада Леденева:

Трагической страницей в истории терского казачества стала депортация казаков с обжитых территорий, которая началась в 1918-м году. Причина - выступление части терского казачьего войска против политики, проводимой Советами. Согласно историческим документам, Центральный комитет партии большевиков признавал единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость недопустимы - таковыми были итоговые предписания большевикам на местах.

Александр Кузнецов:

27-го апреля 1921-го года при конвоировании 74-х тысяч казаков порубили, по одним данным, 34 тысячи, по другим - 37 тысяч. Казаки осваивали Казахстан, Туркмению. Гнали по Каспию, грузя их на баржи, в Махачкале, в других портах, которые были поблизости, гнали их на территорию Туркмении. По дороге многие женщины рожали, не было ни молока, не было ничего, сами голодные, рожали, дети умирали. Матери бросались в Каспий, сходили с ума.

Лада Леденева:

В марте 1920-го года после разгрома Деникина против казачества был направлен очередной сокрушительный удар. Этот вывод подтверждают и многочисленные архивные документы той поры. В казачьих областях утверждались революционные трибуналы, организуемые по положению от 18-го марта 1920-го года. При этом предписывалось, что определение меры репрессий ревтрибуналами не ограничены. Предписания выполнялись беспрекословно. В октябре-ноябре 1920-го года член реввоенсовета Кавказского фронта товарищ Орджоникидзе, направляя письмо председателю продовольственного комитета Кавказской трудовой армии товарищу Пивину, предложил: "Скот, хлеб, лошадей, фураж и все годные для армии продукты забрать из восставших станиц Ермоловской, Романовской, Самашкинской, Михайловской, Калиновской". Политика по отношению к казачеству юга России нашла отражение в появившемся приказе под грифом "секретно", который подписал исполняющий обязанности командующего Кавказской трудовой армии товарищ Медведев. Согласно приказу, подлежала сожжению станица Калиновская. Что касается мужского населения, казаков в возрасте от 18-ти до 50-ти лет, то предписывалось "погрузить в эшелоны и под конвоем отправить на Север для тяжелых принудительных работ. Стариков, женщин и детей выселить из станиц, разрешив им переселиться в хутора и станицы на Север". Непродуманная политика привела к тому, что казаки вынужденно бросали свое жилье, озимые посевы, наносился огромный ущерб районам проживания казаков. Итог этих мер не принес желаемых результатов. Скажем, земли казачьих станиц Михайловской, Самашкинской и Ермоловской были свободны более трех лет после выселения и фактически никем не использовались.

Олег Кусов:

Сегодня к казакам на Кавказе отношение неоднозначное. Когда казаки утверждают, что являются самостоятельным этносом, с ними не соглашаются власти и представители соседних народов, впрочем, как и большинство ученых. К тому же казаки считают, что они на Кавказе должны быть проводниками политики Москвы. Но холодные оружие власти им носить до сих пор не разрешают.

Лада Леденева:

На сегодняшний день на Ставрополье действует целый ряд общин Терского казачьего войска - Ставропольская, Пятигорская, Железноводская, Горячеводская и многие другие. Ставропольские казаки не только занимаются охраной правопорядка на территории Чеченской республики, но и совместно с подразделениями ГУВД Ставропольского края патрулируют улицы, помогают правоохранительным органам охранять важные объекты и места большого скопления людей, особенно в праздники, дни, когда, по милицейским ориентировкам, не исключена возможность проведения терактов различными экстремистскими структурами. Казачество задействовано в охране государственной границы, в таможенной, экологической, природоохранной и других видах государственной службы. В минувшем году глава российского правительства Михаил Касьянов подписал постановление об утверждении правил ношения холодного клинкового оружия. Атаман Терского казачьего войска Ставропольского округа Владимир Руденко уточнил, что данное постановление касается только Терского и Кубанского казачьих войск. До подписания постановления милиционеры, руководствуясь существующим законом об оружии, формально были вправе отобрать у казака шашку, которая является атрибутом военной формы казачества. Теперь казаку, чтобы подтвердить свое право на ношение оружия, требуется лишь предъявить удостоверение. Еще одно условие - оружие должно быть номерным. "Кинжал, который казак купил в универмаге, можно будет только повесить дома на ковре", - сказал тогда Владимир Руденко. С недавних пор ставропольские казаки вооружены и карабинами Симонова, правда, по информации ГУВД Ставропольского края, казачьи карабины хранятся в специально отведенных для этого оружейных комнатах и могут быть применены только в чрезвычайных ситуациях.

Буквально на днях на верность Отечеству и Русской Православной Церкви присягали кадеты казачьего корпуса, действующего при военно-спортивной гимназии № 31 города Ставрополя. Кадетскую присягу принимали представители Ставропольского городского казачьего общества и Совета стариков Терского казачьего войска. Войсковой священник протоиерей Павел Самойленко совершил молебен, освятил знамя корпуса и окропил кадетов святой водой. Сегодня в составе корпуса сорок мальчишек от 5-го до 8-го класса. Помимо общей программы гимназии они углубленно и, главное, добросовестно изучают историю и традиции казачества, а также основы православной веры.