Лев Ройтман:
Президент Ингушетии Руслан Аушев своим указом легализовал регистрацию многоженства: мужчина вправе иметь до 4-х законных жен. 9 из 10-ти жителей Ингушетии - мусульмане. Семейный кодекс Российской Федерации полигамию, точнее полигинию, многоженства не допускает. Коран допускает при определенных условиях. В ряде мусульманских стран - Турция, Тунис - многоженство прямо запрещено. В Египте и Сирии крайне затруднено. Легально многоженство не допускается в Азербайджане, Узбекистане, Туркмении, Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане. В Чечне разрешено, но ей дела до российских законов нет. Как относиться к указу Аушева? Почти половина опрошенных россиян считает многоженство для мусульман допустимым, но мужчины говорят "да" в три раза чаще, чем женщины. Наш предстоящий разговор о многоженстве. Участвуют: Радий Фиш, Москва; Эльмира Ахундова, Баку; Джованни Бенси, Прага.
Легализовав многоженство в Ингушетии, Руслан Аушев пояснил, что поскольку в республике женщин много больше, чем мужчин, то они не могут устроить свою судьбу, а заниматься, как он выразился, "блудом", не каждая женщина хочет, кроме того, это категорически запрещает Коран. Замечу, что Коран не запрещает проведение референдума, а конституция Ингушетии его даже предусматривает. И вот теперь с вопросом к Радию Фишу, Москва: Радий Геннадиевич, вы - востоковед, тюрколог, так вот, в Турции многоженство запрещено с 26-го года, Турция просто приняла тогда швейцарский гражданский кодекс, но огромное большинство населения в Турции - это мусульмане. И вот вопрос: чем был вызван запрет многоженства?
Радий Фиш:
Запрещение многоженства в Турции было связано с реформами Ататюрка - руководителя турецкой республики и победителя в национально-освободительной войне против европейских держав. Ататюрк революционным путем в течении 10-ти лет провел целый ряд реформ, в том числе и гражданского кодекса. Было запрещено ношение одежды, запрещены дервишевские ордена, было предоставлено право голоса женщинам в 34-м году, на 12 лет раньше, чем во Франции и право выбирать и быть избранными. Таким образом, была ликвидирована и статья в Конституции, которая говорила о том, что государственной религией в Турции является ислам, и была отменена присяга президента и всех должностных лиц на Коране, была заменена гражданской присягой. Целый ряд реформ, в том числе и связанные с многоженством. Хотя старые пары и многоженцы, которые были до этого указа, они продолжали существовать легально. Это была попытка европеизации страны.
Лев Ройтман:
И на сегодняшний день, как в Турции решается реально проблема многоженства?
Радий Фиш:
Реально многоженство не существует легально, оно существует на практике, так же как во Франции, так же как в России, но оно не легализовано и никогда не может быть легализовано до сих пор. Те пары, которые, или тройки, или четверки, которые живут, и если они остались живы после 20-х годов, они продолжают в многоженстве жить, никакого многоженства официального в Турции не бывает.
Лев Ройтман:
Спасибо, радий Фиш. И Джованни Бенси, вы автор книг, автор статей об исламе многоженства, это ведь не абсолютное религиозное право мусульманина, есть ведь и в самом Коране достаточно жесткие ограничения и жесткие условия, при которых многоженство допускается?
Джованни Бенси:
Действительно это так. И во многом это дело интерпретации, как всегда бывает во всех религиях. Мы не должны забывать, что есть два, в основном, источника исламского учения. Первый и важнейший источник - это Коран, в котором, как утверждают мусульмане, Аллах сам говорит людям через Мохаммеда. И кроме того, есть ходисы, ходисы - это большие собрания, сборники разных фраз, разных выражений, изречений, которые предписываются Мохаммеду, но которые не вошли в Коран и передавались через определенные, через длительные цепи передатчиков, так сказать. Есть большие собрания этих ходисов, "Бухари", например, или "Муслим" и так далее. В самом Коране, что касается вопросов брака и многоженства, есть некоторые высказывания, есть некоторые аяты, значит стихи, в разных сурах (главах Корана), которые об этом говорят. Но многоженство в Коране оправдывается прежде всего необходимостью проявлять заботу о вдовах и сиротах. Мы должны учесть, что в старинном обществе дофеодальном, которое существовало в Аравийском полуострове во времена Мохаммеда, мужчины подвергались значительно большим и по количеству, и по качеству опасностям, чем женщины. Там всякие войны происходили между племенами, опасности, связанные с торговлей, с караванами, которые шли на север. Поэтому было много как будто бы женщин вдов и сирот. И поэтому есть одна сура Корана, это сура 4-я, стих - аят, стих 3 говорит: "А если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на тех, что приятны вам женщинах и двух, и трех, и четырех". Значит, это не приказано жениться на 4-х женщинах, но рекомендуется, и главная цель дается как помощь сиротам и помощь вдовам. Но дальше, говорится еще в Коране, что если у мужчины много жен, 4 жены, он должен обращаться с ними совершенно справедливо и по-одинаковому, значит одинаковое обращение ко всем женам. Если вы не можете обеспечить такое равенство, тогда лучше женитесь только на одной. Тут есть проблема, мы знаем, что в исламе есть не только конфессиональные деления на суннитов и шиитов, есть разные школы, называются "масхабы", школы фикка, так называемые, то есть богословско-юридическая интерпретация Корана, и эти масхабы, таханафиты, хамбалиты, шафииты и меликиты для суннитов и джафариты для шиитов. Многие улемы, многие мутакалимы, значит богословие и ученые ислама, ссылаются на другой аят, я могу это процитировать, это в 4-й суре, 128-й аят, в котором говорится, что "никогда вы не в состоянии быть справедливыми между женами, хотя бы и хотели этого". Значит, практически это очень трудно, чтобы человек в экономическом плане, например, обращался по-одинаковому со всеми женами.
Лев Ройтман:
Я хочу сказать, что в Тунисе именно этот стих был интерпретирован таким образом, что поскольку не возможно равное отношение ко всем женам, то следует многоженство запретить, и в конституции Туниса прямо написано - многоженство не допускается.
Джованни Бенси:
В Тунисе эта школа меликитов действует, которая интерпретирует именно в этом смысле. Я должен сказать, что этот 28-й аят 4-й суры - это основной текст, к которому ссылаются в исламских странах юристы, которые не допускают многоженство. И в этих странах, где многоженство не допускается, не только в Тунисе, но в Пакистане, Турции, с точки зрения богословской, и в разных других странах, есть именно ссылка на этот аят. Значит, это очень трудно, чтобы человек смог действительно обращаться по-одинаковому ко всем женам.
Лев Ройтман:
Кроме того, он должен всех обеспечивать, он должен обо всех заботится. И в Сирии пошли следующим путем: это не решение мужчины, что он может заботиться, он должен это доказать. И доказывает он это в суде, куда он обращается за разрешением на прибавку в женской части семейства, и сплошь и рядом в современных условиях он этого разрешения не получает. Таким образом, вроде бы и Коран соблюден, и в то же самое время страны эти отошли от средневековой практики, к которой возвращаются в Ингушетии сегодня, где, как мы понимаем, не может быть того уровня обеспечения каждой жены, которая имелась в виду пророком, и предполагалось, что каждая из них будет иметь отдельное жилище. Где вы сегодня в городской квартире обеспечите отдельное жилище для каждой жены? Но, тем не менее, многоженство допущено. И теперь с вопросом в Баку: Эльмира Ахундова, вы наш бакинский корреспондент, так вот в Азербайджане, где так же большинство населения мусульмане, несомненно проблема обсуждалась на официальном уровне, как она, впрочем, обсуждалась во всех мусульманских регионах России и во всех мусульманских республиках бывшего Советского Союза. Каково решение легальное в Азербайджане?
Эльмира Ахундова:
В Азербайджане институт многоженства, как и в других мусульманских республиках бывшего СССР, был упразднен в начале 20-х годов, в период советизации республики. И вот сегодня на 8-м году обретения государственной независимости в азербайджанском парламенте активно обсуждается новый семейный кодекс, "Кодекс о семье" - так он называется, он будет принят осенью в третьем чтении. В этом кодексе немало новых и таких интересных моментов для республики, например, составление брачного контракта, чего раньше не было, добровольное медицинское освидетельствование супругов. Однако и в новом семейном кодексе Азербайджана единственным видом семейных отношений, который признается в законодательном порядке, будет моногамная семья, то есть один мужчина - одна женщина. В процессе обсуждения в парламенте нового "Кодекса о семье" были депутаты, которые в кулуарах шутливо поднимали вопрос о многоженстве, так рассказала мне депутат "Мили меджилиса", поэтесса Миная Алиева. Однако, во время обсуждения закона, и в первом, и во втором чтении, никто из парламентариев даже попытки не сделал, чтобы внести подобное предложение в повестку дня. Сама поэтесса относится к институту многоженства резко отрицательно. Она сказала, что наличие двух и более жен в одной семье неизбежно привносит в семейные отношения дух нервозности, конфликтов, взаимной злобы и нетерпимости. А кроме морально-этического аспекта надо принимать во внимание и материальный факор, считает Миная Алиева. Сегодня наши мужчины, говорит она, не в состоянии достойно содержать одну женщину, куда уж им думать о второй.
Лев Ройтман:
Спасибо, Эльмира Ахундова, Баку.
Радий Фиш:
Указ Аушева не прошел через референдум, это ясно, поэтому не опрошено все население. Но я думаю, что это обосновывается другим обстоятельством. Во-первых, адатом, обычным правом, существовавшем на Кавказе, внебрачная связь, даже освященная муллой, для чеченской женщины вообще позор и хуже позора смерть может быть, клановое общество там. А главное, Аушев обосновывает тем геноцидом, который провела российская армия против вайнахского народа, в том числе и чеченцев, и ингушей, которые входят в вайнахский народ, и заботой о детях-сиротах в том числе, и о невестах, которые не могут найти себе мужа. Это реальное обоснование. Мне кажется, в этом есть смысл, но только нужно провести, на мой взгляд, референдум было бы. Хотя в Турции это было сделано без референдума.
Лев Ройтман:
Спасибо, Радий Фиш. Теперь вновь с вопросом к Джованни Бенси: в чем смысл, в чем суть запрета для христиан состоять в полигамном браке?
Джованни Бенси:
Но это для многих может показаться любопытным или новым, но в христианстве такого запрета нет. Мы знаем, что многоженство существовало в разных формах у евреев в эпоху Ветхого завета, то есть в христианское время.
Лев Ройтман:
Простите, Джованни, для точности: до 10-го века, когда оно и теологически было признано непотребным, так сказать.
Джованни Бенси:
Но в Библии есть много примеров многоженства или наложничества и так далее. В христианстве, в Новом завете говорится, конечно, о разных условиях брака, заключения брака, совместной жизни мужчины и женщины, там есть много спорного, но там не сказано открыто, откровенно, четко, ясно, что жена должна быть только одна. Конечно, эта моногамная семья установилась у христиан главным образом на основе не еврейского наследия, библейского наследия, а на основе римского юридического наследия. В Риме, в Древнем Риме не допускалось многоженство по закону. Надо сказать и другое, что отношения принципиальные к женщине в исламе и в христианстве немножко иное, с точки зрения богословского. Потому что, согласно всей христианской традиции, первая женщина Ева была тем элементом, тем фактором, так сказать, который ввел в заблуждение, в грех Адама. Значит, сначала согрешила Ева, и она заставила согрешить Адама (история с запрещенным плодом). Но в исламе этого нет. Конечно, Мохаммед знал Библию, но знал, очевидно, не очень хорошо и знал тексты Нового завета, но, это тоже очень любопытно, видно из Корана, он знал прежде всего апокрифические тексты Нового завета, то есть те Евангелия, которые не признаются как канонические вселенской церковью. В исламе есть много библейских рассказов, которые там пересказываются каким-то образом, и Мохаммед или Аллах, согласно интерпретации мусульман, вводит какие-то изменения, что-то добавляет или что-то отнимает и так далее. И поэтому в рассказе о сотворении мира нет этого элемента. Есть элемент, что Адам и Ева согрешили, но согрешили вместе, там не сказано, что более виновата Ева или менее виноват Адам. В еврействе это тоже не играет очень большую роль, потому что вся эта история, этот рассказ о сотворении мира, который есть в начале Библии, в Книге Бытия, но потом во всем тексте Библии это практически забывается, не играет потом никакой определенной роли. И это христиане снова открыли этот элемент и превратили его в первородный грех: все грешат, все рождаются грешными, потому согрешили прародители. Но у Корана этого первородного греха нет, поэтому женщина и мужчина как будто бы, говорят апологеты ислама сегодня, женщина и мужчина более равны, чем в христианстве.
Лев Ройтман:
Но, простите, какое это имеет отношение к институту полигамии или к институту моногамии?
Джованни Бенси:
Но это имеет отношение к положению женщины и отношению к женщине как к вещи, так сказать. Есть в некоторых формах семейных отношений, что женщина считается второстепенной тварью. Вы знаете, что в посланиях апостола Павла, например, говорится: "пусть женщина молчит на собрании или в церкви".
Лев Ройтман:
Но, простите, Джованни, это по-прежнему не отвечает на мой вопрос, вы в чем-то и противоречите себе. В том случае, если женщина считается вещью, если она считается не вполне чистым существом, если она искусительница, почему в этом случае...
Джованни Бенси:
Я хочу привести здесь точку зрения мусульман, которые отрицают, что многоженство это унижение для женщины. Между тем, как в западной цивилизации, несмотря на эти отрицательные элементы, которые находятся в духовном наследии христиан, Западной Европы и так далее, на основе римского права, многоженство считается унижением для женщины. Это в римском праве унижение для женщины, поэтому мужчина и женщина равноправны. Но это наследие в христианстве - это наследие римского права, это не наследие Нового Завета.
Лев Ройтман:
Спасибо, Джованни Бенси. Ну что ж, будем читать, что Валентина Матвиенко, заместитель председателя Совета министров России стоит на позиции римского права, когда говорит, что решение президента Ингушетии Аушева является для нее, как для женщины, унизительным. Эльмира Ахундова, Баку: а как у вас обстоит дело реально? Юридическую сторону вопроса в Азербайджане вы осветили, а на практике?
Эльмира Ахундова:
Вы знаете, у жизни свои законы. Ни один, даже самый совершенный документ не может подсказать, что делать, если живут супруги хорошо, дружны, весьма довольны друг друг, но есть одно очень существенное "но": женщина не способна родить мужчине детей. А понимаете, для мусульманина не иметь наследника - это большая трагедия. И вот не так давно по азербайджанскому телевидению показали сюжет об одной азербайджанской семье, живущей в каком-то отдаленном горном районе, вот одна из таких бездетных женщин сама привела в дом за руку вторую жену. И сейчас, прошло уже много лет, они вдвоем воспитывают появившихся детей, и дети обоих женщин называют мама. Вообще в азербайджанской глубинке и больших городах нередки случаи, когда состоятельный мужчина заводит еще одну семью на стороне. Свои отношения со второй семьей он особенно не афиширует, однако о ее существовании знают и родные, и близкие, и часто сама законная жена. И вот я узнавала, в азербайджанском законодательстве еще сохранилась специальная статья Ѕ 130, по которой за двоеженство полагается до трех лет лишения свободы. Однако профессиональные юристы, с которыми я разговаривала, не могли припомнить ни одного подобного дела, которое дошло бы до суда. Дело в том, что азербайджанское общество достаточно терпимо относится к нарушителям семейных устоев. Лично я знаю по меньшей мере нескольких очень известных людей из мира литературы и искусства, которые долгие годы жили на две семьи, и там, и там имели детей, которых записали на свою фамилию. То есть у жизни свои законы.
Лев Ройтман:
Спасибо, Эльмира Ахундова. Но о законах в той же Ингушетии: в 93-м году была отменена уголовная ответственность за многоженство, эта уголовная ответственность предусматривалась действовавшим тогда Уголовным Кодексом Российской Федерации в разделе, который именовался "Преступления, составляющие пережитки местных обычаев". Там же был запрещен и калым, и умыкание невесты. Но в Российском уголовном законодательстве, в новом Уголовном Кодексе более вообще нет такого раздела и нет такой статьи, таким образом, ни двоеженство, ни многоженство более в уголовном порядке не преследуется. Ну что ж, законы это одно, а жизнь, как сказала Эльмира Ахундова, это другое, и не судите, да не судимы будете.
Президент Ингушетии Руслан Аушев своим указом легализовал регистрацию многоженства: мужчина вправе иметь до 4-х законных жен. 9 из 10-ти жителей Ингушетии - мусульмане. Семейный кодекс Российской Федерации полигамию, точнее полигинию, многоженства не допускает. Коран допускает при определенных условиях. В ряде мусульманских стран - Турция, Тунис - многоженство прямо запрещено. В Египте и Сирии крайне затруднено. Легально многоженство не допускается в Азербайджане, Узбекистане, Туркмении, Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане. В Чечне разрешено, но ей дела до российских законов нет. Как относиться к указу Аушева? Почти половина опрошенных россиян считает многоженство для мусульман допустимым, но мужчины говорят "да" в три раза чаще, чем женщины. Наш предстоящий разговор о многоженстве. Участвуют: Радий Фиш, Москва; Эльмира Ахундова, Баку; Джованни Бенси, Прага.
Легализовав многоженство в Ингушетии, Руслан Аушев пояснил, что поскольку в республике женщин много больше, чем мужчин, то они не могут устроить свою судьбу, а заниматься, как он выразился, "блудом", не каждая женщина хочет, кроме того, это категорически запрещает Коран. Замечу, что Коран не запрещает проведение референдума, а конституция Ингушетии его даже предусматривает. И вот теперь с вопросом к Радию Фишу, Москва: Радий Геннадиевич, вы - востоковед, тюрколог, так вот, в Турции многоженство запрещено с 26-го года, Турция просто приняла тогда швейцарский гражданский кодекс, но огромное большинство населения в Турции - это мусульмане. И вот вопрос: чем был вызван запрет многоженства?
Радий Фиш:
Запрещение многоженства в Турции было связано с реформами Ататюрка - руководителя турецкой республики и победителя в национально-освободительной войне против европейских держав. Ататюрк революционным путем в течении 10-ти лет провел целый ряд реформ, в том числе и гражданского кодекса. Было запрещено ношение одежды, запрещены дервишевские ордена, было предоставлено право голоса женщинам в 34-м году, на 12 лет раньше, чем во Франции и право выбирать и быть избранными. Таким образом, была ликвидирована и статья в Конституции, которая говорила о том, что государственной религией в Турции является ислам, и была отменена присяга президента и всех должностных лиц на Коране, была заменена гражданской присягой. Целый ряд реформ, в том числе и связанные с многоженством. Хотя старые пары и многоженцы, которые были до этого указа, они продолжали существовать легально. Это была попытка европеизации страны.
Лев Ройтман:
И на сегодняшний день, как в Турции решается реально проблема многоженства?
Радий Фиш:
Реально многоженство не существует легально, оно существует на практике, так же как во Франции, так же как в России, но оно не легализовано и никогда не может быть легализовано до сих пор. Те пары, которые, или тройки, или четверки, которые живут, и если они остались живы после 20-х годов, они продолжают в многоженстве жить, никакого многоженства официального в Турции не бывает.
Лев Ройтман:
Спасибо, радий Фиш. И Джованни Бенси, вы автор книг, автор статей об исламе многоженства, это ведь не абсолютное религиозное право мусульманина, есть ведь и в самом Коране достаточно жесткие ограничения и жесткие условия, при которых многоженство допускается?
Джованни Бенси:
Действительно это так. И во многом это дело интерпретации, как всегда бывает во всех религиях. Мы не должны забывать, что есть два, в основном, источника исламского учения. Первый и важнейший источник - это Коран, в котором, как утверждают мусульмане, Аллах сам говорит людям через Мохаммеда. И кроме того, есть ходисы, ходисы - это большие собрания, сборники разных фраз, разных выражений, изречений, которые предписываются Мохаммеду, но которые не вошли в Коран и передавались через определенные, через длительные цепи передатчиков, так сказать. Есть большие собрания этих ходисов, "Бухари", например, или "Муслим" и так далее. В самом Коране, что касается вопросов брака и многоженства, есть некоторые высказывания, есть некоторые аяты, значит стихи, в разных сурах (главах Корана), которые об этом говорят. Но многоженство в Коране оправдывается прежде всего необходимостью проявлять заботу о вдовах и сиротах. Мы должны учесть, что в старинном обществе дофеодальном, которое существовало в Аравийском полуострове во времена Мохаммеда, мужчины подвергались значительно большим и по количеству, и по качеству опасностям, чем женщины. Там всякие войны происходили между племенами, опасности, связанные с торговлей, с караванами, которые шли на север. Поэтому было много как будто бы женщин вдов и сирот. И поэтому есть одна сура Корана, это сура 4-я, стих - аят, стих 3 говорит: "А если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на тех, что приятны вам женщинах и двух, и трех, и четырех". Значит, это не приказано жениться на 4-х женщинах, но рекомендуется, и главная цель дается как помощь сиротам и помощь вдовам. Но дальше, говорится еще в Коране, что если у мужчины много жен, 4 жены, он должен обращаться с ними совершенно справедливо и по-одинаковому, значит одинаковое обращение ко всем женам. Если вы не можете обеспечить такое равенство, тогда лучше женитесь только на одной. Тут есть проблема, мы знаем, что в исламе есть не только конфессиональные деления на суннитов и шиитов, есть разные школы, называются "масхабы", школы фикка, так называемые, то есть богословско-юридическая интерпретация Корана, и эти масхабы, таханафиты, хамбалиты, шафииты и меликиты для суннитов и джафариты для шиитов. Многие улемы, многие мутакалимы, значит богословие и ученые ислама, ссылаются на другой аят, я могу это процитировать, это в 4-й суре, 128-й аят, в котором говорится, что "никогда вы не в состоянии быть справедливыми между женами, хотя бы и хотели этого". Значит, практически это очень трудно, чтобы человек в экономическом плане, например, обращался по-одинаковому со всеми женами.
Лев Ройтман:
Я хочу сказать, что в Тунисе именно этот стих был интерпретирован таким образом, что поскольку не возможно равное отношение ко всем женам, то следует многоженство запретить, и в конституции Туниса прямо написано - многоженство не допускается.
Джованни Бенси:
В Тунисе эта школа меликитов действует, которая интерпретирует именно в этом смысле. Я должен сказать, что этот 28-й аят 4-й суры - это основной текст, к которому ссылаются в исламских странах юристы, которые не допускают многоженство. И в этих странах, где многоженство не допускается, не только в Тунисе, но в Пакистане, Турции, с точки зрения богословской, и в разных других странах, есть именно ссылка на этот аят. Значит, это очень трудно, чтобы человек смог действительно обращаться по-одинаковому ко всем женам.
Лев Ройтман:
Кроме того, он должен всех обеспечивать, он должен обо всех заботится. И в Сирии пошли следующим путем: это не решение мужчины, что он может заботиться, он должен это доказать. И доказывает он это в суде, куда он обращается за разрешением на прибавку в женской части семейства, и сплошь и рядом в современных условиях он этого разрешения не получает. Таким образом, вроде бы и Коран соблюден, и в то же самое время страны эти отошли от средневековой практики, к которой возвращаются в Ингушетии сегодня, где, как мы понимаем, не может быть того уровня обеспечения каждой жены, которая имелась в виду пророком, и предполагалось, что каждая из них будет иметь отдельное жилище. Где вы сегодня в городской квартире обеспечите отдельное жилище для каждой жены? Но, тем не менее, многоженство допущено. И теперь с вопросом в Баку: Эльмира Ахундова, вы наш бакинский корреспондент, так вот в Азербайджане, где так же большинство населения мусульмане, несомненно проблема обсуждалась на официальном уровне, как она, впрочем, обсуждалась во всех мусульманских регионах России и во всех мусульманских республиках бывшего Советского Союза. Каково решение легальное в Азербайджане?
Эльмира Ахундова:
В Азербайджане институт многоженства, как и в других мусульманских республиках бывшего СССР, был упразднен в начале 20-х годов, в период советизации республики. И вот сегодня на 8-м году обретения государственной независимости в азербайджанском парламенте активно обсуждается новый семейный кодекс, "Кодекс о семье" - так он называется, он будет принят осенью в третьем чтении. В этом кодексе немало новых и таких интересных моментов для республики, например, составление брачного контракта, чего раньше не было, добровольное медицинское освидетельствование супругов. Однако и в новом семейном кодексе Азербайджана единственным видом семейных отношений, который признается в законодательном порядке, будет моногамная семья, то есть один мужчина - одна женщина. В процессе обсуждения в парламенте нового "Кодекса о семье" были депутаты, которые в кулуарах шутливо поднимали вопрос о многоженстве, так рассказала мне депутат "Мили меджилиса", поэтесса Миная Алиева. Однако, во время обсуждения закона, и в первом, и во втором чтении, никто из парламентариев даже попытки не сделал, чтобы внести подобное предложение в повестку дня. Сама поэтесса относится к институту многоженства резко отрицательно. Она сказала, что наличие двух и более жен в одной семье неизбежно привносит в семейные отношения дух нервозности, конфликтов, взаимной злобы и нетерпимости. А кроме морально-этического аспекта надо принимать во внимание и материальный факор, считает Миная Алиева. Сегодня наши мужчины, говорит она, не в состоянии достойно содержать одну женщину, куда уж им думать о второй.
Лев Ройтман:
Спасибо, Эльмира Ахундова, Баку.
Радий Фиш:
Указ Аушева не прошел через референдум, это ясно, поэтому не опрошено все население. Но я думаю, что это обосновывается другим обстоятельством. Во-первых, адатом, обычным правом, существовавшем на Кавказе, внебрачная связь, даже освященная муллой, для чеченской женщины вообще позор и хуже позора смерть может быть, клановое общество там. А главное, Аушев обосновывает тем геноцидом, который провела российская армия против вайнахского народа, в том числе и чеченцев, и ингушей, которые входят в вайнахский народ, и заботой о детях-сиротах в том числе, и о невестах, которые не могут найти себе мужа. Это реальное обоснование. Мне кажется, в этом есть смысл, но только нужно провести, на мой взгляд, референдум было бы. Хотя в Турции это было сделано без референдума.
Лев Ройтман:
Спасибо, Радий Фиш. Теперь вновь с вопросом к Джованни Бенси: в чем смысл, в чем суть запрета для христиан состоять в полигамном браке?
Джованни Бенси:
Но это для многих может показаться любопытным или новым, но в христианстве такого запрета нет. Мы знаем, что многоженство существовало в разных формах у евреев в эпоху Ветхого завета, то есть в христианское время.
Лев Ройтман:
Простите, Джованни, для точности: до 10-го века, когда оно и теологически было признано непотребным, так сказать.
Джованни Бенси:
Но в Библии есть много примеров многоженства или наложничества и так далее. В христианстве, в Новом завете говорится, конечно, о разных условиях брака, заключения брака, совместной жизни мужчины и женщины, там есть много спорного, но там не сказано открыто, откровенно, четко, ясно, что жена должна быть только одна. Конечно, эта моногамная семья установилась у христиан главным образом на основе не еврейского наследия, библейского наследия, а на основе римского юридического наследия. В Риме, в Древнем Риме не допускалось многоженство по закону. Надо сказать и другое, что отношения принципиальные к женщине в исламе и в христианстве немножко иное, с точки зрения богословского. Потому что, согласно всей христианской традиции, первая женщина Ева была тем элементом, тем фактором, так сказать, который ввел в заблуждение, в грех Адама. Значит, сначала согрешила Ева, и она заставила согрешить Адама (история с запрещенным плодом). Но в исламе этого нет. Конечно, Мохаммед знал Библию, но знал, очевидно, не очень хорошо и знал тексты Нового завета, но, это тоже очень любопытно, видно из Корана, он знал прежде всего апокрифические тексты Нового завета, то есть те Евангелия, которые не признаются как канонические вселенской церковью. В исламе есть много библейских рассказов, которые там пересказываются каким-то образом, и Мохаммед или Аллах, согласно интерпретации мусульман, вводит какие-то изменения, что-то добавляет или что-то отнимает и так далее. И поэтому в рассказе о сотворении мира нет этого элемента. Есть элемент, что Адам и Ева согрешили, но согрешили вместе, там не сказано, что более виновата Ева или менее виноват Адам. В еврействе это тоже не играет очень большую роль, потому что вся эта история, этот рассказ о сотворении мира, который есть в начале Библии, в Книге Бытия, но потом во всем тексте Библии это практически забывается, не играет потом никакой определенной роли. И это христиане снова открыли этот элемент и превратили его в первородный грех: все грешат, все рождаются грешными, потому согрешили прародители. Но у Корана этого первородного греха нет, поэтому женщина и мужчина как будто бы, говорят апологеты ислама сегодня, женщина и мужчина более равны, чем в христианстве.
Лев Ройтман:
Но, простите, какое это имеет отношение к институту полигамии или к институту моногамии?
Джованни Бенси:
Но это имеет отношение к положению женщины и отношению к женщине как к вещи, так сказать. Есть в некоторых формах семейных отношений, что женщина считается второстепенной тварью. Вы знаете, что в посланиях апостола Павла, например, говорится: "пусть женщина молчит на собрании или в церкви".
Лев Ройтман:
Но, простите, Джованни, это по-прежнему не отвечает на мой вопрос, вы в чем-то и противоречите себе. В том случае, если женщина считается вещью, если она считается не вполне чистым существом, если она искусительница, почему в этом случае...
Джованни Бенси:
Я хочу привести здесь точку зрения мусульман, которые отрицают, что многоженство это унижение для женщины. Между тем, как в западной цивилизации, несмотря на эти отрицательные элементы, которые находятся в духовном наследии христиан, Западной Европы и так далее, на основе римского права, многоженство считается унижением для женщины. Это в римском праве унижение для женщины, поэтому мужчина и женщина равноправны. Но это наследие в христианстве - это наследие римского права, это не наследие Нового Завета.
Лев Ройтман:
Спасибо, Джованни Бенси. Ну что ж, будем читать, что Валентина Матвиенко, заместитель председателя Совета министров России стоит на позиции римского права, когда говорит, что решение президента Ингушетии Аушева является для нее, как для женщины, унизительным. Эльмира Ахундова, Баку: а как у вас обстоит дело реально? Юридическую сторону вопроса в Азербайджане вы осветили, а на практике?
Эльмира Ахундова:
Вы знаете, у жизни свои законы. Ни один, даже самый совершенный документ не может подсказать, что делать, если живут супруги хорошо, дружны, весьма довольны друг друг, но есть одно очень существенное "но": женщина не способна родить мужчине детей. А понимаете, для мусульманина не иметь наследника - это большая трагедия. И вот не так давно по азербайджанскому телевидению показали сюжет об одной азербайджанской семье, живущей в каком-то отдаленном горном районе, вот одна из таких бездетных женщин сама привела в дом за руку вторую жену. И сейчас, прошло уже много лет, они вдвоем воспитывают появившихся детей, и дети обоих женщин называют мама. Вообще в азербайджанской глубинке и больших городах нередки случаи, когда состоятельный мужчина заводит еще одну семью на стороне. Свои отношения со второй семьей он особенно не афиширует, однако о ее существовании знают и родные, и близкие, и часто сама законная жена. И вот я узнавала, в азербайджанском законодательстве еще сохранилась специальная статья Ѕ 130, по которой за двоеженство полагается до трех лет лишения свободы. Однако профессиональные юристы, с которыми я разговаривала, не могли припомнить ни одного подобного дела, которое дошло бы до суда. Дело в том, что азербайджанское общество достаточно терпимо относится к нарушителям семейных устоев. Лично я знаю по меньшей мере нескольких очень известных людей из мира литературы и искусства, которые долгие годы жили на две семьи, и там, и там имели детей, которых записали на свою фамилию. То есть у жизни свои законы.
Лев Ройтман:
Спасибо, Эльмира Ахундова. Но о законах в той же Ингушетии: в 93-м году была отменена уголовная ответственность за многоженство, эта уголовная ответственность предусматривалась действовавшим тогда Уголовным Кодексом Российской Федерации в разделе, который именовался "Преступления, составляющие пережитки местных обычаев". Там же был запрещен и калым, и умыкание невесты. Но в Российском уголовном законодательстве, в новом Уголовном Кодексе более вообще нет такого раздела и нет такой статьи, таким образом, ни двоеженство, ни многоженство более в уголовном порядке не преследуется. Ну что ж, законы это одно, а жизнь, как сказала Эльмира Ахундова, это другое, и не судите, да не судимы будете.