Говорят американские банкиры

Евгений Новиков:

Когда деловой человек доверяет банку свои деньги для оплаты услуг партнера, он должен быть уверен, что эти деньги не пропадут, не будут использованы банковскими чиновниками для накрутки себе процентов, не усохнут от всевозможных наценок на банковские услуги. Но у российского бизнесмена нет такой уверенности в национальном банке своей страны. В России, как писал недавно журнал "Экономист", отсутствуют условия для создания здоровой банковской системы. Российская банковская система занималась и занимается тем, что поддерживает на плаву неплатежеспособные предприятия путем вливания в них небольших краткосрочных кредитов. Российские банки не поддерживают серьезный и продуктивный российский бизнес. Поэтому стоит ли удивляться тому, что российские честные и законопослушные предприниматели ищут возможности воспользоваться услугами иностранных банков. Ведь в условиях современных международных экономических отношений они не могут обойтись без цивилизованных банковских услуг. А американские банки предоставляют своим национальным и иностранным клиентам такой уровень обслуживания, который привлекает к ним легальный бизнес со всей планеты, в том числе и из России.

Американский банк "United National" существует более полутора веков и входит в число ведущих банков США. В нашей сегодняшней передаче принимают участие старший вице-президент банка Рик Адамс и исполнительный вице-президент банка Джон Нунор. Мои собеседники рассказывают о том, почему банки США привлекательны для любого бизнесмена из любой страны, и почему вкладчики уверены в надежности американских банков. Мой первый вопрос собеседникам: Какова характерная черта американских банков, которая притягивает вкладчиков?

Рик Адамс:

Стабильность. Наша банковская система стабильна. У нас прекрасное банковское законодательство. Нас поддерживает Федеральная банковская система. Эта система гарантирует сохранность счетов вкладчиков. Тот, кто вкладывает деньги в наши банки, просто не может их потерять.

Евгений Новиков:

Считает старший вице-президент банка "United National" Рик Адамс. На вопрос о характерных чертах американских банков исполнительный вице-президент банка Джон Нунор ответил так:

Джон Нунор:

Наше правительство при помощи федерального резерва страхует счета вкладчиков от банковского краха. Размер страхования 100 тысяч долларов. Такого рода автоматического страхования банковских вкладов в банковских системах других стран нет. А страховка позволяет вкладчику чувствовать себя в безопасности, когда он доверяет свои деньги банку. Ему, к примеру, не страшен дефолт, что не раз происходило у нас во времена Великой депрессии. Кстати, именно тогда и была создана Федеральная Корпорация страхования вкладов для американских вкладчиков - как индивидуальных, так и корпоративных. Всем им гарантирован возврат денег до 100 тысяч долларов. Правда, если ваш вклад превышает эту сумму, то тогда всё будет зависеть от надежности и авторитета самого банка. Кроме того, я бы сказал, что наша система изымания залога с недобросовестных вкладчиков наиболее совершенная в мире. Нам даже не нужно обращаться в суд для того, чтобы получить ордер на арест имущества должника банка. Мы можем это сделать сами в течение 30 дней. Наша законодательная система надежно защищает деньги банков, отданные в долг. Такого нет, например, ни в России, ни в Чешской республике. Поэтому там банки не охотно выдают кредиты своим клиентам. Изымание имущества у недобросовестного должника может принести много головной боли банку.

Евгений Новиков:

Говорит исполнительный вице-президент банка Джон Нунор. Уверенность в надежности и стабильности банка, безусловно, привлекает вкладчиков в американские банки. Именно эти качества американской банковской системы заставляют клиентов в странах Восточной Европы искать возможности поместить свои капиталы в банки США. И это можно понять. Например, приватизация банков в некоторых восточноевропейских странах приводит к тому, что клиенты банка могут получить со своего счёта наличными только часть вклада, а на остальные деньги обязаны приобрести продукцию предприятий, которые становятся новыми владельцами банка.

О том, какие услуги оказывают американские банки своим клиентам, рассказывает Рик Адамс:

Рик Адамс:

Американские банки открывают для своих клиентов различные виды счетов: чековые и сберегательные счета для бизнеса и личных расходов. Мы предоставляем разные виды кредитов: на приобретение потребительских товаров, на покупку жилья, на открытие бизнеса. Мы открываем брокерские счета и счета на социальные услуги, так называемые "траст счета", или счета доверия. Мы предоставляем клиентам кредитные карточки.

Евгений Новиков:

От себя я могу добавить, что клиенты большинства американских банков могут общаться с банком при помощи Интернета, оплачивать из дома или своего офиса счета за квартиру и коммунальные услуги, переводить деньги и покупать ценные бумаги. Все это очень удобно и экономит время вкладчику. Исполнительный вице-президент банка Джон Нунор так характеризует взаимоотношения американского банка со своим клиентом:

Джон Нунор:

Наши банки постоянно ведут борьбу за клиента. Мы стремимся устанавливать так называемые "безраздельные отношения" с клиентом, то есть делать для него всё: заботиться о его банковских счетах, удовлетворять его потребности в инвестировании денег, содействовать его бизнесу, помогать накапливать пенсионный фонд. Наши банки постоянно ищут надежных клиентов. И этот поиск идет в атмосфере непрекращающейся конкурентной борьбы между банками. Мне кажется, что то уважение, с которым наши банки относятся к своим клиентам, не встречается по ту сторону океана. Более того, на мой взгляд, в нашей стране наиболее развита система обращения чеков. В Европе и России во взаимных расчётах больше применяются наличные деньги или кредитные карточки. А в США люди в основном выписывают чеки для расчета за покупки. Одно время появились статистические данные, которые показывали, что кредитные и дебиторские карточки начинают вытеснять чеки. Но на самом деле это не так. Чек остается главным средством платежа и перевода денег. Это говорит в пользу совершенства системы, которую используют наши банки для обналичивания чека. Ещё одно отличие. Наши банки не требуют от клиента какого-то залога, когда выдают ему кредитную карточку. Банк может ограничить сумму, которую вы вправе снять с кредитной карточки, но мы не будем просить вас положить и заморозить деньги в качестве депозита для пользования кредитной карточкой.

Евгений Новиков:

Считает исполнительный вице-президент банка Джон Нунор. Как вы относитесь к бизнесмену, который захотел воспользоваться услугами банка? Говорит старший вице-президент банка "United National" Рик Адамс:

Рик Адамс:

Для нас главное - сервис. Нам показалось, что, например, в Чешской республике банк как бы снисходит до клиента, заставляет его чувствовать себя в роли просителя. В Соединенных Штатах всё наоборот. Мы боремся за клиента, а там, похоже, банк не заботится о нем. Для нас обслуживание клиента - главная задача. Например, для обслуживания "траст счета" у нас есть специальный отдел. Когда кто-то открывает у нас такой счет, мы проводим специальную беседу с этим человеком. Мы выясняем его потребности, проясняем полную картину состояния его финансов с тем, чтобы помочь ему правильно инвестировать свои деньги. Мы регулярно предоставляем клиенту отчеты о состоянии его счетов: ежемесячно, поквартально и ежегодно - по желанию клиента. Клиент может позвонить по телефону в любой день и узнать точную картину о состоянии своего банковского счета. Кроме того, мы предоставляем отчеты о деятельности банка. По крайней мере, раз в год мы встречаемся лично с вкладчиком банка. Мы обсуждаем с ним ход его дел, даем советы, снабжаем нужной информацией и выводим его на новые деловые контакты.

Евгений Новиков:

Считает старший вице-президент банка "United National" Рик Адамс. Для получения кредита в банке, клиент должен предоставить банку какой-то залог. Это может быть дом, бизнес, автомашина, акции и иные ценности, которые переходят в собственность банка, если должник окажется не в состоянии вернуть одолженные у банка деньги. Я спросил своего собеседника, заинтересован ли банк в присвоении этого залога. Или же американский банк помогает своему клиенту, получившему банковский кредит, в управлении или распоряжении его бизнесом, чтобы он всё-таки смог вернуть полученные деньги.

Рик Адамс:

Мы стараемся оказывать разнообразную помощь, но при этом банк не вмешивается в дела клиента. Мы не хотим выступать партнером клиента и как-то стеснять самостоятельность его действий. Но одновременно мы не безразличны к его бизнесу. Мы не даем ему кредит в надежде, что он не будет в состоянии его отдать, и мы завладеем залогом, оставленным под кредит. Мы просто стараемся поддерживать хорошие отношения с клиентом, дать ему квалифицированный совет. Если он начинает испытывать трудности, мы можем прийти на помощь, вместе обсудить допущенные им ошибки и пути их исправления. Но мы не даем ему указаний, как управлять бизнесом.

Евгений Новиков:

Получить банковский кредит всегда выгодно. Ведь правильно вложенные деньги позволят клиенту банка не только расплатиться с кредитором, но и получить прибыль, намного превышающую те 9-10 процентов, которые берёт банк за предоставление коммерческого кредита. Но деньги должны быть вложены в прибыльное дело. Как американский банк определяет прибыльность кредитуемого предприятия и надежность клиента, который обращается с просьбой о выдаче ему кредита? На этот вопрос отвечает исполнительный вице-президент банка Джон Нунор:

Джон Нунор:

Банк даст кредит клиенту, если не будет уверен в успехе последнего. Мы, прежде всего, должны выяснить, насколько успешно идут дела на предприятии, которое просит у нас кредит. Затем, мы пытаемся оказать всевозможную поддержку тому клиенту, с которым мы работаем. Мы даем им различные финансовые советы, помогаем наладить бухгалтерский учёт, организовать такую систему выплаты долга, которая бы не наносила ущерб бизнесу должника. В нашей стране существует конкуренция между банками за предоставление кредитов надежным клиентам. У успешных предпринимателей нет никаких проблем с получением банковских кредитов на очень выгодных условиях. Мы очень творчески подходим к вопросу кредитования клиентов.

Евгений Новиков:

Это был исполнительный вице-президент банка Джон Нунор. Я спросил своих собеседников, заинтересованы ли американские банки в привлечении иностранных вкладчиков? Говорит Рик Адамс:

Рик Адамс:

Конечно, заинтересованы. Между банками в Америке существует сильная конкуренция, и они ведут борьбы за привлечение вкладчиков. И неважно, откуда приходят эти вкладчики. Конечно, иностранные инвесторы приносят свои проблемы. Нам и им нужно принимать во внимание законодательство их стран. Но в принципе, американские банки заинтересованы в привлечении иностранного капитала.

Евгений Новиков:

Отличаются ли права иностранных вкладчиков американских банков от тех прав, которыми пользуются местные вкладчики? Говорит исполнительный вице-президент банка Джон Нунор:

Джон Нунор:

Я думаю, что таких отличий нет. Если кто-то становится нашим клиентом, то он должен подчиняться законам нашей страны и правилам нашей банковской системы. У иностранного вкладчика те же права и возможности, что и у американского. Единственная разница состоит в том, что если вы живёте в другой стране, имеете счёт в американском банке и хотите получить кредит под своё имущество, то вам будет труднее это сделать, так как на ваше имущество, предлагаемое в залог, не распространяются наши законы. Европейский вкладчик может получить кредит в американском банке, если он сможет предъявить в качестве залога какие-то акции или иные ценные бумаги. Но если европеец захочет приехать в США и приобрести на месте какое-то имущество, то банк может рассмотреть это имущество - например, дом - в качестве залога и выдать кредит на недостающую сумму на покупку. Если же такого залога нет, то европейскому бизнесмену будет трудно получить кредит.

Евгений Новиков:

Это был исполнительный вице-президент банка Джон Нунор. О правах иностранных вкладчиков американских банков говорит старший вице-президент банка "United National" Рик Адамс:

Рик Адамс:

Мы относимся к ним так же, как к остальным вкладчикам, за исключением тех случаев, когда международное право требует от нас особого отношения к иностранному вкладчику. Когда к нам обращается клиент, скажем, из России или какой-нибудь другой страны, то банк пытается получить подробную информацию о нем, чтобы иметь представление, с кем имеет дело. Есть определенные законы и правила, которым банк должен в таком случае следовать. Но никто не застрахован от того, что клиентом может оказаться не достойный человек. Этот человек может быть из России, или Нью-Йорка, или из какого-то другого места. Не имеет значения. Справедливости ради надо сказать, что большинство иностранных клиентов - законопослушные бизнесмены, достойные уважения. И все же риск - неотделимая часть нашего банковского дела.

Евгений Новиков:

Это был старший вице-президент банка "United National" Рик Адамс. Может ли американский банк проверить потенциального вкладчика на предмет "чистоты" денег, которые он собирается положить на банковский счёт? Вот мнение исполнительного вице-президента этого банка Джона Нунора:

Джон Нунор:

Конечно, если возникает такая необходимость, наверное, можно прибегнуть к услугам определенных правительственных структур. Но мне с этим никогда не приходилось сталкиваться. Обычно у нас всё ограничивается личной беседой с потенциальным клиентом о характере его бизнеса и тому подобное. Но у нас нет возможности оценить чистоту денег.

Евгений Новиков:

Считает исполнительный вице-президент банка Джон Нунор. Подозрительность к обладателю денег не свойственна американцам вообще, и американским банкирам в частности. Я спросил своего собеседника его мнение по поводу статьи в Нью-Йорк Таймс о российских вкладчиках американского банка. Можно ли всех этих вкладчиков рассматривать как представителей российских мафиози?

Джон Нунор:

Я думаю, что когда на счет в банк переводятся большие суммы из-за рубежа, это может зародить определённые сомнения относительно источника денег, как это и произошло в данном случае с Нью-йоркским банком. Я не знаю, сколько все это длилось, но, в конце концов, ведь все выплыло на поверхность. Когда делаются телеграфные переводы больших сумм на банковские счета, это попадает в поле зрение определенных людей и организаций. И только вопрос времени, когда они зададут вопрос о том, что происходит. Существует обычная практика проверки деятельности банков, и, скажем, "интерес" к таким переводами рано или поздно появляется. Конечно, этот отдельный случай в Банке Нью-Йорка привлек много внимания прессы. Но ведь огромное число деловых людей честно занимаются международным бизнесом. И очень жаль, что вся эта шумиха вокруг отдельного случая бросает тень на честных бизнесменов, в том числе из России.

Евгений Новиков:

Это был исполнительный вице-президент банка "United National" Джон Нунор.