Цветную печать типографского качества - в каждый дом



Беседа Александра Костинского с Евгением Козловским

Костинский

Алексей Цветков недавно посетовал на неразборчивое употребление термина «революция», в особенности «информационная революция». Но у этого слова есть вполне общепризнанное значение по Ожегову: «Коренной переворот, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому», по Российскому энциклопедическому словарю: «Глубокое качественное изменение в развитии какого-либо явления». Письменность была задолго до Гуттенберга, и никаким развитием от гусиного пера до шариковой ручки нельзя объяснить те качественные перемены, которые принесли печатные книги в жизнь людей. Помня наблюдение Ильфа: «Вот уже и радио вошло в каждый дом, а счастья все нет» мы понимаем, что качественные изменения сами по себе жизнь не улучшат, но в любом случае разумнее быть к ним готовым. Цифровые технологии в последние годы качественно меняют многие сферы нашей жизни, и мы продолжаем об этом рассказывать.

Большинство из нас любовалось прекрасно напечатанными цветными альбомами по искусству, но можно ли было 5 лет назад вообразить, что практически любой человек среднего достатка сможет самостоятельно у себя дома напечатать изображения такого же или даже превосходящего качества?

Сегодня мы будем говорить о струйных принтерах и революции в цветной печати.

Нашим собеседником будет Евгений Козловский, главный редактор журнала «Компьютерра», профессиональный фотограф и фотохудожник.

Евгений, насколько продвинулась технология цветной цифровой печати в последние время?

Козловский

За последние скажем пять лет произошел сверхъестественный рывок в области цветной печати струйной, то есть капельками чернил, или там смолы в некоторых случаях. Потому что первые принтеры лет пять-шесть назад появившиеся печатали хорошо, если диаграммы для начальства, фотографии было странно на них видеть, а теперешние принтеры при ценах от 100 долларов до 300 выдают качество на мой вкус так лучше, чем фотографическое на фотобумаге. То есть эволюция...

Костинский

Я могу подтвердить, потому что сам видел эти фотографии и показывал нашим сотрудникам, ни один человек из 20, не смог отличить реально фотографическое изображение от изображения полученного на принтере.

Козловский

Ну это вполне возможно, потому что фотобумага состоит из гораздо более случайных частиц, сам фотопроцесс не очень детерминирован, а в струйной печати сейчас научились детерминировать все удивительно тонко и точно. Существует еще целый ряд технологий, например нынешние цветные лазерные принтеры уже подешевели до двух тысяч скажем долларов, лазерный принтер, конечно, фотографии делает хуже, чем струйный, потому что там один порошок накладывается на другой, поэтому очень трудно или невозможно получить прозрачность в тенях, но если вам нужно напечатать много или если вам нужны какие-то, ну рекламные материалы, то лазерный, конечно, очень хорошо подходит, потому что на такой непредвзятый скользящий взгляд качество фотографий очень приличное, а цена отпечатка на лазерном, конечно самая дешевая.

Костинский

Он на обычной бумаге печатает.

Козловский

Он на обычной бумаге печатает, Но, конечно, если говорить об основной массе потребителей, о цене-качестве обо всем этом то, конечно сейчас цветная печать - это струйники.

Костинский

То есть струйники это - наиболее доступный и как ни странно очень сильно продвинувшийся в последние годы тип печатных устройств.

Козловский

Это - да, и я не думаю, что это странно, потому что когда стало понятно, что это может быть недорого и доступно, естественно огромное количество энергии научной и технической, технологической были туда вложены, чтобы это сделать. Но тут конечно есть маленький подводный камень, о котором нельзя не упомянуть. Я уже сказал, что на лазерном принтере, который стоит скажем 2 тысячи долларов - цена отпечатка самая дешевая, а струйный принтер требует довольно дорогих головок, чернил, желательно специальной бумаги. Они печатают и на простой, но если вы хотите получить верхнее качество, то - специальная бумага. Если вы не слишком богаты или не склонны на это выбрасывать много денег, то эти фотографии надо вам делать как бы штучно и всякий раз решая, что это необходимо. Ну, зато могут получиться великолепные подарки. Вы покупаете рамочку, вставляете, приносите и это все совершенно, как из салона, ну если хорошая фотография.

Костинский

Цена листа А4, стандартного машинописного листа от полу доллара до доллара, если покупать пачку.

Козловский

Приблизительно так, да. А цена фотографии 10х15 ну не получится 50 центов, а получится там скажем от 30 до 70, что, конечно дороже, чем фотография в кодаковском киоске, но на мой вкус уж как минимум в два раза лучше. Ну и потом знаете все же у себя дома включить компьютер, вызвать картинку с компакт-диска, нажать на кнопку и через пять минут получить снимок - это само по себе может стоить дороже, чем отнести чуть-чуть поцарапанную уже, как бы вы не хранили пленку, куда-то в киоск, дождаться, даже если при вас там, 40 минут 50 и быть обреченным на то, что отпечатают ее с теми фильтрами и с той степенью там проявки и экспозиции, ну которую сочтет нужным настройщик той машины. То есть там получить вот ровно то, что вы хотите - это везение, а дома получить - это норма.

Костинский

Давайте немного остановимся на самом принципе печати и скажем о тех последних новинках, например, то, что сам принтер, вернее драйверы принтера, корректируют изображение, калибруют цвета, коснемся тех преимуществ, которые дает такая обработка.

Козловский

Пожалуйста. Ну начнем тогда с первой половины вопроса о принципах. Принцип в общем простой. На бумагу с определенной скоростью выстреливается, выплевывается капелька чернил. Известно, что вся печать или почти вся печать, может есть какие-нибудь тонкости, идет по принципу ЦМИК циан, маджента, блэк и еллоу - желтый, бирюзовый, малиновый, я не знаю как манженту назвать и черный. Черный добавляется. В принципе, эти три цвета должны при сложении давать чистый черный, но фактически никогда не удается сделать такие чернила и так точно сложить, и поэтому на явно черных местах добавляют еще чисто черную краску, чтобы было лучше. Так делают в типографиях, так делают и в этих самых принтерах. Но как бы ни было велико разрешение, которое все повышается, которое заявляют производители. Все равно, для того чтобы сделать вам что-то бледно-голубое, или там такое светло... морской волны цвета и все, вам придется бросать эти темные сравнительно капельки на чистую бумагу, но пореже. И иногда, раньше так было особенно, вы можете просто держа этот отпечаток видеть эти самые точечки.

Костинский

Была проблема передачи вот таких тонов.

Козловский

После чего, года два или три назад многие производители, пошли по пути шести чернильниц. То есть добавили к манженте светлую манженту, а к циану светлый циан. В результате для того, чтобы передавать светлые тона, ну во-первых, нужен был уже не такой большой разброс, а во-вторых сами эти капельки не столь заметны. В результате практически ну даже с лупой иной раз трудно вот эту технологию увидеть. Значит, вот это первое - шестицветность. Вторая тонкость. Эпсон, два года назад, что ли тоже выпустил новую линейку принтеров, которые делали отпечатки гораздо более четкие, чем раньше. Там была сделана вот такая вещь. Когда выстреливаются эти капельки, они выстреливаются пьезоэлементами микроскопическими.

Костинский

У Эпсона?

Козловский

У Эпсона. По-моему у большинства, но у Эпсона наверняка.

Костинский

Но у многих термо, вот как у Хьюлет.

Козловский

Некоторые там вскипают. У Эпсона пьезоэлемент, то есть когда туда подается импульс напряжения, он расширяется и посылает каплю. Эта капля летит. Но пока она летит, по всем законам термодинамики из сопла за ней тянется хвост, в момент отрыва начинается облако какое-то, такого пара и все это ложится на бумагу, этот хвост чуть-чуть. Это все микроскопические дела, но на картинке это сказывается. Они придумали двойной удар, они выстреливают сейчас каплю и тут же отстреливают ее назад. То есть, они отстреливают вот этот хвост, они вот этот только едва успевший из сопла вылететь шарик...

Костинский

Наверное разрежение давления, которое засасывает...

Козловский

Все производители, а основных производителей наверное сейчас четверо, таких мирового класса струйных принтеров, это Эпсон, это Хьюлет-Паккард, которые на мой взгляд вот уже несколько лет сильно конкурируя и в общем идут нос к носу: один чуть-чуть высовывается, потом другой тут же догоняет, этот начинает догонять того и в принципе, они идут нос к носу, ну считается, что лучшая модель Хьюлет-Паккарда чуть хуже делает специальные фотографии на специальной бумаге, зато более простые и грубые фотографии на обычной бумаге, что сильно дешевле, и вообще получаются у него лучше Эпсон. Ну вот кому-то нужны исключительно художественные фотографии и нестрашно, что подороже, а кому-то хочется, чтобы они были хороши.

Костинский

Я не заметил разницы.

Козловский

Ну, в общем это так и есть. Действительно, когда технология доходит до определенных вершин, там, действительно, разница уже начинает замечаться либо совсем профессионалами, либо на очень отдельных сэмплах.

Костинский

На очень отдельных примерах, на очень конкретных свойствах.

Козловский

Может быть, какая-то одна фотография ясно будет лучше у Эпсона, а какая-то другая у Хьюлета, потому что Хьюлет сильнее скажем в тонах, это я условно говорю, а у Эпсона там цвета или насыщение. Есть еще Кэнон и есть еще Лексмарк. Ну, Лексмарк на сегодняшний день у нас чуть менее популярен и продвинут, хотя тоже у него результаты совершенно замечательные и они пытаются свою маркетинговую программу, как я понимаю, построить на том, что при вполне приемлемых результатах, они берут за вполне приличный принтер там 90 долларов.

Костинский

Шестьдесят! У Z12 - 60 долларов принтер. Я поразился, переспросил, посмотрел в Прайс.Ру. Нет, все честно.

Козловский

Есть у Хьюлета за 90. Эпсоны чуть-чуть дороже, там по-моему самые простые за 150, но опять же у каждого свои задачи, свои кошельки. Кэнон, Кэнон - это интересно. Я был осенью в Париже на Кэнон-экспо на такой специальной выставке. Вот там они кроме всего прочего показывали свои микропринтеры. Микропринтеры тоже струйные настолько микро, что там, правда картинка получается размером с кредитную карточку, что их в маленький фотоаппарат на стенку встраивается, что они там встраиваются, там не знаю, в маленький МПЕГ-плеер, куда-то там еще. То есть вы сфотографировали фотоаппаратом и как в Поляроиде у вас...

Костинский

Качество несоизмеримо лучше.

Козловский

Только качество - а) лучше и б) вы цифровой оригинал сохраняете, можете его сохранить, потом отпечатать по-другому, и все.

Костинский

Вы человек, который серьезно, много лет занимаетесь художественной фотографией. Допустим вот эта модель 300 долларов - цена не очень большая, можно ли на ней реализовать все эти тонкости художественные, за которые бьется фотохудожник.

Козловский преграда здесь одна я говорил в прошлый раз, напечатать достаточно большую фотографию А0, В0 для выставки, для рекламы с цифрового оригинала довольно сложно, потому что цифровые оригиналы малы. Других преград я пока не вижу.

Других преград, других ограничений в печати на бумаге по сравнению с фотопечатью я не знаю. Ну, единственный сильный выигрыш печати на принтере - это то, что все очень внятно и понятно, глядя на монитор, можно скорректировать заранее. Потому что, когда занимаешься цветной печатью, да и черно-белой на фотобумаге, то приходится делать какие-то удивительные фокуснические пассы и никогда не знаешь что получится, если это черно-белая бумага, то ты это понимаешь через пять минут, если цветная, иногда сильно позже, можно много ее истратить пока добьешься чего-то, а иной раз так и не добьешься. Здесь же ты, если ты не поленился и не пожадничал откалибровать монитор, соответственно с принтером и ...

Костинский

А что значит не пожадничал?

Козловский

Ну значит, что для того, чтобы добиться точного соответствия картинки...

Костинский

Того, что видишь на мониторе, тому, что будет на бумаге.

Козловский

Нужно иной раз один раз, один лист бумаги загубить, иной раз - десять, чернила, там уходят, это все недешево.

Если ты откалибровал, значит ты уверен в точном соответствии того, что видишь на экране, тому, что ты увидишь на бумаге. Ну на уровне, например, моего глаза. Бывают, может быть, какие-то более тонкие глаза, но все равно добиться этого можно. То есть, может быть дольше добиваться надо. Я помню мы когда в Компьютерре делали приложение по цветным принтерам мы тестировали и все. Поразительные вещи.

Как раз принесли нам новую модель принтеров из Эпсона 870-ю, 1270-ю и вдруг мы там обнаружили такую глубину оттенков темного, которой я вот, например, ни на одной из ну кодаковских фотографий отпечатков просто не видел, не ожидал и не предполагал. То есть, если еще правильно подобрать принтеры, режимы и все, то, конечно, мы можем с гораздо меньшими усилиями, по гораздо меньшей цене достичь гораздо более заметных достижений.

Костинский

На принтерах по сравнению с фотографией.

Козловский

На принтерах по сравнению с фотографией. Опять же, если говорить о фотографиях в киосках - тут вообще без разговоров. Если говорить о специальной художественной фотографии, то печать на принтере наверное занимает на порядок меньше времени, сил и может быть даже денег, чем для достижения того же или чуть высшего результата надо потратить на фотобумаге.

Костинский производители говорят: принтер улучшит ваше изображение, он сделает его более контрастным, он подработает цветами. Как вы к этому относитесь и насколько здесь достигнуты положительные результаты?

Козловский

Я отношусь к этому, ну скажем мягко - индифферентно, я считаю что не один принтерный драйвер не имеет таких мощных и тонких инструментов, как тот же Фотошоп. Вместе с тем я понимаю, что огромное количество людей может лениться заниматься Фотошопом, изучать его. Речь идет о неких встроенных в это драйвер программах полуавтоматической обработке изображения, которая есть и без драйверов. Ничего в этом сверхъестественного нет. Сверхъестественное в драйверах другое, как им удается как бы решать вот простую задачу вот просто перенос этого изображения в соответствии с поправкой на чернила бумагу пятое-десятое, добиваться точности.

Костинский

Евгений, давайте сейчас немного поговорим об основных характеристиках принтеров.

Козловский

Так исторически получилось, что я пользуюсь аппаратами Эпсон, знаю их неплохо и они мне привычнее, они мне приятнее, и они мне кажутся предпочтительнее, хотя на самом деле, может быть это и не так. Потому что хьюлетовские я видел результаты иногда ну что называется не уступающие, превосходящих, на мой взгляд, не видел, но не уступающие. Хьюлет ведет сейчас очень агрессивную маркетинговую политику, ну, впрочем, Эпсон тоже. Тем не менее, у Хьюлета получается все сильнее расширять, я ничего не имею против. Что касается кэноновских, лексмарковских принтеров, ну они тоже... Понимаете, как для меня автомобили определенных калибров мало различаются, так в высшем смысле принтеры тоже определенных калибров различаются не очень сильно. Поэтому выбирать надо исходя из потребности. Если для вас главное это печатать максимально изысканные фотографические штучные картинки для подарков, выставок, обустройства своей квартиры, просто для удовольствия, то скорее всего вам нужно будет нужно покупать модели там 870 или 1270 от Эпсона, но заранее быть готовым к тому, что на простой бумаге, подешевле, качество будет очевидно хуже, чем на простой же бумаге у аналогичного верхнего Хьюлета.

Костинский

То есть каждый производитель выпускает свою бумагу.

Козловский

Свою бумагу.

Костинский

Именно на которой и получаются вот эти вот замечательные фотографии, не на простой взятой из пачки 80 грамм на метр.

Козловский

Там очень все сложно, там они делают специально подбирают рыхлость верхнего слоя, какой-то отбеливатель, который позволяет вот капельке успеть проникнуть внутрь прежде, чем высохнуть.

Поэтому, ну на самом деле, когда технология подходит к тому рубежу, к которому она подошла у струйных принтеров, ну все очень вкусовым становится и принципиальной разницы в общем мало.

Костинский

Вот все четыре фирмы основных производителя, они там 80 % публики удовлетворит любой из этих принтеров, судя вот по ...

Козловский

Безусловно. Вот у меня, есть например, маленький пунктик, мне кажется, что Лексмарк, как он не крутится, а вот зеленый цвет передает не так как он должен быть.

Костинский

Ну я не заметил, честно говоря.

Козловский

Вы не заметили, я не исключаю, что и никто больше не заметит, потому что это мой маленький бзик.

Костинский

По моему опыту я больше общался с Хьюлет-Пакардовскими машинами разными и лазерными и цветными. там четырехцветная печать с регулируемой точкой, то есть у них другой принцип, разные компании реализовали разные способы печати и добились практически одного, как мы говорим, результата.

Козловский

Ну, безусловно, потому что если бы результат был хуже, то просто конкуренция бы...

Костинский

Уходили бы с рынка.

Козловский

Да, безусловно, если картинка так очевидно хуже - ну о чем тут говорить.

Костинский

Но это хорошо, что вот эта конкуренция привела к тому, что во-первых, принтеры снизились уже до цены 60-и долларов, Причем, например, в Хьюлет-Паккард меня убеждали, что вся девятисотая линейка от 300 до 150 долларов на одном принципе работают и только примочки в дорогих моделях - ну там двухсторонняя печать на листе, еще какие-то, но качество печати вот такого опять же бытового, что за 150 долларов, что за 300 будет одно и то же в рамках их линейки.

Козловский

Ну мы, вообще, как правило, наибольшими деньгами оплачиваем наименьшие примочки.

А конкуренция, ну разумеется, без конкуренции я думаю мы до сих пор печатали бы на игольчатых этих самых через ленту.

Костинский

Принтерах.

Козловский

Да, через ленту все бы это стучало и точечками выходили, вот эти вот самые буквы, а может быть стучали на пишущих машинках.

Костинский

Получается что в данный момент цифровые принтеры вышли на новый рубеж, превысили качество обычной фотографии и приближаются или совсем вплотную приблизились к качеству лучшей полиграфии. Можем ли мы говорить о том, что недалеко то время, когда бытовые принтеры будут давать такое же качество, как альбомы по искусству?

Козловский

Нет, мы так не можем говорить, потому что они уже дают сравнительно давно лучшее качество.

Костинский

Чем альбомы по искусству?

Козловский

Чем альбомы по искусству. Потому что печать офсетная, она в своей структуре, своей идее, там заложены некоторые технологические ограничения, которых нет у хороших струйных принтеров.

Костинский

Даже в альбомах за 100 долларов, за 200 долларов?

Козловский

Ну да, даже в альбомах за 100 долларов, за 200 долларов. Просто они бы я думаю за 100 и за 200 долларов тоже бы печатали на струйниках, если бы это не было так дорого и долго. Струйник печатает довольно долго и поэтому когда...

Костинский

Несколько минут фотография.

Козловский

Да, да довольно долго. Если вы хотите быстро, если вам нужно много тиражировать, вы берите лазерный, он начинает это все шлепать как деньги или как газеты в кино в хронике. Мой коллега бывший, сейчас он издает собственный фотожурнал, Андрей Шепилов, когда вот где-то год или полтора назад, он заходил на эти фотофирмы традиционные, приносил вот эти отпечатки и он не мог их убедить и уговорить, что это сделано на принтере, они в это не верили, профессионалы - фотографы, торговцы.

Костинский

То есть мы можем сказать, что мы с вами присутствуем при том моменте, когда у каждого человека, имеющего даже скромный достаток, на рабочем столе может быть печатное устройство превышающее по качеству печатные устройства художественных альбомов.

Спасибо, моим собеседником был Евгений Козловский, компьютерный журналист и фотохудожник.

Все ссылки в тексте программ ведут на страницы лиц и организаций, не связанных с радио "Свобода"; редакция не несет ответственности за содержание этих страниц.