Интернет

Радио "Свобода", программа "Седьмой континент". Александр Костинский знакомит нас с внушительными успехами сотовой телефонии и микрокомпьютеров.

Костинский

Ещё два года назад можно было задавать вопрос: благодаря какому цифровому устройству большинство людей будет попадать в Интернет? Роль лидеров у традиционных настольных и переносных персональных компьютеров оспаривали телевизионные и игровые приставки, приспособленные также для получения электронной почты и серфинга по узлам Всемирной паутины. Сейчас, пожалуй, самые радужные перспективы у сотовых телефонов. Вернее у того, во что превратятся сотовые телефоны в самое ближайшее время.

Для начала мобильная телефония решила расправиться с обычной. Ещё в прошлом году в Финляндии сотовых телефонов стало больше чем обычных проводных. На пять миллионов жителей - три миллиона мобильников, включая грудных младенцев и глубоких стариков. Но можно было возразить - маленькая Финляндия не показатель для всего мира. Теперь это возражение не выглядит убедительным. В этом году в почти 130-ти миллионной Японии число пользователей мобильной связи достигло пятидесяти семи миллионов и на полтора миллиона превзошло число клиентов стационарных телефонных линий.

Следующий удар был нанесен по низколетящим, порядка тысячи километров над Землей, спутниковым системам беспроводной связи. Обанкротился проект консорциума Iridium, возглавляемый компанией Motorola на который было затрачено по некоторым сообщениям до 10-и миллиардов долларов. Теперь все 66 действующих спутников Iridium, наземные станции поддержки и программное обеспечение планируется продать всего за 50 миллионов. Под мощным давлением сотовой телефонии ужимается и проект Teledesic Билла Гейтса и Крейга Мак Коу. Сначала планировалось запустить тысячу низколетящих спутников, потом 288, а сейчас уже 110. И совсем уже узкий рынок оборонных систем остался стратосферным дирижаблям и планерам, на базе которых рассчитывали сделать мощные ретрансляторы. Сотовая связь "убивает" этих конкурентов быстрой модернизацией и ремонтом связного оборудования на Земле, чего лишены спутники, которые должны окупаться не менее семи - десяти лет. Вспомним, что резкое улучшение основных характеристик компьютерного и связного оборудования происходит каждые полтора - два года.

Мобильная телефония на этом не останавливается. Она решительно вторгается в Интернет. Но прямо перенести информацию из Всемирной паутины в самом распространённом формате HTML на сотовый телефон со скромными вычислительными возможностями и небольшим экраном нельзя. Для этого разработан специальный беспроводной протокол - дабл-ю, эй, пи - WAP. Страницы Интернет узлов, доступные непосредственно с сотовых телефонов должны быть переписаны в формате дабл-ю-эм-эль WML, что достаточно трудоёмко, причём нужно учитывать особенности вывода на разные по ёмкости изображения экраны. Для просмотра таких страниц разработан собственный WAP-браузер.

Несмотря на ограниченные возможности, WAP-технология уже сейчас позволяет через сотовый телефон обмениваться электронной почтой, получать самую свежую информацию с новостных лент, узнавать о погоде и курсах валют и даже управлять банковскими кредитными карточками.

Выход в Интернет с помощью сотового телефона сейчас напоминает работу на обычном компьютере через модем. Надо дозвониться до оператора и после этого загружается начальная страница. Уже сейчас скорости обмена доходят до 28 кбит в секунду. В ближайшее время планируется довести их до 100 кбит в секунду и сделать связь трубки с Интернетом постоянной с оплатой только переданной информации. Такая оперативность сотовой связи может серьезно изменить информационный рынок. Недаром рекламный лозунг сотового телефона Ericsson R320s звучит так: "Новости устаревают до того как их напечатают".

Это прекрасно понимают издатели ведущих американских газет. Они не только создали Интернет - версии своих изданий, но и готовят их варианты для сотовых телефонов. Американская газетная ассоциация (Newspaper Association of America) пошла ещё дальше. Она создаёт компьютерную новостную базу данных, откуда по сотовому телефону можно мгновенно получить не только общенациональные и мировые, но и свежие местные новости из интересующего региона.

Но сотовый телефон угрожает не только газетам, но и таким современным устройствам, как переносные компакт - дисковые аудио плееры. Английская компания Sontora уже приступила к тестированию системы доставки звуковых файлов на сотовые телефоны. Это могут быть не только популярные музыкальные композиции, но и специально заказанные произведения или сводки важных специализированных новостей, которые можно прослушивать, например в автомобиле. Всё это время телефон остается доступен для звонка.

Но сотовые телефоны позволяют реализовать и более изощренные услуги. Компании Motorola, Symbol Technologies и Connect Things инвестируют 500 миллионов долларов в технологию считывания штрих-кодов с упаковки, экрана телевизора или рекламных материалов, прямо в мобильные телефоны. При этом нет надобности набирать адрес на клавиатуре. Прочитанный штрих - код поможет соединиться с Интернет-узлом производителя, чтобы получить справку или дополнительную информацию о свойствах и возможностях продукта. Особенно это важно для таких критических товаров, как лекарства.

Японские компании Kato-Denki и DDI Pocket разработали противоугонное устройство Terra, которое связано с мобильным телефоном. Устройство реагирует на возникновение неожиданных ситуаций в автомобиле, как в присутствии водителя, так и без него. Во время аварии Terra посылает при помощи мобильного телефона синтезированные звуковые сообщения по заранее указанным номерам. По телефону же пользователь может контролировать состояние автомобиля в свое отсутствие.

Все кто пользовался сотовыми телефонами знает, что в подземных переходах, железнодорожных поездах, самолетах или метро связь значительно ухудшается или совсем пропадает. Поставщики мобильных телефонов стараются исправить положение. Компания Ericsson использовала для этого не только WAP - протоколы, но и технологию ближней беспроводной связи Bluetooth. Благодаря такому усовершенствованию, пассажиры прямо в вагонах поезда могли уверенно заказать билеты, забронировать места и получить доступ в Интернет.

Надо остановится на Bluetooth подробнее потому что эта технология применима не только к сотовым телефонам. Цель её - избавиться от проводов при соединении цифровых устройств внутри помещений, таких, как компьютер, принтер, сотовый телефон, органайзер. Поддерживают развитие Bluetooth сейчас более 1900 компаний. Такое единодушие объясняется желанием в ближайшем будущем связать без проводов всю технику в офисе или бытовые приборы в квартире с компьютером и сотовым телефоном, чтобы на расстоянии управлять и контролировать их. Радиус действия Bluetooth невелик около 10 метров, но для среднего помещения достаточно. В последнее время должно появиться множество устройств, использующих Bluetooth для обмена данными.

Есть среди них и любопытные. Недавно компании Anoto и Ericsson объявили о том, что разработали авторучку, позволяющую передавать сделанные ею записи по мобильной связи. Положение пера авторучки определяется относительно нанесенных на бумагу точек и сохраняется в памяти, а затем при помощи приемопередатчика Bluetooth отправляется на мобильный телефон. Корпорация NEC разработала переносные компьютеры - ноутбуки, которые благодаря Bluetooth, будут выводить данные на принтеры и другие периферийные устройства, используя беспроводное соединение.

Надо заметить, что сотовый телефон, обогащенный таким количеством дополнительных возможностей телефоном уже назвать трудно. Это скорее карманный персональный компьютер с функциями сотового телефона. Вернее сотовый телефон и карманный персональный компьютер двигались навстречу друг другу, пока не стали мало различимы. Свидетельством тому телефонные возможности микрокомпьютера Palm V и компьютерные возможности устройства Ericsson MC218.

Пожалуй самая серьезная проблема сотовых телефонов - проблема терминала. Когда она будет решена, клиент сможет пользоваться всеми возможностями Интернета и не ограничиваться специально предназначенными для WAP -стандарта ресурсами. На эту роль могут претендовать дисплеи, встроенные в очки, на которых получены обнадёживающие результаты. Но, похоже, операторы сотовой телефонии не будут торопиться с такими решениями, ведь ограничения доступа им на руку. Поневоле клиенты должны будут пользоваться их Интернет - услугами, а это может привести к серьезному перераспределению посещаемости узлов Всемирной паутины. Насколько это серьезно показывает пример Японии. К Интернету там сейчас подключены 11 процентов квартир, а в мае информационными сервисами WAP - телефонных серверов пользовались уже 8 процентов населения. Бум WAP-совместимых мобильников привёл к тому, что в апреле крупнейший оператор японской сотовой связи NTT DoCoMo был вынужден временно сократить объём продаж телефонов, чтобы успеть модернизировать оборудование.

Описывая впечатляющие успехи синтеза компьютерных беспроводных технологий не надо забывать, что они же открывают беспрецедентные возможности для вмешательства в частную жизнь. Если раньше для слежки за человеком нужно было долго сопоставлять данные агентурной работы, наружного наблюдения и подслушивающих устройств, то теперь достаточно получить доступ к сотовому телефону, чтобы знать с кем и о чём говорит человек, какие новости его интересуют, какими услугами он пользуется. Более того, в любой момент времени, когда включен телефон, можно с высокой точностью определить местонахождение человека. Технология Bluetooth тоже упрощает несанкционированный доступ к данным пользователя. Сейчас направленные антенны позволяют улавливать сигналы, исходящие от компьютера за сотни метров, а когда почти весь обмен данными будет происходить в микроволновом диапазоне, для которого прозрачны большинство материалов, требования к безопасности могут сильно возрасти. Выходом из положения может быть шифрование информации при передаче, но в этой области активность производителей сотовых телефонов и операторов мобильной связи куда меньше, чем при разработке новых сервисов, что таит серьезные опасности для будущего развития отрасли.

А сейчас Владимир Воронько расскажет о событиях, которые сотрясают индустрию звукозаписи.

Воронько

Виртуальная жизнь Интернета течёт гораздо быстрее жизни реальной, и хотя всемирная паутина существует в своём настоящем виде не более десяти лет, в ней уже давно присутствуют несколько мощных новостных кибер - агентств. Те из слушателей 7го континента, кто подписан на новостную рассылку хотя бы одного из них - например Wired News или Ziff-Davis News, могли заметить, что в последние месяцы с его ленты новостей не сходят упоминания об одной программе, и последствиях, которые вызывает её популярность.

Вдобавок к такой рекламе сетевых масс-медиа, 14го мая в Сан-Франциско прошла церемония Webby-Awards, своего рода интернетовский Оскар, на которой вручались призы лучшим веб-сайтам, и в номинации лучшим был назван сайт, посвященный всё той же программе. Этот сайт расположен по адресу (www.napster.com), и именно о программе Напстер пойдёт речь далее. Но сначала, для лучшего понимания сути вопроса, нам придётся сделать небольшой экскурс в историю цифровой музыки.

Широкая публика развитых стран познакомилась с цифровым звуком в начале 80х, когда несколько крупных электронных компаний, главной из которых была Sony, представили новый формат звукозаписи. Это был - CD, компакт диск. Кусок пластика с тонким слоем аллюминия внутри, на котором гладкие участки чередовались с вогнутыми. Подобным чередованием на диск можно было записывать нули и единицы, а затем, с помощью лазерного луча и фотоэлемента считывать их.

Новый формат был по настоящему революционным, и по замыслу его авторов, должен был заменить виниловые пластинки и компакт-кассеты, предоставив потребителям звук намного лучшего качества. CD на самом деле решил главную проблему аналоговой музыки - радикально уменьшил шумы. Это, и ряд других достоинств, позволили компакт-диску успешно вытеснить виниловые пластинки. С кассетами, правда, дело оказалось сложнее, но как бы то ни было, к началу 90х годов CD стал несомненным лидером на рынке звукозаписи, а вместе с ним лидером стал и цифровой звук.

Одновременно с цифровым звуком дорогу к публике пробивали персональные компьютеры. Поначалу они были очень дорогими игрушками, которые из звукового оборудования комплектовались только маленьким внутренним динамиком - РС-Speaker-om, звук которого по качеству сравним только с переносной рацией. Но к счастью для пользователей, в компьютер можно было вставлять различные платы расширения, могущие выполнять самые различные функции, в том числе и работать со звуком.

Первая аудио-карта для РС, которая могла записывать и воспроизводить цифровой звук, была выпущена в 89 году фирмой Creative и называлась "Sound Blaster". Именно с этой карты началось проникновение обычных персоналок в ранее элитарную сферу обработки звука. В начале 90х Creative выпустил еще несколько моделей "Sound Blaster-a", и их популярность была так высока, что само слово стало нарицательным, и им стали называть все компьютерные аудиокарты.

Как раз к середине 90х годов на компьютерах стали появляться первые дисководы для компакт-дисков - так называемые CD-ROMы. B сочетании с аудиокартами, это привело к тому, что обычный музыкальный диск стало возможным слушать как на обычном CD-плейере, так и на компьютере. А, поскольку, для компьютера цифровая музыка ничем не отличалась от других данных, то записи музыкальных CD можно было, как минимум, копировать на свой винчестер, причём без малейшей потери качества.

К сожалению, цифровой звук, если измерять его в байтах, представляет собой огромные обьёмы данных. Одна минута любой композиции на компакт-диске занимает более 10 мегабайт, и копировать такие обьёмы, а, тем более, передавать их друг другу, для широкой публики было затруднительно. Но помощь пришла откуда не ждали. В начале 90-х видео-индустрии понадобился универсальный стандарт сжатия видео, который бы обеспечивал многократное уменьшение обьемов видео-записей, при этом не сильно ухудшая их качество. Для разработки такого стандарта была создана организация под названием Motion Pictures Expert Group - группа экспертов по движущимся картинкам, которая довольно быстро со своей задачей справилась. Получившийся стандарт был назван mpeg-1, но нормальному видео, кроме движущихся картинок была нужна ещё и звуковая дорожка.

Алгоритм сжатия звука, являющийся частью mpeg-1, a затем mpeg-2, разрабатывался многими сторонами, но самая мощная и удачная версия была написана в институте имени Фраунгофера в Германии. Не вдаваясь в технические детали можно сказать, что этот алгоритм обеспечивает десятикратное (и более) сжатие музыки без заметной потери качества, и именно этот алгоритм сейчас принят в качестве стандарта MPEG и известен всему миру под названием "mpeg audio layer III" или сокращенно - мр3.

Пожалуй, на этом экскурс в историю можно завершить и перейти к делам сегодняшним.

Mpeg-1 сегодня используется там, где и предполагалось - в различных игровых приставках, видеодисках и CD-i. Его продолжение - mpeg-2, рассчитанное на большие скорости и лучшее качество, можно найти на DVD и в цифровом спутниковом телевидении.

Появление новых стандартов записи не вызывало у владельцев авторских прав особых возражений, но лишь до момента, когда в 97-ом году институт имени Фраунгофера открыл код своего алгоритма и разрешил его свободное использование. Этот на первый взгляд безобидный шаг стал тем камнем, который повлёк за собой целую лавину событий, приведших, в конце концов, к самым серьезным переменам в музыкальном мире со времен появления бытовых магнитофонов.

По ряду причин компрессия звука в формат мр3 требует в десятки раз более сложных алгоритмов, чем декомпрессия, и до открытия алгоритма это занятие было уделом избранных, которые платили за него лицензионные отчисления. Но после раскрытия кода, и появления в сети бесплатных программ-комрессоров, сжатием любимых песен занялась масса обычных пользователей.

В среднем, обычная песня в формате мр3 занимает 2-3 мегабайта, и поскольку перекачать такой файл по сети не составляет большого труда, то различные веб-сайты по обмену сжатой музыкой до сих пор растут по всему миру как грибы. Появилась даже мода вкладывать свои любимые песни на домашних страничках. Конечно, с точки зрения фирм звукозаписи, такие действия это махровое пиратство, с которым нужно бороться. Но различные призывы, заявления в печати и даже судебные иски, только создают мр3 дополнительную рекламу. Мр3- музыка уже появилась во многих играх, пираты давно продают сиди-ромы, накоторых сжатыми записаны десятки песен известных исполнителей, а в интернете появились специальные поисковики, которые могут искать мр3 - файлы среди записей тысяч серверов, разбросанных по всему кибер-пространству.

При всём желании, фирмы звукозаписи не могут эффективно бороться с мр3-пиратством, поскольку в частном порядке им занимаются миллионы людей. До недавнего времени у этой аморфной массы пользователей не было даже неофициального представителя, с которым защитники авторских прав могли бы воевать в суде и примерно его наказывать, дабы другим было неповадно. Представителя не было, пока в прошлом году не появился Напстер.

Эта молодая компания из Силиконовой долины, в 99м году разработала программу, которая объединяет в себе проигрыватель мр3-файлов, поисковую систему для них, удобное средство скачивания этих файлов из сети, и, самое главное - открытый специализированный форум, нечто вроде знаменитого ICQ, в котором все желающие могут обмениваться данными о том, какие у кого есть записи.

Таким образом, скачав программу с сайта napster-dot-com (www.napster.com), и установив ее на своём компьютере, пользователь, выйдя в онлайн, увидит несколько диалоговых окон, из которых самым главным будет так называемая Chat-room. Именно в ней пользователю видны коллекции музыкальных файлов, которые тысячи людей со всего мира открыли для свободного обмена друг с другом. Достаточно пары кликов мышкой, что бы выбрать понравившийся файл и начать его скачивание. Одновременно можно открыть для скачивания записи со своего собственного винчестера, хотя это и необязательно. Таким образом, через Напстер обмен музыкальными файлами происходит во много раз удобнее и эффективнее, чем с помощью других средств.

Количество пользователей Напстера уже насчитывает более миллиона человек, а у защитников авторских прав есть миллион причин закрыть это воплощение музыкального пиратства.

Судебные тяжбы тянутся с декабря прошлого года, но у Напстера есть два весомых аргумента, которы пока спасали его от обвинительного приговора. Во первых, компания не получает от своей деятельности никаких доходов, а во вторых, на сайте Напстера нет никаких музыкальных записей, ни легальных ни нелегальных. Вся система Napster служит лишь средством связи между множеством частных лиц, которые хранят свои файлы на своих дисках и сами перекачивают их друг у друга, используя Напстер только как удобного посредника.

Эти оправдания не убеждают владельцев авторских прав, и они привлекают к проблеме внимание всё более солидные организации. Так 23го мая в конгрессе США, в "Комитете по вопросам малого бизнеса" прошли слушания доклада "Napster и онлайновое пиратство", из которого следовало, что нынешние законы не способны защищать авторское право в Интернете, и необходимо их серьёзное ужесточение.

Хотя вся эта история ещё очень далека от завершения, уже можно утверждать, что любая борьба с мр3-пиратством, даже поддержанная сверх-жесткими законами, будет не более эффективной, чем борьба с нелегальным копированием компьютерных программ. Напстер это только вершина огромного айсберга. В конце концов, обмениваться файлами через интернет люди могут и без всякого Напстера - даже по обычной ICQ. B начале марта этого года на суд пользователей была представлена бета-версия программы Gnutella, которая в целом аналогична Напстеру, но для своей работы не требует центрального сервера. Другими словами, тысячи её пользователей могут обмениваться файлами, но единого центра, который их координирует и который можно было бы обвинить в поддержке пиратства, уже не существует. Gnutella была написана программистами из "Америка он-лайн" и выложена на сервере, принадлежащем этому крупнейшему интернет-провайдеру. Примерно через двое суток высшее руководство компании поняло, какого джина они выпустили из бутылки, и программа была немедленно удалена, но дело уже было сделано. Исходный код и принципы действия Gnutell-ы сейчас открыты всем желающим, и чем сильнее в будущем будет давление на Напстер, тем вероятнее будет переход его пользователей на Gnutell-y или один из её вариантов.

Ирония этой программы ещё и в том, что с помощью Gnutell-ы можно обмениваться не только музыкальными, но вообще любыми файлами. Как заявил один из её создателей: "разумеется, мы написали её для обмена кулинарными рецептами". Исполнителям песен и прочим владельцам авторских прав в такой ситуации можно лишь посочувствовать.

Помимо обычного желания миллионов людей получить хорошую песню даром, в основе современного музыкального пиратства лежит решение самой музыкальной индустрии перейти на цифровой стандарт. Массовое распостранение компакт-дисков с цифровой музыкой, позволило, спустя двадцать лет, копировать эту музыку без потери качества всем желающим. Будь сейчас большинство записей аналоговыми, и пиратство было бы куда менее массовым явлением. Авторы песен и студии звукозаписи хотят получать за свой труд деньги, и это желание вполне естественно. Как было сказано в одной из передач "7-го континента" - "..если бы могли, мы брали бы деньги и за закон Архимеда..", и вполне возможно, что в такой ситуации научный прогресс развивался бы намного быстрее. К счастью для большинства людей, когда желание получать деньги сталкивается с самим научным прогрессом, победа последнего заранее предрешена. Многие слушатели удивятся, но в своё время фирмы звукозаписи пытались блокировать появление первых двухкассетных магнитофонов, справедливо полагая, что нормальному человеку такой магнитофон нужен лишь для копирования записей, и по большей части это копирование будет нелегальным. С тех пор прошли десятилетия, двухкассетники появились почти в каждой семье, а доходы музыкантов лишь возросли. Будем надеяться, что тоже самое произойдёт и на этот раз.

Все ссылки в тексте программ ведут на страницы лиц и организаций, не связанных с радио "Свобода"; редакция не несет ответственности за содержание этих страниц.