Интернет

Нашу передачу откроет Александр Костинский рассказом о перспективах развития мирового бизнеса в Интернете - с точки зрения компании "Интел".

Костинский

В последнее время мировая экономическая система вступила в эпоху кардинальных перемен. Причины тому две: бурный рост цифровых технологий, открывающих широкие возможности оптимизации бизнес-процессов, и хорошо продуманная пропаганда самого "бурного роста" и выгод, которые он может принести. Определилось и направление главного удара. В первую очередь трансформации подвергнется корпоративный бизнес, то есть деловые отношения и взаиморасчеты между предприятиями. Прямые продажи частным лицам пока будут играть меньшую роль. По этому поводу Энди Гроув не так давно высказал мысль, казавшуюся парадоксальной: "Через пять лет все предприятия станут Интернет - компаниями, либо они попросту исчезнут".

Насколько эта перспектива стала реальной и без каких инструментов не обойтись в современной экономике пытался обрисовать европейским политикам и бизнесменам в своем июньском турне Крэйг Баррет, президент и главный исполнительный директор корпорации Интел.

Посетил он и Москву. Публичная часть его визита распалась на две части. Первым номером стала шоу-презентация в здании Академии наук продуктов компании Интел для ведения электронного бизнеса, которая включала также призывы решительно осваивать сам электронный бизнес. После получасовой пресс-конференции, в Московском Университете прошла церемония присвоения Крейгу Барретту звания почетного профессора МГУ, и он прочёл небольшую лекцию о роли образования в современном мире.

Подробно остановимся на презентации, так как она - характерный пример новых стратегий продвижения Интернет - технологий в широкие массы.

Первыми словами Баррета были: "Движущая сила отрасли - Интернет". Каждые пять лет число пользователей растёт в десять раз. К 2005 году ожидается миллиард человек. Уже сейчас более половины американцев посещают Всемирную паутину. Подтягивается и Европа. В этом году число европейских пользователей дойдёт до 30%. В России результаты скромнее, но тоже ожидается, что число, имеющих доступ в Сеть достигнет четырёх миллионов.

По мнению президента Интела отдача от внедрения цифровых технологий скажется очень быстро, несмотря даже на небольшое число пользователей Интернета, если начинать с оптимизации отношений с партнерами, субподрядчиками и собственным персоналом. Так называемая схема "бизнес ту бизнес". Именно в этой области ожидаются основные доходы цифровой индустрии в ближайшем пятилетии. Прогноз таков. В 1998 году объем электронной торговли между предприятиями составлял 45 миллиардов долларов, в этом году он будет в девять раз больше - 403 миллиарда, а через четыре года эта цифра дорастёт до почти семи триллионов трёхсот миллиардов. При этом объём прямой торговли от предприятия к потребителю в 2004 году прогнозируется в шесть раз меньше.

Так происходит потому, что грамотное внедрение цифровых технологий ведёт к прямому повышению эффективности ведения бизнеса. Снижаются торговые издержки. Электронные процессы не только гораздо быстрее, но и дешевле традиционных способов размещения заказов по телефону, факсу или почте, которые предполагают обработку вручную, что часто приводит к задержкам и требует большого количества людей, увеличивая себестоимость продаж. Резко растёт эффективность управления материально-техническим снабжением, что уменьшает складские запасы, позволяет работать с колёс, снижая также транспортные расходы. Резко улучшается организация сбыта и техническая поддержка широкого и разнообразного ассортимента изделий. Обслуживание даже тысяч партнеров по всему миру благодаря Интернету можно сделать индивидуальным, формируя персональную доставку необходимой информации.

Всё это позволит, по мнению сотрудников Интела, обеспечить три основных условия успешного ведения бизнеса. Доступность, доходность, продуктивность. Доступность означает, что теперь потребитель может получить доступ к информации о товарах в любой точке планеты в режиме реального времени и сразу сделать заказ. За счёт экономии времени на обработку данных и решение административных вопросов персонал отделов сбыта может сосредоточиться на расширении диапазона услуг. Доходность и продуктивность компании растёт с автоматизацией, которую несёт безбумажный оборот, электронное отслеживание движения заказов, мгновенный обмен с клиентами конфиденциальной договорной информацией, на которую раньше уходили дни и недели.

Крейг Баррет заметил, что "революционными являются не сами технологии, а осуществляемые с их помощью преобразования". Он выделил три этапа эволюции электронного бизнеса. На первом фирма создает Интернет-узел во Всемирной паутине с информацией о себе и своей продукции, получается как бы развернутая рекламная брошюра компании. Уже здесь обнаруживаются серьезные преимущества цифровых методов маркетинга перед бумажными - моментальное распространение и обновление, отсутствие затрат на печать и пересылку. Но пока это - односторонняя связь. Ведь, если клиент заинтересовался продуктом, то надо сразу ответить на его вопросы и дать возможность в режиме реального времени приобрести изделие или услугу, иначе его интерес не будет для компании продуктивен. Освоив эти процедуры, электронная торговля переходит на следующий уровень. На втором этапе фирма ведёт через Интернет прямую коммерческую деятельность, предоставляя своим клиентам возможность размещать, оплачивать и отслеживать заказы через Сеть. Модель Интернет бизнеса второго поколения предполагает, что компании должны посещать сетевые узлы своих поставщиков для оформления заказов, а также вручную собирать и интегрировать информацию в своих базах данных. Острым остается вопрос совместимости систем, интерфейсов и форматов обработки данных заказчиком и поставщиком. На втором этапе основные расходы по совершению электронных сделок несёт компания владелец сервера. Главная задача наступающего третьего этапа - позволить клиенту получать через Интернет необходимые ему сведения таким образом, чтобы они могли быть сразу интегрированы в его бизнес - процессы. Электронная торговля третьего поколения ориентирована на потребителя. Она предполагает индивидуальную настройку параметров информационного обеспечения под конкретного пользователя. Это означает, что Интернет-система должна обладать возможностями динамического поиска информации для нужд не самого предприятия или его подразделений, а всей цепочки - от поставщиков исходных материалов до потребителей готовой продукции. Третий этап предполагает разработку и повсеместное принятие единых отраслевых стандартов, благодаря которым коммерческие системы всего мира смогут предсказуемо, надёжно, безопасно и эффективно взаимодействовать друг с другом.

Вторая часть презентации была посвящена инструментам, которые могут обеспечить компаниям все эти революционные перемены. Для этого корпорация Интел предлагает собственную серверную архитектуру с использованием стандартных процессоров. В условиях современного рынка главные требования к информационной системе даже не мощность, а масштабируемость и быстрая приспособляемость. Масштабируемость позволяет быстро наращивать информационные мощности, не прерывая текущей работы, а также автоматически перераспределять задания при выходе из строя какого-нибудь узла. Насколько быстро это теперь происходит Крэйг Баррет демонстрировал прямо в зале, где была установлена действующая серверная система. Сперва он отсоединил один из двух узлов и его функции взял на себя оставшийся, а потом добавил ещё один блок и тот сразу включился в работу. Контрольный монитор при этом проецировался на экран три на четыре метра хорошо видный из всех секторов довольно большого зала.

Но рост нагрузки на серверы в случае удачно проведенной рекламы может быть не только большим, но и резко неравномерным, на что нередко наталкивались успешные проекты. Покупка дорогого оборудования впрок довольно рискованна. В таком случае фирме выгодно не покупать, собственное оборудование, а арендовать информационные мощности у сети специализированных центров данных. Именно в такую сеть, названную Intel Online Services, корпорация Интел инвестировала полтора миллиарда долларов. Благодаря подобной услуге даже небольшая компания может мгновенно расширять свои информационные возможности до уровня огромной корпорации. Это своеобразное информационное кредитование. Надо подчеркнуть, что некоторые производители мощных серверов вообще считают, что большинство фирм может обойтись без собственных информационных систем, арендуя вычислительные ресурсы у централизованных поставщиков, которые помогут наладить и обслужить дистанционно всю инфраструктуру Интернет-бизнеса клиента. По моему мнению, подход Интела, где ресурсы динамично перераспределяются между серверами поставщиков, заказчиков и независимых крупных информационных центров более реалистичен. Так как трудно ожидать, что гибкость центральной серверной архитектуры позволит легко решать неожиданные и весьма специальные задачи, возникающие на таких разных и чрезвычайно мобильных рынках. Тонкую настройку оборудования под собственные нужды, пожалуй, клиент лучше выполнит сам, иначе в случае нестыковки он рискует натолкнуться на системные или организационные ограничения неизбежно возникающие в централизованных структурах.

В любом случае в современных бизнесс-процессах главным становится вопрос совместимости разных программных и аппаратных платформ. Ключевым словом для решения этой проблемы в политике Интела стало понятие - "Открытость технологии". Придумана даже хлёсткая формула: "Закрытая технология также опасна, как ограниченность разума". Недаром на обобщающей картинке "Архитектура Интел: решения для электронного бизнеса" соседствуют не только IBM, Dell, Fujitsu, Siemens и Compaq, но и сидящий пингвинёнок, символ открытого програмного обеспечения - Linux, иронично смотрит на эмблему Windows - 2000, окруженный не только логотипами Novell и Oracle, но и свободно распространяемого серверного пакета Apache. Это ситуация отражает скрытую полемику между капитанами современной цифровой индустрии. Неслучайно на пресс-конференции на вопрос "Ваше мнение о судебном процессе над Майкрософт?" Баррет усмехнулся и сказал: "Мое личное мнение не для публичных высказываний". А от нашего вопроса "Не угрожает ли устойчивости и стабильности развития цифровой индустрии естественно сложившейся монополизм в области операционных систем?" он дипломатично уклонился в обсуждение монополизма телефонных компаний.

Надо сказать, что одним из самых веских доводов в пользу сетевого бизнеса стал опыт самой компании Интел, самой крупной на сегодняшний день Интернет - компании. Ещё в 1998 году доходы Интела от электронной торговли равнялись нулю. За два года они превысили миллиард триста миллионов долларов в месяц, а через три года корпорация рассчитывает получать от Интернет-бизнеса 90 процентов совокупного объёма доходов. Таким положением дел довольны 94 процента корпоративных потребителей продукции Интела. Сейчас это 5 тысяч пользователей, которые работают в шестисот фирмах-заказчиках, расположенных в пятидесяти странах мира.

Несмотря на действительно значительный прогресс в области электронной коммерции лозунг Крейга Баррета "Не ждите у моря погоды! Интернет-бизнес - это ваш шанс вырваться вперед" стоит принимать с осторожностью. Дело даже не в том, что в России слишком слаба пока информационная инфроструктура, главным препятствием может стать законодательная неразбериха и реальная коммерческая практика, опирающаяся очень часто на государственный протекционизм и криминал. Скорее всего, первыми успеха в Интернет-бизнесе добьются компании, которые ориентированы на зарубежного потребителя. Не зря в качестве примера на презентации были приведены успехи российского сетевого электронного книжного магазина "оЗон", больше 50 процентов покупок в котором осуществляется из-за рубежа.

Ещё одно замечание. Насколько все-таки картина, нарисованная Крейгом Барретом реальна? Настолько, насколько слушатели поверят в её реальность. Конечно, характер кривых роста указан правильно, но насколько круто они будут взлетать вверх зависит от убедительности подобных шоу. Ведь презентация Барретта не столько информирует участников рынка о происходящих переменах в бизнесе, сколько эти перемены формирует, изменяя ожидания и приоритеты. То есть он не столько предсказывает рыночную погоду на завтра, сколько её делает. Графики и цифры, представленные в докладе, больше плановые ориентиры, чем экономические показатели. Поэтому целевой аудиторией презентации стали корпоративные пользователи, ведь изменить их представления о бизнесе куда легче и дешевле, чем взгляды и привычки обычного покупателя.

И напоследок, как говорят в рекламных роликах "приятная новость от Интел". В Нижнем Новгороде компания открыла центр разработки программного обеспечения, где будут заняты свыше ста российский специалистов. В течение нескольких лет число сотрудников дорастёт до пятисот человек. Нижегородский центр Интел будет работать над библиотеками программ в области цифровой обработки изображения, распознавания речи, над созданием мощного графического процессора трёхмерных объектов и комплекта инструментальных средств разработки программного обеспечения для новейшего 64-х разрядного процессора Intel Itanium c которым корпорация связывает большие надежды.

Передачу завершает Владимир Воронько рассказом об альтернативных технологиях сжатия звуковых файлов.

Воронько

Технологии сжатия звука, еще несколько лет назад бывшие диковинкой, сейчас знакомы почти каждому владельцу компьютера. Наверняка все слушатели знают о нашумевшем стандарте мр3, а многие даже регулярно слушают музыку, сжатую таким образом. Несомненно - мр3 уже обеспечил себе место в компьютерной истории, и его влияние на нее будет ощущаться ещё очень долго, но прогресс не стоит на месте и некоторые наиболее продвинутые пользователи, считают, что сетевому сообществу пора переходить на новые стандарты.

Что же идёт на смену мр3? В настоящий момент существует несколько разных алгоритмов, каждый из которых вполне мог бы занять его место. Один из них - стандарт ААС - Advanced Audio Coding. Этот алгоритм известен довольно давно, поскольку в своё время он был включен в стандарт сжатия видео MPEG-2, широко используемый сейчас на DVD и в цифровом телевидении.

ААС разрабатывался группой компаний, в которую входили такие гранды как Sony, Dolby, NEC, институт имени Фраунгофера и другие. В принципе, ААС является дальнейшей модернизацией мр3. В его основе также лежит психоакустический анализ сигнала, с помощью которого определяется, какие звуки при сжатии можно отбросить без большого ущерба для качества, а какие надо сохранить. Но в отличии от мр3, в ААС используется другой тип преобразования исходного звука, улучшена обработка шумов и изменён банк специальных фильтров.

Всё это позволяет значительно улучшить качество сжатого звука. Если сравнивать его с мр3, то большинство экспертов соглашается, что качество, аналогичное мр3 с потоком 128кбит/сек, формат ААС обеспечивает при потоке 96кбит/сек - то есть на четверть меньше. Фактически это означает, что файлы ААС при качестве, аналогичном мр3, получаются на 25% меньшими по обьему.

К сожалению, конкретные реализации алгоритма ААС, созданные разными фирмами, получились несовместимыми между собой, и записи, сжатые одним кодеком, не могут проигрываться другим. В результате неким стандартом де- факто стал наиболее качественный вариант ААС, созданный фирмой Liquid Audio. Её программа-компрессор Liquifer и проигрыватель Liquid Player работают с файлами, имеющими расширение .LQM или .LQT, и постепенно, эти файлы встречаются на различных веб-страницах всё чаще и чаще.

Так, например, российский сетевой обозреватель Cooler, он же Александр Чижов из Иркутска, выкладывает в каждом выпуске своего обозрения по одной музыкальной композиции, и уже более года все они сжимаются Александром не с помощью мр3, а только Liquifer-om.

Kpome качества, превосходящего мр3, Liquifer позволяет вставлять в музыкальные файлы большие обьемы текстовой информации и графики - например фотографии исполнителей и обложки их компакт-дисков. И то и другое затем можно просматривать обычным Liquid Player-om. Ha таком фоне мр3 в самом деле кажется устаревшим стандартом, которым масса людей пользуется только по привычке. Можно лишь добавить, что более подробную информацию о Liquid Audio, все желающие могут найти на сайте того же Cooler-a.

Но за место преемника мр3, борется еще один стандарт сжатия звука, известный как TwinVQ. Этот стандарт, файлы которого имеют расширение .VQF, был относительно недавно разработан японской компанией Nippon и в настоящее время его продвижению помогает Yamaha, давно имеющая заслуженную репутацию в музыкальных кругах. При качестве сравнимом с Liquifer-om, TwinVQ обеспечивает примерно такое же сжатие. Вообще технические характеристики обоих этих алгоритмов весьма схожи, и сравнивая их, надо сосредотачиваться на более мелких деталях.

Так, например Liquifer принадлежит одной конкретной фирме, и для использования всех его возможностей программу надо взламывать легкодоступными крэками, которые можно взять, например на сайте того же Cooler-a. B то же время TwinVQ поддерживается многими компаниями, и множество его бесплатных проигрывателей и кодировщиков на любой вкус, доступны всем желающим на сайте.

Помимо лучшего, по сравнению с мр3, качества, TwinVQ отличается большой нагрузкой на процессор. Во время проигрывания записей она вдвое больше чем при проигрывании мр3, а сжатие по стандарту TwinVQ на максимальном уровне качестве, требует иногда в десять раз большего времени, чем сжатие мр3. У Liquid Audio этот показатель гораздо скромнее, но по большому счету оба стандарта стоят друг друга.

И тот и другой алгоритм создавались с одной целью - захватить быстрорастущий рынок сжатой музыки, получаемой как через Сеть, так и по другим каналам, а затем попробовать заработать на нём. Пока эта цель не достигнута никем и мр3 прочно занимает место лидера. Тем временем, на компрессию звука обратил внимание динозавр по имени Майкрософт. Некоторое время назад он купил у фирмы Voxware лицензию на её алгоритм сжатия музыки, а немного спустя переименовал его, назвав "windows media audio". Совсем недавно Майкрософтом был сделан заключительный шаг - алгоритм был встроен в Windows2000, и теперь каждый её владелец может спокойно сжимать музыку в файлы с расширением .WMA

Результат этой нехитрой комбинации очевиден - через год-другой со сжатием звука может произойти тоже самое, что уже не раз происходило с другими отраслями програмного обеспечения, в которые вторгался Майкрософт. Стандарт, изначально встроеный в операционную систему, легко и быстро задавит всех остальных, просто в силу монопольного положения самой Windows. И обычным пользователям останется лишь утешаться мыслью, что само по себе качество "windows media audio" не уступает Liquid Audio или TwinVQ, и значительно превосходит привычный мр3.

Все ссылки в тексте программ ведут на страницы лиц и организаций, не связанных с радио "Свобода"; редакция не несет ответственности за содержание этих страниц.