Седьмой Континент

Сегодняшнюю передачу мы откроем историей о том, как самая шумная сенсация последней недели была впервые выпущена в свет совсем не теми, кто намеревался это сделать. Традиционные средства массовой информации обошел некоронованный король мусорной прессы Интернета Мэтт Драдж.

Затем мы познакомимся со школьником из Аммана Махди Бсейсо, рекламирующим во Всемирной паутине туристические достопримечательности Иордании.

Кроме того, мы рассмотрим некоторые детали соглашения компании "Майкрософт" с Министерством юстиции США и узнаем, где можно истратить две десятых цента.

Восемнадцатого января, как обычно, вышла в свет одна из самых популярных в Интернете колонок сплетен, так называемый "Доклад Драджа". Этому уникальному средству информации мы еще уделим подобающее внимание, но пока обратим внимание на содержание упомянутого выпуска.

В нем сообщалось, что за день до этого, в последнюю минуту перед сдачей номера в печать, в редакции журнала "Ньюсуик" прошло бурное заседание, в результате которого был зарезан ведущий материал номера, подготовленный сотрудником Майклом Айсикоффом. Вместо него на обложку был выведен резервный материал, который, собственно, и был изначально задуман как центральный: визит Папы Римского на Кубу.

Автор колонки в Интернете Мэтт Драдж оказался, таким образом, первым массовым источником, из которого мир почерпнул информацию, с тех пор выплеснувшуюся на первые страницы газет. Речь шла о том, что Президент Соединенных Штатов якобы имел связь с молодой сотрудницей штата Белого Дома, не названной по имени практиканткой. Он многократно встречался с ней в небольшом помещении, примыкающем к Овальному кабинету. Кроме того, она была частой гостьей в Белом Доме в полуночные часы, о чем, в соответствии с существующей практикой, вероятно имеются регулярные записи в журнале посетителей, который ведет секретарша Бетти Керри. По истечении некоторого времени у Президента возникли подозрения, что его знакомая плохо держит язык за зубами, и она была переведена в Пентагон, где работала до самого последнего времени.

По словам Драджа, просочившиеся слухи о несостоявшейся публикации "Ньюсуика" вызвали настоящую лихорадку в американской прессе. Однако ни журнал "Тайм", ни бульварная "Нью-Йорк пост" не сумели собрать достаточных материалов, чтобы перехватить приоритет. Драдж - сумел.

С тех пор эта история стала достоянием оглушительной гласности, и теперь трудно сыскать на земле уголок, где бы не шли пересуды об отношениях Билла Клинтона и Моники Луински. Нас, однако, в данном случае, если прибегнуть к космическому языку, интересует не выведенный на орбиту груз, а ракета-носитель. Кто такой Мэтт Драдж и какова роль его публикации?

Информация об адюльтере в Белом Доме и о возможном принуждении к лжесвидетельству будет теперь долго обсуждаться и взвешиваться, как в прессе, так и в юридических инстанциях. Но каков бы ни был конечный результат, одной из знаменательных вех этого громкого дела останется тот факт, что его формальным инициатором стал "информационный мусорщик", пресс-синдикат из одного человека, чей послужной список нельзя читать без изумления.

Тридцатилетний Мэтт Драдж получил образование в средней школе. Его дальнейшая карьера заключалась в том, что он продавал майки и прочие мелочи в сувенирном киоске телекомпании Си-Би-Эс в Голливуде. Параллельно он начал закладывать основы своеобразной информационной империи в Интернете, рассылая по электронной почте клочки подхваченных сплетен. В настоящее время он издает свой электронный доклад в дешевой голливудской квартире и рассылает по подписке, за десять долларов в год. Число подписчиков составляет около трех тысяч - они же являются и одним из главных источников публикуемой информации. Прикиньте в уме возможную цифру доходов: она вызовет не зависть, а скорее сочувствие. Тем не менее, Драдж одержим журналистикой, как бы он ее ни понимал, и в последнее время его имя все чаще мелькает в американской прессе.

Скелет информационного багажа Драджа составляют голливудские сплетни - самый ходовой и массовый товар на этом рынке. Однако, в отличие от большинства бульварных газет и обозревателей, он отдает предпочтение информации с явным политическим уклоном, считая, что именно на этом стыке факт становится наиболее взрывчатым.

Сведения, сообщаемые Драджем, не только нередко оказываются верными, но порой, как и в рассмотренном случае, опережают обычную прессу. Приведенный пример показывает, каким образом это происходит. В обсуждении материала в "Ньюсуике" наверняка участвовала команда высокооплачиваемых редакционных юрисконсультов, которые указали на все возможные неблагоприятные результаты скороспелой публикации. Сходных стандартов, хотя и не столь строгих, придерживается и "Нью-Йорк пост". У Драджа нет ни юрисконсультов, ни стандартов; единственная гарантия - его материалы, по его собственному свидетельству, "правдивы на восемьдесят процентов". Вам нужна оперативность - соглашайтесь на риск.

Нет никакого сомнения, что "феномен Драджа" мог возникнуть только в Интернете. Даже самый осведомленный сплетник должен нести накладные расходы, но электронная почта сводит их практически к нулю. Нельзя также упускать из виду, что Драдж, читаемый во всем мире, живет и работает в Америке, где законы о диффамации применительно к известным общественным деятелям уникально либеральны. Если вы обвините, к примеру, Спикера Палаты Представителей в мелком воровстве или шпионаже в пользу Андорры, возбужденное против вас дело о клевете можно выиграть лишь доказав, что вы твердо знали о непричастности истца к андоррской разведке и распространяете слух с заведомым злым умыслом.

Тем не менее, восьмидесяти процентов правдивости порой оказывается не вполне достаточно. В августе прошлого года Драдж поведал, что Сидни Блументол, в прошлом известный журналист, а ныне сотрудник штата Белого Дома, избивал свою жену, о чем якобы имеются судебные документы. Уже через шесть часов он опубликовал опровержение и извинение, заявив, что был введен в заблуждение злонамеренными республиканскими кругами. Однако было уже поздно: Блументол вчинил иск в тридцать миллионов долларов. Кто-нибудь другой после такого удара навсегда исчез бы с горизонта, но Драдж по-прежнему выдает на-гора свою восьмидесятипроцентную продукцию, а его многочисленные поклонники организовали фонд защиты для оплаты судебных расходов своего идола. Интернет не отступается от своих ценностей, и самая главная из них - это свобода слова, понимаемая даже шире, чем в американской Конституции: каждый имеет право на доступ к любой информации.

Отношение солидных журналистов к деятельности Драджа не должно, казалось бы, выходить за рамки простой брезгливости. Но на деле в этом отношении все заметнее становится оттенок гадливого восхищения и зависти: в конечном счете, сплетни - это и есть исходное сырье журналистики. И чем выше критерии отбора, тем чаще приходится сожалеть об отброшенном.

За последние месяцы о Драдже, сплетнике виртуального подполья, написали "Тайм", "Ньюсуик", "Пипл", "Вашингтон пост" и "Ассошиэйтед пресс". "Тайм" объявил его королем новой мусорной прессы.

А поскольку успех - лучшая реклама, подписка на бюллетень Драджа наверняка возросла после его последнего триумфа. Как минимум на одного подписчика, за которого я могу поручиться стопроцентно.

Радио "Свобода", программа "Седьмой континент". В этом сегменте программы я хочу представить одного из обитателей Интернета, отозвавшихся на нашу передачу. Махди Бсейсо - гражданин Иордании и России, сын палестинца и русской, школьник из Аммана. Наша беседа начинается по-русски, но затем приходится перейти на английский.

Интервью

Махди, пожалуйста, представьтесь нашим радиослушателям. Кто вы такой?

.Меня зовут Махди Бсейсо, мне - пятнадцать с половиной лет, я учусь в школе...

Мы с вами договорились, что вам затруднительно говорить по-русски о таких вещах как компьютеры и Интернет, поэтому мы сейчас переходим на английский. Махди, расскажите, пожалуйста, как давно вы открыли для себя Интернет, и как давно вы с ним работаете?

Я впервые познакомился с Интернетом два года назад, когда у меня появился компьютер, а года полтора назад я стал учиться программированию страниц Всемирной паутины на языке HTML.

Вы пользуетесь большей частью Всемирной паутиной, или также и другими протоколами? Что вы делаете в Интернете?

В основном я рассматриваю страницы Всемирной паутины, но я пользуюсь также и другими программами, такими как Ай-Си-Кью и Эф-Ти-Пи.

Некоторым из наших слушателей эти термины могут быть в новинку: Ай-Си-Кью - это протокол для беседы в Интернете. С кем вы там встречаетесь, с кем беседуете? Из каких стран эти люди, и о чем вы обычно говорите?

Большей частью это люди из Иордании, из России и США. Обычно мы беседуем о программировании страниц Всемирной паутины и о других вещах - о военных регалиях. Это - одно из моих хобби, я коллекционирую советские военные награды, медали и ордена.

Я смотрел на вашу страницу: она посвящена большей частью туризму в Иордании и дает представление о туристических достопримечательностях страны. Как вам пришла в голову такая идея, и получали ли вы помощь в вашей работе - в начале или, может быть, на более поздней стадии?

Эта идея пришла мне в голову во время моих каникул, и я решил сделать страницу в Паутине, посвященную Иордании, потому что в то время таких страниц не было, и я решил, что было бы полезно рассказать туристам во всем мире о моей стране.

Есть ли в Иордании министерство туризма, и что оно делает в этом направлении? Помогает ли оно вам?

Да, министерство туризма существует, и оно мне очень помогает, снабжая меня информацией, оказывает мне любую помощь, в какой я нуждаюсь. Сейчас я делаю свою страницу на нескольких языках - по-русски, по-французски и, возможно, по-немецки.

Получаете ли вы также помощь от людей, которых вы встречаете в паутине? Как вы выучили программный язык - сами, или вам помогали?

Я выучил сам. Я обычно нахожу страницы и сохраняю их, а затем смотрю, как они устроены. Так, примерно месяца за два, я выучил программирование. Кое-кто мне помогает, люди в Интернете - я прошу у них код или эпплеты Явы.

Каков круг ваших знакомств в Интернете? Нас, конечно, интересует в первую очередь Россия: много ли у вас знакомых в России, и где они живут?

У меня много друзей, в особенности русских, но большинство их них живет в Америке или в Канаде.

А как идет ваша реальная жизнь - как вам Интернет помогает в ней? Может быть не помогает, а мешает? Сколько времени у вас уходит на Интернет, и как он влияет на ваши остальные занятия?

Интернет очень помогает мне - я нахожу там материал для моих занятий и замыслов. Я обычно трачу на это часа три в день, если не больше. Это помогает и мне, и всей моей семье. Я также нахожу там бесплатные компьютерные программы.

Я хотел бы задать еще один вопрос, и вы в состоянии толковее ответить на него, чем я сам: об Интернете и арабском мире. Как вы, наверное, знаете, не во всех странах Интернет так свободен, как в Иордании - в соседних Сирии и Ираке он практически запрещен. Существует ли арабская община в Интернете? Кто эти люди, которых вы там встречаете - из каких они стран?

На самом деле, таких арабских общин там сейчас много. Могу привести примеры: можно отправиться по самому популярному адресу, arabia.com. Многие арабские компании и страны имеют свои страницы. Некоторые из них - по-арабски, но большинство - по-английски. С друзьями в Интернете мы беседуем по-арабски, но с помощью английских букв.

Радио "Свобода", программа "Седьмой континент". Перейдем теперь к некоторым из текущих новостей Интернета.

Компания "Майкрософт" достигла соглашения с Министерством юстиции США по поводу монопольной практики распространения ее программы для навигации в Интернете "Иксплорер". Отныне компьютеры с установленной операционной системой Windows будут поступать в продажу со спрятанным символом спорной программы. По желанию потребителя продавцы могут заменить "Иксплорер" на программу конкурирующей с "Майкрософт" компании "Нетскейп". Такая практика будет действовать до вынесения окончательного судебного решения по этому делу.

Хотя некоторые обозреватели и сама компания "Нетскейп" приветствовали такое решение как способствующее справедливой конкуренции, большинство сходится на том, что поражение "Майкрософт" и выигрыш для "Нетскейп" - лишь видимость. Такие крупнейшие компьютерные компании как "Компак", "Делл" и Ай-Би-Эм намерены по-прежнему в текущем порядке устанавливать на своих машинах "Иксплорер", хотя "Майкрософт" больше не вправе этого требовать: во-первых, потому, что этого хочет потребитель, а во-вторых - из нежелания портить отношения с "Майкрософт". Некоторые изъявили согласие устанавливать "Нетскейп" по просьбе покупателя за небольшую дополнительную плату.

Одновременно компания "Нетскейп" объявила, что отныне ее программа, ранее стоившая сорок девять долларов, будет, как и "Иксплорер", распространяться бесплатно. Таким образом "Нетскейп" надеется вернуть себе утраченную долю рынка. Непонятно только, за счет чего она намерена получать прибыли. Кроме того, "Нетскейп" будет свободно раздавать код своей программы с тем, чтобы программисты могли лучше приспосабливать ее к нуждам любой операционной системы. Но и здесь "Иксплорер" побывал раньше: ведь у него операционная система - своя. Куда ни кинь, всюду клин: по слухам, кадровый состав "Нетскейп" понемногу редеет.

Американцы давно жалуются на непрактичность монет достоинством в один цент, вся функция которых - оттягивать карманы. Между тем, корпорация "Диджитал Эквипмент" разработала систему виртуальных денег под названием "Миллисент", позволяющую расчеты в одну десятую цента. Новая система имеет целью упростить коммерческие операции в Интернете. В настоящее время многие услуги, в основном информационные, предоставляются бесплатно только потому, что за них непрактично взимать плату c помощью кредитной карты. Новая система позволит сделать всемирную компьютерную сеть куда более рентабельной, чем сейчас. Пока что эту минивалюту можно пробовать на специальной странице: например, проверка слова в Оксфордском словаре стоит две десятых цента.