Седьмой Континент

В сегодняшней передаче речь пойдет об экономике - точнее о рынке труда в современном обществе и о том, как Интернет, стирающий границы в виртуальном мире, совершенно неожиданным образом начинает размывать их и в мире реальном. Правительство США, вопреки своим самым недавним заявлениям, намерено расширять импорт рабочей силы, и Интернет - один из главных стимулов такой меры.

Затем нижегородец Олег Родин расскажет о том, как Интернет помогает правозащитникам в их работе

Трудно с точностью сказать, какая из областей современной промышленности развивается быстрее всего, по крайней мере в твердых цифрах капиталовложений. Такая информация нуждается в твердой статистике, разбивке по странам и континентам, сопоставлении курсов валют и так далее. Но думаю, что слушателям нашей передачи и без подробной статистики ясно, что что одной из самых динамичных отраслей сегодня являются телекоммуникации, и, в частности, Интернет, хотя разделить эту отрасль на отдельные области нелегко: поди пойми, где кончается телефонизация и где начинаются компьютерные сети.

Кое-какую статистику мы уже приводили в прошлых передачах. Сегодня нас интересует другое: конкретные осязаемые факты.

Промышленный рост в Соединенных Штатах в последние годы вызывает не только зависть в Европе, но и реальные проблемы в самой стране - в первую очередь они связаны с рынком труда. Напомним некоторые элементарные положения экономики, которые позволят нам понять суть возможных предстоящих политических решений, связанных, как ни странно, с иммиграционной политикой Соединенных Штатов.

Экономическое развитие конкретной страны в условиях свободного рынка начинается, как правило, в условиях более или менее ощутимого промышленного спада, когда, по понятным причинам, значительная часть производственного потенциала страны не задействована и, следовательно, часть трудоспособного населения, в том числе и высококвалифицированного, не имеет работы. По мере роста все новые производственные мощности, до тех пор законсервированные, включаются в экономику; в свою очередь, нужда в дополнительной рабочей силе приводит ко все большей занятости населения и к падению безработицы.

В этой части экономического цикла, по крайней мере на протяжении известного времени, процесс идет с обратной связью, то есть стимулирует сам себя. С ростом занятости и повышением доходов населения возрастает спрос на товары и услуги. Это, в свою очередь, требует эксплуатации все более широкого производственного потенциала - либо из резерва, либо путем создания новых компаний за счет еще существующего в стране свободного капитала. Новые мощности опять же требуют дополнительной рабочей силы.

Согласно классической экономике, рано или поздно достигается точка истощения свободного капитала и свободной рабочей силы. Когда свободный капитал исчерпан, дальнейшее увеличение спроса приводит к росту цен, а полная занятость населения оказывает давление в сторону повышения зарплат. Это приводит к так называемому перегреву экономики, началу роста инфляции и включает противоположный цикл - экономический спад.

Ситуация несколько меняется, когда мы рассматриваем не отдельную страну, а глобальный рынок - примерно такой, какой уже во многом существует сейчас. Когда исчерпан внутренний капитал, наступает очередь внешнего, то есть иностранных капиталовложений, которые естественным образом перетекают в страну и отрасль, где они приносят наибольший доход. Казалось бы, ничто не мешает дальнейшему развитию, и экономические оптимисты, глядя на США, начинают поговаривать о конце классического циклического развития. Инвестиции, однако, требуют новых рабочих рук. И вот тут они сталкиваются с препятствием: в то время, как современный капитал в состоянии довольно свободно пересекать границы, рабочая сила этого делать не может. Разверните любую крупную американскую газету, и вы, вероятно, найдете работу подстать своей квалификации; но все ваши попытки получить эту работу быстро упрутся в неизбежное препятствие: отсутствие рабочей визы и нежелание иммиграционных властей такую визу выдать.

А теперь давайте возвратимся к нашей исконной теме и посмотрим, как действует эта модель в области Интернета, коммуникаций и высоких технологий в целом.

Производство в промышленно развитых рыночных странах развивается неравномерно - некоторые отрасли рано или поздно отходят в тень, другие выступают на первый план. Там, где неуклюжее вмешательство правительства минимально, этот процесс подчиняется закону так называемого сравнительного преимущества. Попробуем его кратко проиллюстрировать.

Допустим, промышленность двух гипотетических стран занята исключительно тем, что выпускает болты и гайки. В одной из этих стран производство гаек выглядит несколько более рентабельным, в другой же, напротив, болты приносят больше дохода. Если при этом коммерческие контакты между обеими странами никак не ограничены, рано или поздно установится такая ситуация, при которой первая перейдет исключительно на выпуск гаек, а вторая - болтов. Страна же, которая закроет свои границы для импорта и будет настойчиво клепать и болты, и гайки независимо от мировой рентабельности, неизбежно останется позади - самым ярким примером служит крах абсолютно универсальной советской промышленности.

Еще на так давно многие в США громогласно сетовали на упадок традиционных и трудоемких отраслей, таких как металлургия и машиностроение. Теперь же страна, сумевшая государственными усилиями сохранить эти отрасли, а именно Германия, с трудом борется за место под солнцем, тогда как экономика США в значительной степени переключилась на сферу услуг и тонких технологий, используя свое сравнительное преимущество на мировом рынке.

Что же, собственно, произошло? Ввиду того, что производство, связанное с Интернетом и коммуникациями, оказалось для США значительно более выгодным, чем сталелитейное или угледобывающее, капиталы из этих менее рентабельных отраслей постепенно перетекли в более передовые. Следом, в условиях свободного международного рынка капитала, приходят инвестиции из других стран.

Но с рабочей силой все обстоит гораздо сложнее. Капитал универсален: деньги, изъятые из угледобычи, будут успешно работать в области информационных технологий. Однако шахтеры, лишившиеся рабочих мест, не могут по мановению руки стать сборщиками компьютеров, программистами и дизайнерами Всемирной паутины, даже если изрядно потратиться на их переобучение. Еще труднее обстоит дело с импортом рабочей силы - так сказать, с зарубежными трудовыми инвестициями.

Законодательство Соединенных Штатов допускает прием на работу квалифицированных специалистов из-за рубежа при условии их дефицита на внутреннем рынке, но на текущий момент максимальная квота составляет шестьдесят пять тысяч человек в год. В прошлом году эта квота была исчерпана полностью; в нынешнем, по предположениям, она будет исчерпана уже в мае. Американская ассоциация информационной технологии заявляет о наличии в отрасли почти трехсот пятидесяти тысяч вакансий, что составляет десять процентов общего числа рабочих мест в этой отрасли, и требует от правительства увеличения квот.

В классической, то есть идеальной рыночной ситуации спрос на квалифицированную рабочую силу должна удовлетворять сфера образования, но профессиональное обучение требует времени, а взрывообразное развитие информационной технологии этого времени не дает. В случае, если спрос на рабочую силу не удовлетворяется, традиционная индустрия дымовых труб дает, как мы уже упомянули, инфляцию и экономический спад. Но область информационной технологии, чья продукция легко передается по проводам или через спутники, может просто экспортировать рабочие места, лишая собственную страну дохода, а государство - налогов.

Еще в январе этого года министр коммерции США Уильям Дейли заявлял, что правительство не намерено повышать установленных квот импорта рабочей силы. Однако, как сообщает газета "Нью-Йорк таймс" со ссылкой на конфиденциальные документы Белого Дома, в настоящее время администрация серьезно рассматривает вопрос об увеличении числа временных рабочих виз на пятьдесят процентов. Для тех, кто не в курсе дела, упомянем, что временность этих виз в свою очередь временна: в соответствии с законами США человек, легально проработавший в стране не менее двух лет, получает право подать заявление на постоянный вид на жительство.

Министерство труда и профсоюзы, представляя во многом интересы традиционных отраслей промышленности, оспаривают вышеприведенную статистику, заявляя, что владельцы высокотехнологических компаний ведут тактику запугивания с целью притока дешевой рабочей силы из-за рубежа. Даже если это и правда, реакция администрации демонстрирует, что она не намерена рисковать жизнью курицы, несущей золотые яйца.

Из всего изложенного можно сделать два вывода, частный и общий. Частный заключается в том, что если вы располагаете высокой квалификацией в области Интернета, коммуникаций и программирования, возможности вашего трудоустройства в дальнейшем будут все меньше зависеть от вашего гражданства и страны проживания. Общий же вывод подтверждает закон экономики: оптимальное развитие предполагает не только свободу торговли и капитала, но и свободу передвижения рабочей силы. Этот закон все чаще вступает в конфликт с нашими понятиями о суверенитете и ответственности государства перед своими гражданами. Те, кто ему противится, должны быть готовы за это платить, и порой очень дорого. Интернет и вся технология, на которой он основан, уже начинают менять наше общество, и совсем не обязательно с той стороны, с которой мы этих перемен ожидали.

Радио "Свобода", программа "Седьмой континент". Возвратимся из-за океана в родные пределы и посмотрим, как используют Интернет нижегородские правозащитники в поисках контакта с обществом и властью. Рассказывает Олег Родин.

Родин

Нижегородское Общество прав человека недавно разместило в Интернете свою газету "Правозащита". На фоне местных средств массовой информации на нижегородском сервере СЕНДИ "Правозащита" пока выглядит скромно - всего несколько выпусков за последний год. Хотя пару лет назад газета выходила ежемесячно, помогал Фонд Форда. Сегодня в Интернете среди изданий правозащитной тематики на сервере Human Rights Online сети ГЛАСНЕТ в разделе "Периодические издания" есть ссылка и на газету нижегородцев.

Общество Прав Человека создано правозащитниками Нижегородской области в декабре 1990 года и фактически представляет в регионе Международное Общество Прав Человека. Основная задача общества, как сказано в Уставе, - защита политических и, по мере возможностей - экономических, социальных и культурных прав человека, а также распространение информации о нарушениях этих прав и о правозащитных нормах. Последнюю функцию обеспечивает газета: в ней опубликованы многие российские и международные правовые акты; в частности, Всеобщая декларация прав человека, только что ратифицированная Государственной Думой Конвенция об основных правах человека, Европейская социальная хартия и другие подобные - то есть документы, почти не доступные рядовому россиянину.

Тематика материалов газеты достаточно разнообразна. Это - реформа тюремной и судебной систем, введение альтернативной военной службы, контроль за соблюдением политических прав (в т. ч. избирательных, свобод слова, печати, собраний), вмешательство при грубейших нарушениях социальных и экономических прав человека, использование средств массовой информации для разглашения фактов нарушения прав человека и т. д. Много публикаций посвящено чеченской войне - из номера в номер печатались статьи "Чечня - одна из самых жутких войн 20-го века", "Операция МВД в селе Самашки", "Открытое письмо матерей, сыновья которых пропали без вести", "Чеченский кризис - пути выхода". Писала газета о пребывании в Горьковской ссылке академика Андрея Сахарова и о музее его имени, о жутких условиях содержания заключенных в следственных изоляторах и исправительно-трудовых колониях, о жертвах политических репрессий, - в одном из номеров помещена карта ГУЛАГа Нижегородской области, - о нынешнем правовом беспределе, о призыве в армию больных ребят и об отказниках, привлекаемых к уголовной ответственности, о произволе суда, милиции, прокуратуры и чиновников.

Все эти материалы, не утратившие актуальности и исторической ценности, теперь постепенно размещаются в Интернете. Вот, к примеру, год назад написанная Дмитрием Деминым статья "Призрак чахотки бродит над Нижним": Туберкулезная колония может стать источником эпидемии, если заключенных не будут кормить и лечить". О положении в "туберкулезной" колонии УЗ-62-10, в просторечии называемой Кайском, "Правозащита" рассказывала еще в октябре 1995 года. Вряд ли имеет смысл пересказывать детали, остается лишь констатировать, что положение больных заключенных по-прежнему ужасно. Сегодня в "десятке" находится 1889 человек при норме 1070. Колония страшно переполнена и люди спят где попало, в том числе на голых стульях в комнатах для просмотра телепередач. Продолжает расти смертность среди заключенных. В прошлом году в колонии умерли 89 человек, а всего за 70 дней этого года - 34, при том что на рубеже 80-90- х годов умирало 8-9 человек в год. Колония просто "добивает" людей, 30% которых поступает сюда с дефицитом веса. Если в "советские" времена человек держался примерно год, то теперь он "сгорает" за 3-4 месяца, особенно это касается молодежи. Шанс лечиться и выжить имеют лишь те, кому помогают родственники или "братва". Таких здесь около 200 человек. Остальным остается лишь уповать на Бога и помощь местных властей, ибо на федеральную помощь и собственные заработки рассчитывать вряд ли приходится. Долги "десятки" различным учреждениям за мясо, электричество и т. д. составляют ныне 2 миллиарда рублей. Дело доходит до того, что "целевые" деньги, выделенные колонии на зарплату, администрация вынуждена пускать на лекарства, чтобы хоть как-то держать заболеваемость под контролем. Но иначе нельзя. Ведь выходящие на свободу больные неизбежно будут заражать здоровых людей. И постскриптум: когда этот материал уже был написан, Минздрав РФ обнародовал цифру: смертность россиян от туберкулеза за последние 5 лет возросла на 87 %. Можно добавить еще, что только на днях вопрос о туберкулезной эпидемии в России стал наконец темой парламентских слушаний как проблема национальной безопасности; а газета "Правозащита" бьет тревогу уже не один год.

Экстренный номер газеты, вышедший на прошлой неделе и уже размещенный в Интернете, полностью посвящен трагедии российских пенсионеров, которых по замечанию Бориса Парамонова "выплеснули вместе водой", а точнее - обрекли на нищенское бытие и голодное вымирание, поскольку даже максимальная гражданская пенсия оказалась меньше официального прожиточного минимума. "Поверив обещаниям, что государство гарантирует спокойную обеспеченную старость, только в нашей области уволилось с работы в декабре-январе более 29 тысяч работавших пенсионеров в расчете на повышение пенсии, - сообщает первый материал газеты - Обращение нижегородских депутатов Президенту, руководству Федерального Собрания и Правительства. - Россияне потрясены тем, что надежды людей старшего поколения на обещанное властью существенное увеличение пенсий с 1 февраля рухнули, - говорится в нем. - Так не может быть, государство не может стоять на обмане! В целях сохранения социальной стабильности мы обращаемся к вам с просьбой принять меры в интересах наших пожилых граждан, руководствуясь принципами ответственности, гуманности и просто здравого смысла. Нужно дать людям возможность сохранить остатки доверия к государству, Президенту, Правительству, Федеральному Собранию", - так заявляют нижегородские депутаты. Здесь же приведены статьи из нижегородских и центральных газет, а также нормативные акты - Закон о повышении пенсий, Постановление Госдумы с протестом в адрес Правительства, Указ Президента њ 854, по которому госчиновникам гарантируются такие пенсионные льготы, по которым их социальные пособия могут достигать 80% от их совокупного дохода на государственной службе, т. е. неслыханные и недостижимые для рядовых граждан.

Я уже рассказывал в одной из предыдущих передач, что связь с Парламентом по электронной почте выглядит односторонней: на послания и обращения не следует никакой реакции. Вот новые детали: некоторые материалы, посланные в Госдуму на электронный адрес нижегородского депутата от движения "Яблоко" Ольги Беклемищевой, к адресату не дошли, хотя из Приемной Госдумы получена по email так называемая "квитанция". Можно предположить, что существует некий фильтрующий орган, решающий - что пропустить к народному избраннику, а что нет. Но поскольку интерес парламентариев к Интернету постепенно растет, можно надеяться, что в странствиях по Всемирной Паутине они обнаружат и правозащитный сервер Human Rights Online, и нижегородскую газету "Правозащита" с материалами, пока не попадающими в сферу их внимания.