Седьмой Континент

Итак, произошло то, что должно было произойти: против компании "Майкрософт" начато судебное дело по обвинению в монополистской практике. Если это и не "процесс века", то по крайней мере "процесс конца века". Об окончательном результате, если будем здоровы, поговорим в будущем столетии.

Сегодня мы рассмотрим суть иска к "Майкрософт", историю развития компании на пути к фактическому мировому господству, а также варианты возможного исхода судебного дела.

Затем вы услышите подготовленный Михаилом Кречмером обзор новейших материалов российской прессы, посвященных Интернету.

В середине мая Министерство юстиции Соединенных Штатов, а также прокуратуры двадцати штатов и округа Колумбия вчинили иск компании "Майкрософт", производителю операционных систем и программных пакетов для персональных компьютеров. "Майкрософт" обвиняется в монополизации рынка компьютерных программ и использовании своей монополии для подавления конкуренции. Истцы также попросили суд наложить временный запрет на коммерческое распространение новой версии операционной системы Windows-98 в том виде, в каком "Майкрософт" ее в настоящее время производит.

В самый последний момент перед иском обе стороны пытались прийти к компромиссу, но эти усилия зашли в тупик, и поэтому судебный исход дела уже не был ни для кого неожиданностью. Результаты иска скорее всего будут известны лишь через годы, что дает нам время присмотреться к ситуации.

Регулярные слушатели нашей программы помнят, что мы не раз освещали конфликт американской юстиции с "Майкрософт". Настало время свести всю историю воедино и посмотреть, что, собственно, произошло, и каким может быть исход этого единоборства. Размеры компании-ответчика и ее влияние на мировые рынки являются гарантией важности этих результатов - даже для тех из нас, кто еще ни разу не садился за клавиатуру компьютера.

Компания "Майкрософт" возникла как производитель операционной системы для персональных компьютеров - особой программы, которая, собственно, и превращает ящик с электронными внутренностями в мыслящую машину. Главная задача операционной системы - установить коммуникации между различными частями компьютера и дать ему возможность понимать и использовать целевые программы - редакторские, бухгалтерские, графические и все остальные.

Вначале это было нечто довольно топорное: так называемый MS-DOS, управлять которым приходилось посредством заумных команд. Затем появились Windows, в значительной степени скопированные у конкурентов и к настоящему времени выходящие в новой версии - уже упомянутые Windows-98.

Каким образом маленькая компания из штата Вашингтон стала мировым монополистом? Все дело в стандартах. Для того, чтобы работали целевые компьютерные программы, им нужна стандартная операционная система. Благодаря своему первоначальному контракту с производящей компьютеры гигантской компанией IBM основатель и руководитель "Майкрософт" Билл Гейтс сразу вышел на широкий сегмент рынка, и с тех пор его компания не переставала расти, хотя сама IBM понесла немалый урон. Можно было, конечно, создать куда лучшую операционную систему, и долгое время "Макинтош" компании "Эппл" располагал явными преимуществами перед Windows, но на рынке эти преимущества реализовать не удалось - слишком велика инерция стандарта.

Попутно "Майкрософт", пользуясь своей операционной системой как рычагом, стал также доминирующим производителем целевых программ, тесня и разоряя многочисленных конкурентов. В настоящее время пакет таких программ, "Майкрософт оффис", занимает ведущее положение на рынке программного обеспечения.

Критический момент наступил несколько дней назад в связи с резким ростом интереса к Интернету. Компания "Нетскейп" разработала программу для навигации во всемирной компьютерной сети, так называемый "браузер". В "Майкрософт" спохватились и принялись разрабатывать свой собственный браузер, "Интернет Иксплорер".

Другим тревожным сигналом явилась разработка специального компьютерного языка "Джава", особые свойства которого позволяют проложить путь в Интернет в обход Windows. Этот язык, в сочетании с усилиями "Нетскейп", грозил положить конец монополии "Майкрософт" на компьютерном рынке.

В результате "Майкрософт" предпринял сокрушительный маневр. Новая версия Windows включает в себя браузер как компонент операционной системы, и программа "Нетскейп" становится ненужной. Сама компания "Нетскейп", пионер Интернета, осталась почти не у дел. Не помог "Нетскейп" и тот факт, что "Майкрософт", пользуясь своими бездонными денежными резервами, раздавал "Иксплорер" бесплатно.

Такова вкратце предыстория иска Министерства юстиции и штатных прокуроров. Они обвиняют "Майкрософт" в хищнической монополистической практике и требуют либо изъятия "Иксплорера" из новой версии Windows, либо включения в них также браузера "Навигатор" компании "Нетскейп". "Майкрософт" отверг оба требования как чрезмерные и невыполнимые, рисуя картину всеобщего технологического упадка, чуть ли не международного экономического кризиса в том случае, если Windows-98 не поступят на рынок именно в том виде, в каком они задуманы. Попробуем проанализировать аргументы обеих сторон.

Радио "Свобода", программа "Седьмой континент".

В свое время я уже взвешивал аргументы в споре Министерства юстиции и "Майкрософт", но не находил окончательной правоты ни у одной из сторон. Тот факт, что "Майкрософт" - монополия, не подлежит сомнению. Тем не менее, можно ли считать монополию злом, если она достигнута в целом вполне честными методами, и если потребитель, то есть мы с вами, пока ни на что не жалуется?

Все, однако, оказалось не так честно, как хотелось надеяться. Министерству удалось получить внутренние документы компании "Майкрософт", свидетельствующие о том, что она была весьма встревожена успехами "Нетскейп", и что методы, которые были применены в конкурентной борьбе, были не самыми безупречными.

В частности, в настоящее время "Майкрософт" утверждает, что встроенный в Windows-98 браузер представляет собой естественное развитие операционной системы, вбирающей в себя дополнительные функции. Однако из упомянутых документов явствует, что такой шаг был предпринят с явным намерением нанести удар по "Нетскейп": пользуясь своей монопольной позицией, "Майкрософт" требовал от поставщиков компьютеров непременного включения "Иксплорера" в установленную операционную систему, угрожая в противном случае лишить их лицензии на установку Windows. Поставщики ничего не оставалось кроме как согласиться: компьютер без Windows - все равно, что автомобиль без бензина, хорошо стоит на месте.

Для того, чтобы самим убедиться на в коварстве замыслов Билла Гейтса, давайте бросим беглый взгляд на его расхваленную новинку, Windows-98. Эта новая версия операционной системы, несмотря на все аргументы Министерства юстиции, все же поступила на рынок, ибо судья отказал в ходатайстве временно запретить ее продажу. Легко убедиться, что новая версия не содержит особых улучшений, кроме некоторого ускорения загрузки и тому подобного. Единственным существенным новшеством является именно браузер, "Интернет Иксплорер", встроенный в систему. Весь пакет стоит сто с лишним долларов - сумма немалая. Но если у вас уже установлены Windows-95, вы можете загрузить "Иксплорер" из Интернета - совершенно законно и бесплатно. В результате вы получите почти все преимущества новой системы, не обеднев ни на трешку. Даже самому наивному, даже, как говорится, ежу понятно, что единственной целью этого маневра была подножка "Нетскейп" и другим компаниям, производящим аналогичные программы.

Но если злой умысел "Майкрософт" вырисовывается все более явно, каковы возможные меры против него, какими инструментами располагает суд в борьбе с хищническим подавлением конкуренции? "Майкрософт" утверждает, что имеет право продавать своей программный пакет только в том комплекте, в каком он был задуман - по аналогии с тем, как писатель вправе требовать, чтобы его роман публиковался целиком, без сокращений и приписок.

Однако такая параллель вводит в заблуждение, ибо никакой писатель, будь он хоть Шекспир или Толстой, не имеет в литературе монополии. Более поучительным может быть прецедент из американского прошлого. В свое время железнодорожные компании заключали картели и совместно покупали узловые мосты, после чего запрещали конкурентам ими пользоваться. Конкуренты подали в суд. В результате суд разработал понятие "существенно важного объекта" - такого который не может быть в монопольном пользовании, независимо от того, кому он принадлежит. Конкуренты получили право пользования мостами.

На основании этого прецедента можно предположить, что суд объявит Windows "существенно важным объектом". На практике это может означать, что весь код операционной системы будет опубликован и объявлен общественным достоянием с тем, чтобы каждый желающий - допустим, компания "Нетскейп" - мог дорабатывать и совершенствовать его по своему усмотрению, без лицензии от "Майкрософт".

Такая мера, однако, не решит сиюминутной проблемы - доминирующего положения "Майкрософт" на рынке. Не исключено, что суд может пойти на более радикальные меры: например, расколоть "Майкрософт" на две или три компании с особой специализацией - допустим, разработчика операционной системы, поставщика целевых программ и владельца средств массовой информации, каковых у Билла Гейтса накопилось уже немало. Прецеденты известны: в начале столетия таким образом была расколота рокфеллеровская "Стандард ойл", а в восьмидесятых годах - телефонный монополист AT&T. В любом случае суду предстоит взвесить, насколько жизнеспособными будут такие гипотетические компании, которые остряки уже успели заранее окрестить "бэби-Биллами".

Как показывают те же прецеденты, на рассмотрение подобного дела и вынесение решения уходят годы. При этом годы и деньги иногда уходят прахом, как это было в деле компании IBM: после тщательного расследования было решено оставить ее в покое, и предъявленный ей иск был снят с рассмотрения. Тот факт, что звезда IBM с тех пор закатилась сама собой, наводит на мысль, что иногда отсутствие решения и есть лучшее решение. Пока остается лишь запастись терпением и ждать. Вот только у кое-кого, например у "Нетскейп", на это терпение может не хватить денег.

В конечном счете, мораль этой истории можно свести к простой истине: хороших и полезных монополий не бывает. "Ни одна компания, располагающая такой властью, не может удержаться от того, чтобы не использовать ее во вред своим соперникам", пишет обозреватель агентства "Блумберг" Дэвид Поули. "Гейтс", продолжает Поули, "возможно прав, когда говорит, что его компания добилась успехов своим новаторством. Но добившись контроля, монополии не прибегают к новаторству. Прежде, чем подумать о новом продукте, они ждут, пока окупятся вклады в прошлогодний... Конкуренция заставляет изобретать. Билл Гейтс, как истинный бизнесмен, хочет сохранить свою монополию, которую он не хочет называть монополией, но ему же будет лучше, если он проиграет в этом иске".

Радио "Свобода", программа "Седьмой континент". Михаил Кречмер подготовил для нашей программы обзор материалов российской прессы, посвященных Интернету.

Кречмер

Российский выпуск еженедельника "РС Week" - издание специализированное.

В 19-м номере еженедельника есть немало интересных новостей. По сообщению информационного агентства Bloomberg представитель Белого дома заявил: решение проблемы двухтысячного года потребует в США больших затрат. Называется сумма около 4,7 миллиардов долларов.

Считается, что сильнее других могут пострадать крупнейшие национальные корпорации и правительственные агентства. Конгресс Соединенных Штатов уже утвердил несколько специальных фондов, из которых планируется помогать в решении проблемы-2000 правительственным структурам. Однако общая сумма предполагаемых затрат при переходе американской экономики на календарь нового тысячелетия выглядит совершенно фантастической - 119 миллиардов долларов.

Как сообщило информационное агентство "Рейтер", арестован 22-летний американец по обвинению в шантаже и вымогательстве пяти миллионов долларов у главы фирмы "Microsoft" Билла Гейтса. В четырех письмах на имя Гейтса бывший американский десантник обещал убить известного бизнесмена, всех членов его семьи и одного из ближайших помощников. Если вина злоумышленника будет доказана, он может быть приговорен к 20-ти годам тюремного заключения и штрафу в один миллион долларов.

И, как сообщает "РС WEEK", принято решение о разработчике сервера Госдумы российской Федерации в Интернете. Из трех претендентов комиссия выбрала фирму "Гарант-парк", которая в случае успешной реализации проекта может получить 100 миллионов "старых" рублей.

Другой специализированный еженедельник, выходящий в Москве, "Computer Weekly", 21-го мая вышел с материалом Лэрри Лэнса "Интернет в настоящем и будущем". Автор рассказывает о новых сетевых проектах и перспективах Интернета. В настоящее время, - говорится здесь, - продолжается разработка проекта "Интернет 2". Он направлен "на создание глобальной сети, которая по пропускной способности в тысячи раз превосходит... Интернет... Когда в 1996-м году началась реализация проекта Интернет 2, в нем принимали участие 34 организации. В настоящее время он охватывает более 100 научно-исследовательских и учебных заведений... Участники проекта считают, что процесс расширения пропускной способности Интернета не заканчивается с внедрением Интернет 2, поэтому в ближайшем будущем появятся Интернет 3 и Интернет 4, - пишет Лэрри Лэнс в еженедельнике "Computer Weekly".

Несколько газет за последнюю неделю также не смогли обойти модные ныне темы.

Еженедельный выпуск газеты "Труд 7" 22 мая устроил презентацию своей новой рубрики "Виртуальная реальность". "Она, - пишет автор, - приоткроет для многих наших читателей двери в загадочную страну "Интернет" и станет надежным путеводителем в запутанном киберпространстве Всемирной паутины." Главный материал газетной полосы озаглавлен "Хорошо в деревне летом заниматься Интернетом".

В "Московском комсомольце" за понедельник, 25-е мая в материале "Доиграетесь!" Владимир Шахиджанян предупреждает всех компьютероманов о том, что нужно думать о собственном здоровье. Поскольку непомерная любовь к компьютеру приводит не только к ослаблению зрения, но и к искривлению позвоночника, болезням сердца, рук и Бог весть чего еще. Не исключаются нервные расстройства и плохой сон.

При этом автор прекрасно понимает, что предупреждать заядлого компьютерщика чтобы тот не сидел дни и ночи напролет за компьютером - все равно, что советовать солнцу не вставать по утрам. В качестве иллюстрации приводится история одного компьютерного специалиста. Его увезли из-за компьютера прямиком в реанимацию после сердечного приступа, который сопровождался целым букетом других болезней. Первое, что попросил больной, немного оклемавшись, - включить в сеть родной "ноутбук".