Седьмой Континент

Вчерашнее поколение всегда относится к завтрашнему с подозрением, это - вечная жалоба на протяжении всей истории человечества. Вот и сегодня, с распространением Интернета, мы все чаще слышим нарекания на то, что молодежь больше не живет реальной жизнью, погрузившись с ушами в экран компьютера, что реальное существование заменено игрушечным, и что любовь к киберпространству может обернуться прямым психозом. Михаил Кречмер не согласен с такой характеристикой поколения и видит в сегодняшних жалобах все ту же вечную, и в значительной степени фиктивную, проблему.

Затем Дмитрий Атлас расскажет о структуре электронного адреса.

И завершит программу подборка последних новостей Интернета.

Радио "Свобода", программа "Седьмой континент". Михаил Кречмер не согласен с теми, кто видит в Интернете способ отрыва от реальности. Вернее, он считает отрыв от реальности испоконным развлечением человечества - нет ничего нового под солнцем.

Кречмер

Вот опять кто-то из очень молодых журналистов побывал в Интернет-кафе, и на экране телевизора - трехминутный репортаж.

- Скажите, - спрашивает корреспондент у одного из посетителей, - вы часто здесь бываете?

- Да, - отвечает тот, - все свое свободное время. То есть: или я в институте, или я в библиотеке, или я здесь. Ну, еще сплю иногда.

- Это интересно, - говорит человек с микрофоном. - А как же дискотеки, диско-бары, другие ночные кафе - вас это не привлекает?

- Нет, мне это не нравится.

- А как вы с людьми знакомитесь и общаетесь, если нигде не бываете? Это ведь ненормально, - продолжает журналист.

- Лично я считаю, что ненормально вмешиваться в чужую жизнь, - начинает злиться собеседник, - а что касается общения, то мы общаемся при помощи Интернета, и никаких комплексов по этому поводу я не испытываю. Знакомимся и болтаем в "чате", посылаем друг другу электронные письма. Все нормально. Да и заводить друзей здесь легче, чем подходить к человеку в троллейбусе или на улице.

Корреспондент, явно не готовый к такому разговору, отыгрался в своем комментарии.

Он сказал, что человечество в опасности, особенно молодежь. Виртуальный шлем - примета времени, желание уйти от всего реального в виртуальное. И многие оттуда не только не хотят, но наверное и не смогут возвратиться. Все это - издержки технического прогресса, помноженные на проблемы общества 90-х годов ХХ-го века...

Самое обидное во всей этой истории - не то, что журналист еще не успел полюбить Интернет или понять тех, кто считает его главным делом своей жизни.

Самое обидное то, что в последнее время многие действительно стали думать, что виртуальное - это то, что варварски отвлекает от реалий, несет угрозу человеку и является исключительно порождением новейших компьютерных технологий.

Эдакий подарок человечеству от кибермудрецов Силиконовой долины и других похожих мест. Который до добра не доведет.

На самом же деле люди всегда стремились к виртуальному, задолго до появления компьютеров и независимо от их появления. Это - не домыслы. Если зарыться в несколько старых и новых словарей, то можно узнать, что "виртуальное" - это "возможное", которое может появиться при определенных условиях. Либо то, что изображено или описано, но еще реально не существует. В общем, термин как бы научный или околонаучный. Один из словарей и вовсе ставит знак равенства между виртуальным и возможным.

Если допустить, что виртуальное - это лишь то, что связано с достижениями научной, технической мысли, то, безусловно, наш век - его порождение. Формулы, теории и фантастические машины древнегреческих мудрецов, гениев средневековья, книги писателей-фантастов более позднего времени...

Изобретатель и ученый, отрываясь от тонких границ реального мира, моделировали то, что появится намного позже. Подводные лодки, летательные аппараты, механические люди-роботы... Все это - порождение виртуального мира. Он словно каждый раз выставляет вешки на дороге, по которой мы все и движемся.

Возможно, кому-то захочется всю фантастическую литературу посчитать виртуальной. И в этом есть резон. Хотя, если идти дальше и следовать тому определению, что виртуальное - это все возможное, то вся литература виртуальна, или почти вся. Кроме строго научной и очень документальной. Потому что во всех остальных случаях допускаются домыслы. То есть, это могло быть при прочих равных условиях.

Такое виртуальное люди создавали веками. Как и многие полотна художников, кантаты и фуги, игровые киноленты и анимацию. Все это - частицы виртуального мира, который люди создавали и продолжают создавать вокруг себя, умышленно и осознанно. Потому что сугубо реального мира нам никогда не хватает. Если б хотелось углубиться в тему, то мы наверняка бы решили, что не все из перечисленного в равной степени виртуально. Степень виртуальности музыки я бы вообще не взялся определять. А вот понять, что "Люди в черном" или "Пятый элемент" - виртуальные фильмы - очень несложно.

А теперь вернемся к началу этого разговора. Так куда уходят любители Интернета и какие общепринятые нормы попирают, если, как мы выяснили, виртуальный мир существовал всегда, и люди сами его культивируют, виртуальная реальность не только делает жизнь красивее и разнообразнее, но благодаря ей технический прогресс никогда не стоит на месте?

Ничего ведь особенного не произошло, кроме того, что в виртуальном, на это раз действительно - компьютерном мире последних лет произошло несколько революций.

И дети сегодня чувствуют себя аборигенами там, где родители, в лучшем случае, эмигранты. Для молодых "Дум", "Варкрафт", "Эпоха империй" - то же, что для родителей двадцать лет назад были "Морской бой" и игра в виселицу. Взрослые запрещают детям покупать карманных собачек "Тамагочи", опасаясь за их здоровье, а для детей эти самые "Тамагочи" уже не сложнее обычных ножниц.

Виртуальное - очень редко может обернуться финалом фильма "Газонокосильщик". Конечно, нужно стараться соблюдать меру. Но искаженное представление о мире можно получить и не включая компьютера. Ведь действительно кое-кто из наших телезрительниц мечтает поехать в Санта-Барбару, поскольку уже всех там знает, а кого-то силой не затащишь в Италию, потому что благодаря сериалу о комиссаре Каттани зритель думает, что она вся изрешечена пулями.

...Так что, если кто-то считает, что технический прогресс - это вечная борьбы снаряда и брони, то я сегодня думаю иначе. Прогресс - это погоня реального за виртуальным.

Радио "Свобода", программа "Седьмой континент". Наш следующий автор, Дмитрий Атлас, комментирует структуру электронных адресов и некоторые из проблем, с нею связанных.

Атлас

Радиослушатели, вероятно, помнят рассказ Сергея Довлатова из сборника "Компромиссы", в котором повествуется о том, какие злоключения подстерегали автора, в ту пору корреспондента таллинской многотиражки, в тот день, когда его послали увековечить рождение миллионного жителя Эстонии. Когда в марте 1997 года Ребекка и Стивен Леблейнс, владельцы мебельной компании в Мичигане, официально зарегистрировали миллионное имя Интернет-домена, событие это, едва ли замеченное обитателями всех шести и даже седьмого континентов, вне всякого сомнения оказалось одним из поворотных моментов в новейшей истории всемирной паутины. Регистрация имен доменов стала на сегодняшний день настолько серьезной проблемой, что вот уже несколько лет ни одна из научных конференций Интернет-сообщества, на которые собираются светила Интернета со всего земного шара, не обходится без тщательного обсуждения именно этого вопроса.

Но обо всем по порядку. Начну с напоминания некоторых ключевых понятий, которые потребуются нам в дальнейшем. Итак, имя домена, или domain name, - адресная конструкция, используемая для идентификации компьютеров в сети. С помощью DNS, доменной системы имен, имена доменов могут быть переведены в адреса межсетевых протоколов, IP numbers, необходимые компьютерам для того, чтобы находить друг друга в сетевом пространстве. Адрес межсетевого протокола представляет собой последовательность из четырех цифр от 0 до 255, а имя домена - разделенный точками набор слов, как правило имеющих определенный смысл и легко запоминающихся. Несмотря на то, что имя домена и адрес межсетевого протокола по сути дела обозначают одно и то же, разница между ними весьма существенна и лишь отчасти аналогична набившему оскомину различию между представлением чисел в двоичном, т. е. понятном машине, и десятичном, привычном человеку, виде. Имена доменов - уже не цифры, а буквы, точнее слова, и если определенной комбинации цифр - хоть десятичных, хоть каких, отдашь предпочтение разве что при заполнении билета "спортлото", то на знакомые названия в именах доменов обращаешь внимание волей-неволей. Неудивительно, что за право носить то или иное имя в виртуальном мире разгорелась нешуточная борьба, порой оканчивающаяся судебными процессами в мире самом что ни на есть реальном. Название, эмблема, символ организации или компании уже давным-давно признаны их интеллектуальной собственностью и защищены соответствующими правами. Поэтому ставить на кустарно сшитом спортивном костюме эмблему Адидас или писать на нем слово Nike - значит преступать закон. А как обстоит дело с тем, чтобы выбрать слово Nikе в качестве имени своего домена, да еще и зарегистрировать его соответственно? И что, если я просто хочу представить свою фирму в Интернете, пожелав выбрать в качестве имени домена то или иное приглянувшееся мне название?

Прежде чем ответить на эти вопросы, вернемся к началу нашего рассказа, где говорилось, что число зарегистрированных имен доменов еще в прошлом году перевалило за миллион. Оказывается киберпространство начинает страдать от перенаселения не только из-за все возрастающего числа рядовых навигаторов, но и из-за растущих здесь, как снежный ком, доменов, осваивающих просторы седьмого континента с такой скоростью, что скоро, кажется, на нем не останется ни одного свободного места. И в самом деле, число имен собственных, количество слов того или иного языка куда меньше числа возможных комбинаций, которые можно было бы составить из соответствующих букв. Получить гражданство в виртуальной стране - значить суметь втиснуть свое имя между http://www и .com или, скажем, .org, а это в сложившейся ситуации вовсе не так просто, как кажется. "Имен у него хватает" - говорится про городского сумасшедшего в джойсовском "Улиссе"; то же самое можно было бы сказать и про Остапа Бендера, чье полное имя состояло, как известно, из пяти слов. Как выясняется, хватает имен и в Интернете - только в прошлом году американская компания Network Solution Incorporated, единственная организация, имевшая до последнего времени право регистрировать имена доменов высокого уровня, каждый день вносила в анналы в среднем 3000 имен доменов, причем среди них, в отличие от записей в метрических свидетельствах, не могло быть двух идентичных! А чтобы выдумать новое, запоминающееся имя, нужно потрудиться. Буквы - не цифры: механически переставить их местами нельзя - получится абракадабра. Один из экспертов в области Интернета, редактор журнала Интернет-сообщества Wendy Rickard Bollentin напомнил в этой связи каламбур Эйнштейна: "Not everything that can be counted counts, and not everything that counts can be counted" - "не все, что может быть подсчитано, имеет значение, и не все что имеет значение, может быть подсчитано". Тезаурус сетевого пространства все продолжает и продолжает пополняться, и отвоевать там для себя место под солнцем становится задачей не из простых. Посягательство же на чужое имя в киберпространстве, умышленное или нет, может окончиться судебным разбирательством. Найти выход из создавшегося положения нелегко, ибо в то время, когда конструировалась доменная система имен, DNS, о подобных проблемах даже не помышляли. И когда мир бизнеса по обе стороны Атлантики пришел в движение - стало ясно: что-то обязательно нужно предпринимать. Наконец, решение было предложено - сейчас оно обсуждается не только разработчиками программного обеспечения, но и крупными финансистами, и даже правительствами наиболее развитых государств. Разговор об этом пойдет в следующей передаче.

Радио "Свобода", программа "Седьмой континент". Послушайте сводку новостей всемирной компьютерной сети.

Американская Федеральная авиационная администрация заверила Конгресс США в том, что компьютерная система, которой пользуются авиадиспетчеры, полностью подготовлена к смене тысячелетия. Как мы уже не раз упоминали, эта смена является во многом критической для компьютерных систем во всем мире из-за так называемой "ошибки тысячелетия" - неспособности многих компьютеров правильно определять даты начиная с двухтысячного года. На самый критический день, первое января двухтысячного года, назначен специальный пробный авиарейс от одного океанского побережья США к другому. Пассажирами будут сами представители руководства авиационной администрации, пожелавшие личным примером убедить Конгресс и население в полной безопасности и подготовленности диспетчерской службы.

Гамбургеры пока не стали виртуальными - мы еще не научились питаться электронами или таблетками, как в глупых фантастических романах. Но если, оказавшись в Нью-Йорке, вы зайдете в ресторан "Бургер Кинг" по адресу Бродвей 182, то в меню, помимо вполне материального гамбургера и жареной картошки, там теперь включен и Интернет. Ресторан расположен в районе скопления финансовых учреждений, вблизи Уолл-стрит, и посетители могут в обеденный перерыв не отрываясь от производства следить за курсом акций и облигаций на экранах двадцати компьютеров, посылать сообщения по электронной почте или просто играть в компьютерные игры. Идея подключить ресторан пришла в голову его хозяину Питеру Аллену Эйбрамсону, а так как каждый из ресторанов "Бургер Кинга", подобно "Макдональдсам", имеет собственного хозяина, то нет никакой гарантии, что все гамбургерные со временем выйдут в киберпространство. Тем не менее, Эйбрамсон надеется послужить хорошим примером.

На фоне недавнего сползания курса акций на нью-йоркской и других крупнейших мировых биржах акции компаний, связанных с Интернетом, по-прежнему выглядят как бастион надежды для вкладчиков. Впереди всех идет крупнейший в мире виртуальный книжный магазин Amazon.com, за ним поторапливаются такие виртуальные порталы и механизмы поиска как Yahoo!, Lycos и America Online. Оптимизм держателей этих акций эксперты объясняют ожиданием значительного расширения всемирной компьютерной сети, особенно в сфере электронной коммерции. Рост курса этих акций, по их мнению, продолжится и в сентябре, независимо от общего направления биржевого рынка. В этой связи стоит упомянуть о некотором парадоксе. Общая стоимость акций Amazon.com недавно превысила стоимость другого американского книжного гиганта, Barnes and Noble. Парадокс же состоит в том, что Amazon.com существует исключительно в Интернете, тогда как Barnes and Noble, помимо виртуального бизнеса, имеет сеть крупных книжных магазинов по всем Соединенным Штатам, которые несомненно стоят реальных денег. Таким образом, на нынешнем сумасшедшем рынке старинное правило - чем больше имеешь, тем больше стоишь, - утратило свою универсальность.

Впрочем, Amazon.com, именующая себя крупнейшим книжным магазином на Земле, с недавних пор перестала довольствоваться этим громким титулом. Теперь она торгует также компакт-дисками и намерена превратится в некий всемирный универсальный развлекательный центр. С этой целью, не имея, как уже упомянуто, реального имущества, а также, в силу отсутствия прибылей, и реальных денег, компания выпустила специальный пакет своих акций на сумму восемьдесят семь миллионов долларов и на эти виртуальные деньги приобрела другую известную в Интернете компанию, PlanetAll - в переводе "вся планета".

Об этой уникальной компании, которая была в свое время основана в помещении, арендованном у церкви, стоит сказать несколько слов особо. PlanetAll занимается тем, что организует людей, странствующих в Интернете, в сообщества - по профессии, по кругу интересов и так далее. Идея не нова - новшество состоит в том, что эти сообщества не возникают стихийно, как бывало в Интернете с самого его зарождения, а создаются предпринимателем как бизнес. Впрочем, бизнес этот - особого рода. Членство в PlanetAll ничего не стоит, каждый может записаться бесплатно, и число членов уже достигло полутора миллионов. Вот этот человеческий капитал и является главным достоянием компании - доступ к огромной аудитории, рассортированной по интересам и запросам, позволит Amazon.com расширить продажу книг и грамзаписей. Одних только книжных клубов в PlanetAll - восемьдесят пять.