Сегодня гость московской студии Радио Свобода - Элла Митина, документалист, режиссер и автор многочисленных детских программ - "Детский вопрос", "Советские сказки до 16", "Волшебный чемодан". Телевидение и дети, детское вещание, телевидение для детей. Точного определения того, что именно делает самое массовое средство коммуникации для подрастающего поколения, до сих пор нет. Я права?
Элла Митина: Оно пытается это делать.
Анна Качкаева: Детское телевидение или телевидение для детей - об этом наш сегодняшний разговор. Вопрос к вам, уважаемые слушатели: что вы позволяете смотреть своим детям и внукам по телевизору? Специально для этой программы я попросила нескольких московских школьников разного возраста ответить на два вопроса: что они смотрят по телевизору и как оценивают современное телевидение? Главное требование к произведениям ребят - чтобы не вмешивались родители. Этого добиться удалось, а молодые люди подумали, написали, наговорили свои тексты в студии Радио Свобода, и начнем мы с материала Алексея Соколова:
Алексей Соколов: Я считаю, что большинство из тех, кто проводит свое свободное время перед телевизором, валяясь на диване, либо не имеют доступа к компьютеру, либо он их уже "достал". Я, например, вечно окружен своими ровесниками, которые требуют от меня чтения книг, а если прошу поиграть, в лицо мне летит фраза: "Это пустое времяпрепровождение". Сев перед телевизором, ни один из моих ровесников не берет в руки программу передач, а начинает методично щелкать каналы в поисках чего-то интересного. Из-за этого мои ровесники часто говорят: "Кончай дурью маяться".
Мои друзья смотрят спортивные программы и новости, большинство ребят из нашего класса не любят смотреть политические аналитические программы. По вечерам девушки предпочитают смотреть различные сериалы, мелодрамы, а также шоу мод. Я не очень хорошо понимаю, что они находят интересного в этих выжатых и высосанных из пальца сюжетах. Ток-шоу, которые они смотрят, меня просто убивают, особенно "Девичьи слезы" - такая ерунда. Мне очень не нравится обсуждение того, что все видели, "а ты видел, как он, да как он, а тот". Если скажешь, что не видел, прослывешь странным типом, а если еще добавишь, что смотрел "Свободу слова", то твоя репутация "крутого", если она была, исчезнет как дым. Очень часто на переменах класс разбивается на две группы: одни обсуждают то, что они видели из спортивных соревнований, новых фильмов, ну и, конечно, новые компьютерные игрушки, большинство из которых они не удосужились даже пройти. Другие, например, я и мои друзья, даже иногда наш учитель истории, заходят в наш "английский клуб", мужской туалет, и мы обсуждаем все события, произошедшие за прошедший день, делимся впечатлениями о новых законопроектах. Очень много ребят из нашего класса смотрят на РЕН ТВ очень известную программу "В пролете". С подачи одноклассников я посмотрел ее раза два и не очень понял, о чем эта программа. Еще одно "великолепное" шоу, которое начали крутить по МТВ, это "Давай на спор". Я не могу поверить, что человек способен облизать грязный ботинок за 25 долларов. Я бы этого не сделал и за тысячу. Во-первых, это унижение, а во-вторых, это просто омерзительно.
Ладно, закончим о противном. На телевидении мне нравятся разные юмористические программы. Я очень люблю КВН, особенно когда выступают команды с двухлетним стажем, они не так пошлят, как молодые команды. Я считаю, что на пошлости далеко не уедешь. Я очень не люблю программу "Аншлаг". Противные люди сидят и пытаются играть на людских низменных страстях. Неинтересно и очень пошло. Задорнов теперь прогнулся под нашу власть и когда он выступает, слушать просто скучно. Если раньше он высмеивал недостатки нашей власти, то теперь он стал блеклым и пустым, и уступил место пошлякам без ума и таланта. Мне очень нравятся программы "Тушите свет" и "Бесплатный сыр", хотя это, скорее, издевательско-аналитические политические программы. В них, как в увеличительное стекло, видны все промахи и глупости нашего государства и правительства. Недавно появилась новая программа "Кремлевский концерт". Это тоже ярко выраженная сатира. Но, к моему большому сожалению, "Куклы" сдали под напором цензуры. Недаром их перенесли на 12 часов ночи.
Я и мои друзья от 14 до 16 лет смотрим "ящик", конечно, меньше, чем люди, которые старше нас года на три или на четыре, но больше, чем родители - от 34 до 45 лет. Основная причина, почему мы смотрим телевизор - развлекаловка, вот и все. Больше от жизни нам ничего не надо. Это мнение принадлежит не мне, а большинству родителей. Они просто не понимают нас, потому что у нас формируются другие приоритеты, быть "крутым" и не отставать от моды, не сильно выделяться на фоне толпы, так как сейчас за слишком сильную экспрессивность в одежде и внешнем виде могут в милицию загрести, но при этом не быть, как все.
Алексей Соколов, 15 лет, специально для программы "Смотрим телевизор".
Анна Качкаева: Как вам, Элла?
Элла Митина: По-моему, здорово. Во-первых, не было ни одного слова о детском телевидении, что замечательно. Да это и смешно - требовать от 15-летнего подростка, чтобы он смотрел какие-либо детские программы. Во-вторых, по-моему, это очень зрелый, очень интересный и критично смотрящий на жизнь человек. Человек, взрослый человек, не нуждающийся в каком-то специальном приспособлении для него. А мы, в общем, получили то, что должны были получить.
Анна Качкаева: Ну да, что сверстники Алексея вряд ли делят телевидение на детское и недетское.
Элла Митина: Они уже не дети.
Анна Качкаева: Уже вполне сформировавшиеся люди. У нас звонок. Добрый день, представьтесь пожалуйста.
Слушательница: Телевизор вообще противопоказано смотреть много, потому что возбуждает нервные клетки, и, понятно, нейроны не дают спать по ночам, и, в общем, очень много ужасов снится ночью детям, я знаю, маленьким. Мы попробовали смотреть "Спокойной ночи, малыши", там совершенно жуткий вот этот американский сериал со страшными рожами и с убийствами. Поэтому я просто ищу мультфильмы, старые сказки, пишу их на видео, и вместо вот этой "Спокойной ночи, малыши" - маленький мультфильм, вот так изредка, вот детские сказки Роу по телевизору.
Анна Качкаева: А вашей внучке нравится, или она все-таки, когда попадает на то, что вы называете жутью, прилипает и к жути?
Слушательница: Она прилипает. Она прилипает ко всему. И эти Хрюни, вот эти страшные для маленького ребенка Хрюня и Степаша... В общем, она прилипает к телевизору мгновенно.
Анна Качкаева: А вы сами хотя бы раз до конца посмотрели эти сериалы?
Слушательница: Да.
Анна Качкаева: И что вам там не понравилось, почему вы считаете, что это вредно?
Слушательница: Вот эти именно вот маленькие выдержки из сериалов "Спокойной ночи, малыши"?
Анна Качкаева: Да.
Слушательница: Там постоянная агрессия идет. Они строят страшные рожи, друг другу угрожают и постоянно стараются друг друга уничтожить. В общем, это заканчивается довольно-таки терпимо, но все равно каждый раз какое-то размазывание по стенкам, я вообще диснеевские мультфильмы не люблю. Они все с агрессией.
Элла Митина: Вы знаете, мы часто навязываем детям свое мнение и свое представление о том, что для них хорошо и что плохо. Наверное, в некоторых случаях это необходимо. Совсем необязательно ребенку смотреть, как по стенке летят мозги, безусловно. Но в то же время вот это представление о том, что детишкам понравится, а детишкам не понравится, приводит к тому, что вот... Почему, например, отмирают передачи. Давайте будем объективными. Потому что взрослые имеют свое представление о том, что очень бы хорошо детишкам 5 лет, детишкам 10-15 лет, а они в это время на это плевать хотели, и взрослые не поспевают за миром детей.
Анна Качкаева: У нас есть еще одно мнение барышни, которую мы записали буквально накануне этой программы. В эфире девятилетняя Аня Шанкарецкая:
Аня Шанкарецкая: Сейчас я смотрю канал "Fox kids" по НТВ-плюс. Когда мне было 6 лет, мне нравился канал "Никелодеон", но там потом пошли неинтересные уродливые мультики. Вскоре появился "Fox kids", я попробовала посмотреть его, некоторые мультики мне не очень понравились, но многие я люблю. Вот, например, мультфильм "Тик-герой". Главный герой в этом мультике - совершенно глупый человек. Он даже не человек, а супергерой. Но хотя без своего напарника и друга он бы ничего не смог. Говорит он всякие глупости, и мультфильм совершенно неинтересный получается. Очень долго шел по НТВ "Человек-паук". Это, наверное, мой самый любимый мультик. Это мультик самый нормальный, самый натуральный, хотя сделан на компьютере, но зато сделан очень хорошо. И еще канал "Детский мир" - на нем иногда идут интересные фильмы. Иногда там мне попадаются фильмы, которые я смотрю с большим интересом. Тут я в первый раз увидела фильм: "Чудак из пятого Б". Мне он очень понравился, и иногда я смотрю "Детский мир".
Теперь я хочу сказать, как я оцениваю эти каналы. "Никелодеон" я оцениваю очень низко, "Fox kids" - ну, более-менее, "Детский мир" - у этого канала самая высокая оценка. Этот канал самый приличный, так сказать, интеллигентный. Некоторые каналы, которые я смотрю, и которые мне так нравятся, родители мне говорят, что там показывают всяких уродов, и лучше не смотреть. Но некоторые мультфильмы, про которые родители говорят, что не надо смотреть, мне это нравится. Родители мне говорят, чтобы я смотрела русские народные сказки. Но кроме этого я могу и смотреть на "Детском мире" фильмы черно-белые и старые, которые нравятся моим родителям.
На обычных каналах мне нравится ТВС, ТВЦ и РЕН ТВ. На РЕН ТВ есть мультики. Если у нас не работает НТВ-плюс, то там можно посмотреть те же мультики, что идут на "FOX kids". На ТВЦ довольно много интересных детских программ. Например, там есть одна программа, сделанная на компьютере. Ты ходишь по компьютерному лабиринту, и команда говорит тебе, что надо делать - прыгать, стоять сейчас, куда идти. И таким образом ты должен угадывать слово, а потом предложение. Еще там идет фильм про двух мальчишек, попавших в сказку. С ними происходят все чудеса.
Аня Шанкарецкая, 9 лет, специально для программы "Смотрим телевизор".
Анна Качкаева: Возможно, для громадной страны, где телевизионно-кабельное изобилие еще не норма, это мнение не очень распространенное, потому что Аня смотрит пакет спутниковых каналов "НТВ-плюс". Но оно показательно в том смысле, что специальные детские каналы, видимо, все-таки нужны.
Элла Митина: Показательна запись этой девочки не только потому, что, безусловно, нужны детские каналы, безусловно, а еще и потому, что даже 9-летние дети отбирают то, что современно сегодня. Она смотрит, чтобы сделать приятное маме с папой, старые фильмы. Особого восторга не выражает, но не плюется. То, что было сделано хорошо, оно и хорошо. И я что хочу сказать, вы можете издавать тысячи указов о том, что нужно 7 процентов телевидения детского, наказывать, снимать с работы начальников - это все равно, что заставлять рыночные отношения на нашем обычном рынке выстраивать путем указа - не пройдет. Это надо сделать, чтобы это было выгодно тем, кто производит эти фильмы. Тогда люди будут понимать, что сейчас будут, грубо говоря, кушать дети, то есть, смотреть, может быть, надо разрешить рекламу, может, надо сделать специальный канал, надо быть современным современному ребенку.
Анна Качкаева: У нас еще один звонок, добрый день, представьтесь пожалуйста.
Александр Северов: Добрый день, Александр Северов, 64 года. Понимаете, до каких пор будет торжествовать все-таки или преобладать ханжество в отношении детей, в том числе и на телевидении? Надо им показывать только светлое, такое, понимаете, благородное и прочее. Дети должны, в принципе, разумеется. с определенными ограничениями, видеть все. И трагедии, и драмы, и даже, если хотите, секс. в подобающем виде. Такое впечатление, что если дети увидят какую-то любовную сцену, они в 8 лет, извините, займутся любовью. Я помню, как я в детстве посмотрел первый раз герасимовский "Маскарад". Там убийство, между прочим, и жуткое убийство - что это меня потряс фильм, хотя я почти ничего, конечно, глубинно не понял. Надо не делать детей чистюлями и стерильными, иначе, а что мы получили, это было при советском режиме, а что мы получили? Ничего. Мы имели и получили то, что получили. Наоборот, ханжество приводит к обратному, я убежден.
Элла Митина: Я думаю, что вопрос ханжества на нашем телевидении давно решен кардинально. Дети смотрят с утра до вечера то же, что смотрят взрослые, то есть, море крови, того же секса, все, что хотите. Другое дело - уже идет вопрос воспитания в семье - давать это детям смотреть, как это оценивать. Дело не в этом. Дело в том, что, наверное, нужно кардинально поменять взгляд на детское телевидение. Оно не должно быть действительно ханжеским. Мы с этого начали, что не надо диктовать детям свои старые убеждения, надо идти за ними. И дети действительно гораздо умнее, чем мы о них думаем, что показали вот эти записи. Если мне будет позволено, я пару слов приведу из своей практики. У меня была такая программа "Детский вопрос" на РЕН ТВ, я страшно ее любила, потому что я каждый день пять раз в неделю снимала детей от 4 до 6 лет, и они отвечали на самые сложные вопросы бытия, о смерти, о любви, о мужчине и женщине, как ты будешь воспитывать своих детей. И однажды мы задали вопрос, что такое любовь. И там вдруг дети отвечают, когда мама любит ребенка, когда я котенка люблю. Неинтересно, я уже выхожу, думаю, ничего не нашли, стою такая грустная около детских раздевалочек, подбегает ко мне мальчик, самый неинтересный, и говорит: "Тетя, а можно я вам скажу, что такое, на самом деле, любовь"? "Ну, скажи". "Только вы сейчас не снимаете"? "Нет, не снимаю, видишь, камера зачехлена". "Знаете, что такое любовь, это когда тетя с дядей, - и он называет, значит, полным словом, что тетя с дядей делают". Понимаете, он все знает, ему 7 лет уже этому мальчику, он уже был постарше, уже все знает, они все давно прошли. Теперь только вопрос, как это рассказать, какими средствами. Я совершенно согласна с этим человеком - о ханжестве.
Анна Качкаева: У нас еще один звонок, добрый день, представьтесь пожалуйста.
Николай Степанович: Здравствуйте, Николай Степанович. Будьте любезны, вот Элла Митина говорит о необходимости всячески расширять и увеличивать объем специализированных программ для детей. Я напомню Элле Митиной, что если она попытается вспомнить свои впечатления детского возраста, она ничего не вспомнит. Так же, как и мы все. Это очень короткий период. И для детей специально придумывать, искусственно какие-то программы - ну, не соответствует это реальности, развитие детского возраста прекращается где-то уже в 6-7 лет. А далее интеллект достигает уже такой зрелости, что он может воспринимать вещи наравне с прочими окружающими возрастами.
Анна Качкаева: Не знаю, как Элла, я не соглашусь, потому что я в своем детстве помню, например, "АБВГД-ейки", "Выставку Буратино", "В гостях у Сказки", да, это было лет, наверное, до 9, но, тем не менее, вот эти оселочки детского телевидения, правда. тогда на просторах страны не было такого изобилия телевизионного, но все-таки телевидение было. На Западе в этом смысле целая индустрия существует. Та же "Улица Сезам", которая адаптируется к 20-30 языкам по всему свету, тот же "Дисней", и так далее. Японцы...
Элла Митина: Безусловно. Конечно, лет до 10 дети еще наши, и мы обязаны что-то давать им. Есть такие элементарные вещи, как, например, правила жизни, как жить, как себя вести, это же необязательно передачи, в которых игрушки и дети там развлекают. Есть еще, например, познавательные программы, которые требуют самых больших средств. У нас была прекрасная познавательная программа.
Анна Качкаева: Кстати, я должна сказать, что и Аня, и Алексей отвергли именно то, что не способствует познанию, узнаванию, некоей социализации, пошлость и дурь, или какое-нибудь откровенное хамство.
Элла Митина: А того, что есть - нет. Нет познавательных, нет социальных передач, где бы они были в своей среде. Другое дело - я в сотый раз хочу повторить, надо найти тот язык, который им интересен, а не который нам интересен, нам удобен, нам понятен. с высоты наших прожитых печальных лет.
Анна Качкаева: А что это за язык, с точки зрения телевидения?
Элла Митина: Во-первых, это современный язык. Обратите внимание, вот эта девятилетняя девочка. она говорила о передаче "Лабиринт". Она уже сделана современным языком. Почему пользуется успехом "Улица Сезам"? Во-первых, это вложенные деньги. Детские передачи - это большие деньги. Знаете, как шоу бродвейское, надо не жалеть, не жалейте заварки - и все будет хорошо.
Анна Качкаева: В заключение первой части программы я хочу вспомнить фразу детского, хотя он таковым себя не называет композитора Георгия Гладкова, который автор знаменитой "Пластилиновой вороны" и много чего, он говорит, что писать для детей - это то же, что писать для взрослых, только гораздо труднее.
Гость московской студии Радио Свобода - Элла Митина, документалист, режиссер и автор многочисленных детских программ - "Детский вопрос", "Советские сказки до 16", "Волшебный чемодан" и, я знаю, фильма "Свои-чужие", который вы сейчас показывали в Америке?
Элла Митина: Да. Этот фильм не новый, он снят несколько лет назад. На самом деле, у меня множество фильмов документальных о детях, и последний фильм, который показывали на "Сталкере", тоже посвящен детской проблеме, назывался он "Мы тоже человеки".
Анна Качкаева: Мы продолжаем разговор о детском телевидении или телевидении для детей. С определением мы с Эллой так и не определились, в общем, наверное, это и не нужно, потому что наши слушатели в предыдущем часе и наши молодые авторы, в общем, совершенно определенно высказались в том смысле, что телевидение бывает интересным, или неинтересным. Напомню, специально для этой программы я попросила нескольких московских школьников ответить на вопросы, что они смотрят по телевизору и как оценивают телевидение современное. Родители в их творчество не вмешивались, материалы Ани Шинкарецкой и Алексея Соколова мы уже слушали в первой части программы, а теперь в эфире Мария Кузнецова:
Мария Кузнецова: На самом деле, мы мало чем отличаемся от взрослых людей. Нас также отталкивает тупость и пошлость некоторых передач. Нам нравятся красивое кино и качественные программы. Не могу сказать однозначно, нравится мне современное телевидение или нет. Есть свои минусы, но также есть и плюсы.
Начну с минусов: некоторые программы, особенно на дециметровых каналах, раздражают своей тупостью, глупостью, пошлостью, и в то же время полной уверенностью их авторов и ведущих, что их проект - шедевр. Также раздражает поведение некоторых ведущих на музыкальных каналах, особенно на МУЗ ТВ, я не хочу никого обидеть, но это правда, которые, проработав месяц или два на телевидении, уже считают себя Киселевыми и Сорокиными. Это видно во всем, что они делают, в их поведении, в их манере говорить, как они общаются со зрителями, позвонившими в студию. Но, кстати, хочу сказать, что если многие считают, что на музыкальных каналах 24 часа в сутки играет только одна музыка, это неправда. 50 процентов эфирного времени занимают программы, вообще не связанные с музыкой, иногда. Например, на МТВ, моем любимом музыкальном канале, который создан по аналогу американского канала, очень много программ, в которых обсуждаются проблемы современной молодежи, одна из самых лучших из них, как я считаю, проект Тутты Ларсен "Разум и чувства", на котором обсуждаются самые важные проблемы современного молодого поколения, и, например, 1 декабря, во всемирный день борьбы со СПИДом, весь день крутили передачи, связанные с этой проблемой. Показывали клипы музыкантов, которые болели СПИДом, в общем, я думаю, это было полезно для всех, кто включил в этот день МТВ.
Также очень пугает резко возросшее количество ток-шоу типа "Моей семьи" и "Окон". Потому что надоело слушать тот бред, который приглашенные люди впаривают как чистую правду. Если многие считают, что нет людей, которые во все это верят, то хочу сказать, что такие люди есть. Они верят во все, что говорят приглашенные актеры с улицы практически, они им сопереживают, дают серьезные советы. И то, что касается реальных шоу, таких, как "За стеклом" и "Последний герой". Сначала это было интересно. Я не пропускала ни одного выпуска "За стеклом". Потом все это бурно обсуждалось с моими друзьями. Теперь уже почти никто не смотрит эти шоу, потому что стало скучно, все повторяется.
Но хочу теперь сказать, что очень рада появлению большого количества нового красивого кино. Вечерами не скучно. Есть что посмотреть, есть большой выбор. Насчет аналитических программ не могу ничего сказать, потому что почти их не смотрю. Но если вдруг наткнусь на какую-нибудь из них, то, может, даже заинтересуюсь и досмотрю до конца. Хочу сказать огромное спасибо отдельное Леониду Парфенову за внедрение Масяни в массы.
Делится или не делится телевидение по возрасту? Наверное, делится. Есть специальное детское телевидение, подростковое, взрослое. Но как еще раз хочу напомнить, молодежь - у них у всех разные вкусы, у нас разные интересы, предпочтения, увлечения, мне, может, нравиться одно, а моей однокласснице совершенно другое. Поэтому, возможно, для кого-то телевидение вообще не делится.
Мария Кузнецова, 16 лет, специально для программы "Смотрим телевизор".
Анна Качкаева: Вот еще одно такое мнение.
Элла Митина: Я думала, что если сделать такую рубрику, была бы такая рубрика - "Мнения детского народа" - я думаю, это очень бы остудило головы тех, кто делает телевидение, и думает, что знает, что нужно подростку, что нужно ребенку. Вот что ему нужно - нужно просто качественное телевидение.
Анна Качкаева: И лишний раз все трое наших авторов сказали собственно, что на национальных каналах они ничего об этом не говорили, но понятно по их интересам. Они находят где-то на нишевых каналах для себя нужные программы, а национальные каналы их не только не удовлетворяют, там, как я понимаю, на первом канале вообще не осталось программ, а со "Спокойной ночи, малыши" что-то происходит, на мой взгляд, экстравагантное. То у нас дочь главного режиссера страны, то теперь главная красавица.
Элла Митина: Происходит то, что происходит везде. Искусство и интересы дела, я думаю, здесь имеют самое последнее значение. Почему стала дочь Михалкова - позволю себе дать оценку - человек, не талантливый и не детский, потому что детские программы для совсем маленьких детей все-таки должны вести люди детские, это особый тип человека. С этим надо родиться. А будет ли хороша наша первая красавица - не могу сказать. Я ее еще не видела. Может, она будет талантливым человеком, не знаю. Не будем заранее ставить никаких оценок.
Анна Качкаева: У нас звонок, добрый день, представьтесь пожалуйста.
Александра Сергеевна: Я из Москвы. Я хотела поблагодарить автора кино "Мы тоже человеки". Очень большое спасибо.
Элла Митина: А вы видели?
Александра Сергеевна: Да, я видела на "Сталкере", фильм очень хороший,
Элла Митина: Спасибо, как приятно.
Александра Сергеевна: Но очень тяжелый, потому что там обездоленные дети. Спасибо вам большое!
Элла Митина: С ума сойти. Спасибо большое! Вот, никогда не знаешь, кто тебя смотрит, кто тебя слушает.
Анна Качкаева: Может, вы скажете несколько слов слушателям о том, что это за фильм.
Элла Митина: Да, вот мы сняли на нашей студии при содействии телекомпании "Интерньюс" множество фильмов. Последний называется: "Мы тоже человеки". Да, там и о обездоленных детях, и о брошенных, знаете, это все-таки фильм не о социальных проблемах, а о детской душе, которая остается с этими социальными проблемами, это так же, как и наш первый фильм "Свои-чужие", якобы, о национальных проблемах, он действительно о них, но это, прежде всего, о детской боли, мимо которой проходят, как мимо мусора, о всех этих детях, которые шляются по улицам, брошены в детдомах, они получают какую-то заботу, но а что остается за этим.
Анна Качкаева: А такие фильмы - это фильмы для детей, или, все-таки, для взрослых?
Элла Митина: Конечно, это фильм о детях, а не для детей, потому что все программы, созданные для детей, они делятся, во-первых, по возрастам. И, во-вторых, есть фильмы о детях, и о них тоже должен кто-то думать.
Анна Качкаева: Кстати, агентство "Интерфакс" сообщило, это собственно было ожидаемо, что будет скоро принято принципиальное решение о создании федерального спортивного телеканала. Даже, наверное, до Нового года. Идут переговоры между компанией "Семь-ТВ", это спортивный канал, Госкомспортом и ВГТРК, и что к Новому году они будут завершены, и, наверное, у нас появятся все возможности, чтобы "Семь-ТВ" претендовало на федеральный канал по спортивной тематике. То есть, спортсмены пожаловались, президент у нас спортсмен, хорошо, и мы будем иметь федеральной спортивный канал. Неясно, на какой частоте. Видимо, на частоте "Семь-ТВ", а ВГТРК его будет укреплять. Вот с детским каналом у нас ничего такого не получается.
Элла Митина: Во-первых, по телевизору можно оздоровить человека, показывая ему спортивную программу, видимо, так. Во-вторых, дети, я думаю, у наших всех людей, которые отвечают за это, выросли, новые еще не народились, как народятся, так будут думать, что смотрят их дети по телевизору. Потом - невыгодно, все дело в банальной выгоде. Спортивный канал - это выгодно, а детский нет, в него надо вкладывать массу денег. А спортивный - что, включил, показал, как идут соревнования, в общем, затраты не такие большие, а отдачи много. Давай рекламу под спорт, одежда спортивная, инвентарь и так далее. А что дети - одни затраты. Понимаете, как на собственного ребенка - пока получишь отдачу.
Анна Качкаева: А вообще нужен федеральный детский канал? Во всем мире ведь они обычно на спутник, на кабель заводятся.
Элла Митина: Ну, весь мир нам не указ. У всего мира свой собственная гордость, у нас, как известно, своя гордость. У нас и каналов-то всего 5, 6. не так уж много каналов этих, не будем махать зря руками. Я считаю, что нужен. Либо у тех, кто делает передачи, должна быть материальная выгода. Потому что взывать к их душевной тонкости нет никакой возможности, ничего не выйдет. Президент уже издавал указ о семи процентах. И где эти семь процентов - покупаются мультфильмы, которые, к слову...
Анна Качкаева: Я напомню, 7 процентов - необходимое количество детского вещания в программах общенациональных каналов, за которые даже некоторые каналы получили предупреждения.
Элла Митина: Ой-ой... Я думаю, они все попадали в обморок, накупили дешевых мультфильмов, которые, могу приоткрыть тайну, иногда просто даются в нагрузку к пакетам с обыкновенными художественными фильмами. И таким образом все получается замечательно. Вроде выполнили программу, 7 процентов есть в виде мультиков и готовых фильмов, и не надо тратиться на создание новых передач. Пока не будут созданы условия выгодные для производителя, например, пусть разрешат рекламу. Как только разрешат рекламу в детских программах, я думаю, что дело сдвинется с мертвой точки.
Анна Качкаева: Вы сейчас, наверное, просто, я думаю, раздражаете некоторых наших слушателей. Потому что у нас недавно была программа о рекламе, резко против нее высказывались, в том числе против надоедливой рекламы пива и так далее, а вы говорите о рекламе в детских программах.
Элла Митина: Реклама рекламе рознь.
Анна Качкаева: Сейчас нам даже, я знаю, позвонили и сказали - как, вы разговариваете о детских программах, а в заставочном ролике вашей программы что-то такое про секс идет. Я скажу нашим уважаемым слушателям, что это кусочки из программ телевидения. Это картиночка о том, какое у нас телевидение.
Элла Митина: Что касается рекламы - конечно, там не надо рекламировать пиво, водку, сигареты, есть же детская реклама, есть шоколад, детское питание, есть детские прокладки.
Анна Качкаева: А медики скажут - как же так, это вредно.
Элла Митина: Кому?
Анна Качкаева: Детям - шоколад.
Элла Митина: А в промежуточное время его можно рекламировать? Какая-то у вас логика, Аня, странная.
Анна Качкаева: Это не у меня... У нас еще один звонок. Добрый день, мы вас слушаем.
Владимир: Здравствуйте, Владимир. Почему не снимают детской фантастики, отечественной? Западной много. Есть хорошая, есть плохая. А нашу - вообще, хотя и есть, что экранизировать, например, Булычев для детей, прекрасно писал в свое время.
Анна Качкаева: А вы что-то в детстве своем любили смотреть из фантастики нашей?
Владимир: До сих пор смотрю. Я бы хотел сказать, что вся наша классика привела к Октябрьской революции, а Жюль Верн - к научно-технической. И детям надо много читать фантастики, потому что это будущее.
Элла Митина: Ну, конечно, надо снимать. Не только фантастику, надо и сказки снимать, и про школу надо снимать, и про взаимоотношения в семье, да мало ли про что надо снимать. Ну как поется в одной песне: "Где деньги, Зин"? Кто же даст деньги на детское кино. Мы опять упираемся в одно и тоже.
Анна Качкаева: А кто может дать деньги на детское кино? Вот у нас в России?
Элла Митина: Вот мы Аня с вами сейчас вот говорили, что появляются фонды, которые, я, к сожалению, не тот человек, с которым надо говорить на тему денег. Но, может быть, надо давать какие-то льготы тем фондам, освобождение от налогов. Поощрять их всячески, опять же, должна быть заинтересованность. Человек, который имеет деньги, редко имеет ту самую милую славную душу, что просто расстается с деньгами. Он вначале эти деньги заработал, а теперь должен понять, почему он с ними должен расстаться.
Анна Качкаева: У нас еще звонок, добрый день, мы вас слушаем, представьтесь пожалуйста.
Георгий Николаевич: Георгий Николаевич, Подмосковье. Я хочу сказать, что я внукам своим рекомендую иногда успешно смотреть из "НТВ плюс" "Дискавери", четыре программы и "Анимал планет", замечательная и для всех возрастов. Но, понимаете, они смотрят тайком, потому что в окружении ведь модно сейчас "крутое", а это познавательность глубокая и ничего "крутого" там нет. И эта потаенность этой радости меня немножко тревожит. То же самое в отношении музыки, у меня замечательная библиотека, а вот эта сейчас модная обязательная музыкальная безграмотность, "крутое". Но на чем Швыдкой нас взрослых к революции призывает, променять все глубокое на пустое, бессмысленное и "крутое". Детей бы оставили в покое. Вот мое желание, чтобы их без этих самых "крутых" революций оставить. Спасибо огромное!
Элла Митина: Вы знаете, когда-то ведь революционеры тоже начинали с подполья. Может, они выйдут. К слову сказать, наш министр культуры - доктор искусствоведения, человек начитанный и образованный. И, я может, даже небольшой поклонник его передачи, но хочется верить, что он все-таки не призывает к бездуховности. А если ваши дети даже подпольно смотрят, то, что вам кажется важным - это замечательно. Почему у нас нет таких программ - опять же, детское телевидение требует огромных вложений, они должны быть сделаны.
Анна Качкаева: Да, потому что и "Улица Сезам", и "Дискавери",и те каналы, о которых вы говорите - это действительно каждый час такого эфира требует колоссальных затрат, работы не одного десятка людей, времени, иногда лет, чтобы сделать подобного рода программу.
Элла Митина: Знаете, там есть группа, которая отдельно работает, психологов, которые знают, что нужно для этого возраста, что для этого, отдельно по актерам, отдельно по сценариям. Там посмотрите титры, когда они идут в конце, там сотня людей указана. Это труд гигантского количества народу. Я знаю, что когда я работала в детских программах на разных каналах телевидения, принцип был один - давай подешевле, поскорее, если можно - вообще бесплатно. Постарайтесь на коленках сделать настоящее детское телевидение. Результат всегда один.
Анна Качкаева: Я понимаю, что вопрос во многом в деньгах, но все-таки, может, это и отношение тех, кто делает телевидение?
Элла Митина: Безусловно. Если они не выделяют деньги, значит, вот их отношение. Почему-то на всякие ток-шоу. я не буду повторяться это уже общее место - на них же находятся деньги. Понимаете это замкнутый круг. Была империя, да и в эту империю абсолютно блоком, системой входило идеологическое воспитание ребенка. И на это были пущены и поэты, и писатели, и художники, работали издательства, музыкальные издательства, музыкальные театры. Все закончилось, рухнуло все. Где сейчас эти поэты? Сейчас, например, Энтин с Тухмановым сделали совершенно замечательный детский цикл, и не один, с большой надеждой, что это будет продаваться, крутиться и слушаться по телевидению, вот, все дети смотрят мультики, а где наши-то мультики? Вы знаете, сколько стоит сделать один пятиминутный мультфильм? Полгода уходит на один мультик. А все продолжаем жить вчерашним запасом. Ну, кончится этот запас.
Анна Качкаева: А потом многие взрослые обижаются, естественно, на американские или иные фильмы, потому что им кажется, что они агрессивные, и этому подтверждение находится во многих западных исследованиях, потому что любая культура, в том числе мультипликационная, несет некую идеологию, образ жизни, ценности, и я с любопытством прочла, совершенно не в упрек этим мультфильмам, но три четверти рассмотренных диснеевских рассказов - они посвящены поискам золота. И там люди соперничают друг с другом ради денег и славы.
Элла Митина: Опять же, вы их ругаете, а свое-то где? Где свое?
Анна Качкаева: Что же, мы будем заканчивать. Я прошу вас рассказать хороший детский анекдот.
Элла Митина: Да. Есть такой анекдот. Я в программе "Детские вопросы" собирала детские анекдоты. Один из них такой очень современный: "Иван Васильевич говорит: Петька, белые в городе. Ничего, как-нибудь отобьемся. Но они уже во дворе, как тут быть? А вот как - достает Василий Иванович эту белую штучку. Петька говорит - что это такое? А ничего, говорит, это, говорит, такая штучка, отобьемся. Что же это такое? "Always Plus" - лучшая защита в критические дни".
Элла Митина: Оно пытается это делать.
Анна Качкаева: Детское телевидение или телевидение для детей - об этом наш сегодняшний разговор. Вопрос к вам, уважаемые слушатели: что вы позволяете смотреть своим детям и внукам по телевизору? Специально для этой программы я попросила нескольких московских школьников разного возраста ответить на два вопроса: что они смотрят по телевизору и как оценивают современное телевидение? Главное требование к произведениям ребят - чтобы не вмешивались родители. Этого добиться удалось, а молодые люди подумали, написали, наговорили свои тексты в студии Радио Свобода, и начнем мы с материала Алексея Соколова:
Алексей Соколов: Я считаю, что большинство из тех, кто проводит свое свободное время перед телевизором, валяясь на диване, либо не имеют доступа к компьютеру, либо он их уже "достал". Я, например, вечно окружен своими ровесниками, которые требуют от меня чтения книг, а если прошу поиграть, в лицо мне летит фраза: "Это пустое времяпрепровождение". Сев перед телевизором, ни один из моих ровесников не берет в руки программу передач, а начинает методично щелкать каналы в поисках чего-то интересного. Из-за этого мои ровесники часто говорят: "Кончай дурью маяться".
Мои друзья смотрят спортивные программы и новости, большинство ребят из нашего класса не любят смотреть политические аналитические программы. По вечерам девушки предпочитают смотреть различные сериалы, мелодрамы, а также шоу мод. Я не очень хорошо понимаю, что они находят интересного в этих выжатых и высосанных из пальца сюжетах. Ток-шоу, которые они смотрят, меня просто убивают, особенно "Девичьи слезы" - такая ерунда. Мне очень не нравится обсуждение того, что все видели, "а ты видел, как он, да как он, а тот". Если скажешь, что не видел, прослывешь странным типом, а если еще добавишь, что смотрел "Свободу слова", то твоя репутация "крутого", если она была, исчезнет как дым. Очень часто на переменах класс разбивается на две группы: одни обсуждают то, что они видели из спортивных соревнований, новых фильмов, ну и, конечно, новые компьютерные игрушки, большинство из которых они не удосужились даже пройти. Другие, например, я и мои друзья, даже иногда наш учитель истории, заходят в наш "английский клуб", мужской туалет, и мы обсуждаем все события, произошедшие за прошедший день, делимся впечатлениями о новых законопроектах. Очень много ребят из нашего класса смотрят на РЕН ТВ очень известную программу "В пролете". С подачи одноклассников я посмотрел ее раза два и не очень понял, о чем эта программа. Еще одно "великолепное" шоу, которое начали крутить по МТВ, это "Давай на спор". Я не могу поверить, что человек способен облизать грязный ботинок за 25 долларов. Я бы этого не сделал и за тысячу. Во-первых, это унижение, а во-вторых, это просто омерзительно.
Ладно, закончим о противном. На телевидении мне нравятся разные юмористические программы. Я очень люблю КВН, особенно когда выступают команды с двухлетним стажем, они не так пошлят, как молодые команды. Я считаю, что на пошлости далеко не уедешь. Я очень не люблю программу "Аншлаг". Противные люди сидят и пытаются играть на людских низменных страстях. Неинтересно и очень пошло. Задорнов теперь прогнулся под нашу власть и когда он выступает, слушать просто скучно. Если раньше он высмеивал недостатки нашей власти, то теперь он стал блеклым и пустым, и уступил место пошлякам без ума и таланта. Мне очень нравятся программы "Тушите свет" и "Бесплатный сыр", хотя это, скорее, издевательско-аналитические политические программы. В них, как в увеличительное стекло, видны все промахи и глупости нашего государства и правительства. Недавно появилась новая программа "Кремлевский концерт". Это тоже ярко выраженная сатира. Но, к моему большому сожалению, "Куклы" сдали под напором цензуры. Недаром их перенесли на 12 часов ночи.
Я и мои друзья от 14 до 16 лет смотрим "ящик", конечно, меньше, чем люди, которые старше нас года на три или на четыре, но больше, чем родители - от 34 до 45 лет. Основная причина, почему мы смотрим телевизор - развлекаловка, вот и все. Больше от жизни нам ничего не надо. Это мнение принадлежит не мне, а большинству родителей. Они просто не понимают нас, потому что у нас формируются другие приоритеты, быть "крутым" и не отставать от моды, не сильно выделяться на фоне толпы, так как сейчас за слишком сильную экспрессивность в одежде и внешнем виде могут в милицию загрести, но при этом не быть, как все.
Алексей Соколов, 15 лет, специально для программы "Смотрим телевизор".
Анна Качкаева: Как вам, Элла?
Элла Митина: По-моему, здорово. Во-первых, не было ни одного слова о детском телевидении, что замечательно. Да это и смешно - требовать от 15-летнего подростка, чтобы он смотрел какие-либо детские программы. Во-вторых, по-моему, это очень зрелый, очень интересный и критично смотрящий на жизнь человек. Человек, взрослый человек, не нуждающийся в каком-то специальном приспособлении для него. А мы, в общем, получили то, что должны были получить.
Анна Качкаева: Ну да, что сверстники Алексея вряд ли делят телевидение на детское и недетское.
Элла Митина: Они уже не дети.
Анна Качкаева: Уже вполне сформировавшиеся люди. У нас звонок. Добрый день, представьтесь пожалуйста.
Слушательница: Телевизор вообще противопоказано смотреть много, потому что возбуждает нервные клетки, и, понятно, нейроны не дают спать по ночам, и, в общем, очень много ужасов снится ночью детям, я знаю, маленьким. Мы попробовали смотреть "Спокойной ночи, малыши", там совершенно жуткий вот этот американский сериал со страшными рожами и с убийствами. Поэтому я просто ищу мультфильмы, старые сказки, пишу их на видео, и вместо вот этой "Спокойной ночи, малыши" - маленький мультфильм, вот так изредка, вот детские сказки Роу по телевизору.
Анна Качкаева: А вашей внучке нравится, или она все-таки, когда попадает на то, что вы называете жутью, прилипает и к жути?
Слушательница: Она прилипает. Она прилипает ко всему. И эти Хрюни, вот эти страшные для маленького ребенка Хрюня и Степаша... В общем, она прилипает к телевизору мгновенно.
Анна Качкаева: А вы сами хотя бы раз до конца посмотрели эти сериалы?
Слушательница: Да.
Анна Качкаева: И что вам там не понравилось, почему вы считаете, что это вредно?
Слушательница: Вот эти именно вот маленькие выдержки из сериалов "Спокойной ночи, малыши"?
Анна Качкаева: Да.
Слушательница: Там постоянная агрессия идет. Они строят страшные рожи, друг другу угрожают и постоянно стараются друг друга уничтожить. В общем, это заканчивается довольно-таки терпимо, но все равно каждый раз какое-то размазывание по стенкам, я вообще диснеевские мультфильмы не люблю. Они все с агрессией.
Элла Митина: Вы знаете, мы часто навязываем детям свое мнение и свое представление о том, что для них хорошо и что плохо. Наверное, в некоторых случаях это необходимо. Совсем необязательно ребенку смотреть, как по стенке летят мозги, безусловно. Но в то же время вот это представление о том, что детишкам понравится, а детишкам не понравится, приводит к тому, что вот... Почему, например, отмирают передачи. Давайте будем объективными. Потому что взрослые имеют свое представление о том, что очень бы хорошо детишкам 5 лет, детишкам 10-15 лет, а они в это время на это плевать хотели, и взрослые не поспевают за миром детей.
Анна Качкаева: У нас есть еще одно мнение барышни, которую мы записали буквально накануне этой программы. В эфире девятилетняя Аня Шанкарецкая:
Аня Шанкарецкая: Сейчас я смотрю канал "Fox kids" по НТВ-плюс. Когда мне было 6 лет, мне нравился канал "Никелодеон", но там потом пошли неинтересные уродливые мультики. Вскоре появился "Fox kids", я попробовала посмотреть его, некоторые мультики мне не очень понравились, но многие я люблю. Вот, например, мультфильм "Тик-герой". Главный герой в этом мультике - совершенно глупый человек. Он даже не человек, а супергерой. Но хотя без своего напарника и друга он бы ничего не смог. Говорит он всякие глупости, и мультфильм совершенно неинтересный получается. Очень долго шел по НТВ "Человек-паук". Это, наверное, мой самый любимый мультик. Это мультик самый нормальный, самый натуральный, хотя сделан на компьютере, но зато сделан очень хорошо. И еще канал "Детский мир" - на нем иногда идут интересные фильмы. Иногда там мне попадаются фильмы, которые я смотрю с большим интересом. Тут я в первый раз увидела фильм: "Чудак из пятого Б". Мне он очень понравился, и иногда я смотрю "Детский мир".
Теперь я хочу сказать, как я оцениваю эти каналы. "Никелодеон" я оцениваю очень низко, "Fox kids" - ну, более-менее, "Детский мир" - у этого канала самая высокая оценка. Этот канал самый приличный, так сказать, интеллигентный. Некоторые каналы, которые я смотрю, и которые мне так нравятся, родители мне говорят, что там показывают всяких уродов, и лучше не смотреть. Но некоторые мультфильмы, про которые родители говорят, что не надо смотреть, мне это нравится. Родители мне говорят, чтобы я смотрела русские народные сказки. Но кроме этого я могу и смотреть на "Детском мире" фильмы черно-белые и старые, которые нравятся моим родителям.
На обычных каналах мне нравится ТВС, ТВЦ и РЕН ТВ. На РЕН ТВ есть мультики. Если у нас не работает НТВ-плюс, то там можно посмотреть те же мультики, что идут на "FOX kids". На ТВЦ довольно много интересных детских программ. Например, там есть одна программа, сделанная на компьютере. Ты ходишь по компьютерному лабиринту, и команда говорит тебе, что надо делать - прыгать, стоять сейчас, куда идти. И таким образом ты должен угадывать слово, а потом предложение. Еще там идет фильм про двух мальчишек, попавших в сказку. С ними происходят все чудеса.
Аня Шанкарецкая, 9 лет, специально для программы "Смотрим телевизор".
Анна Качкаева: Возможно, для громадной страны, где телевизионно-кабельное изобилие еще не норма, это мнение не очень распространенное, потому что Аня смотрит пакет спутниковых каналов "НТВ-плюс". Но оно показательно в том смысле, что специальные детские каналы, видимо, все-таки нужны.
Элла Митина: Показательна запись этой девочки не только потому, что, безусловно, нужны детские каналы, безусловно, а еще и потому, что даже 9-летние дети отбирают то, что современно сегодня. Она смотрит, чтобы сделать приятное маме с папой, старые фильмы. Особого восторга не выражает, но не плюется. То, что было сделано хорошо, оно и хорошо. И я что хочу сказать, вы можете издавать тысячи указов о том, что нужно 7 процентов телевидения детского, наказывать, снимать с работы начальников - это все равно, что заставлять рыночные отношения на нашем обычном рынке выстраивать путем указа - не пройдет. Это надо сделать, чтобы это было выгодно тем, кто производит эти фильмы. Тогда люди будут понимать, что сейчас будут, грубо говоря, кушать дети, то есть, смотреть, может быть, надо разрешить рекламу, может, надо сделать специальный канал, надо быть современным современному ребенку.
Анна Качкаева: У нас еще один звонок, добрый день, представьтесь пожалуйста.
Александр Северов: Добрый день, Александр Северов, 64 года. Понимаете, до каких пор будет торжествовать все-таки или преобладать ханжество в отношении детей, в том числе и на телевидении? Надо им показывать только светлое, такое, понимаете, благородное и прочее. Дети должны, в принципе, разумеется. с определенными ограничениями, видеть все. И трагедии, и драмы, и даже, если хотите, секс. в подобающем виде. Такое впечатление, что если дети увидят какую-то любовную сцену, они в 8 лет, извините, займутся любовью. Я помню, как я в детстве посмотрел первый раз герасимовский "Маскарад". Там убийство, между прочим, и жуткое убийство - что это меня потряс фильм, хотя я почти ничего, конечно, глубинно не понял. Надо не делать детей чистюлями и стерильными, иначе, а что мы получили, это было при советском режиме, а что мы получили? Ничего. Мы имели и получили то, что получили. Наоборот, ханжество приводит к обратному, я убежден.
Элла Митина: Я думаю, что вопрос ханжества на нашем телевидении давно решен кардинально. Дети смотрят с утра до вечера то же, что смотрят взрослые, то есть, море крови, того же секса, все, что хотите. Другое дело - уже идет вопрос воспитания в семье - давать это детям смотреть, как это оценивать. Дело не в этом. Дело в том, что, наверное, нужно кардинально поменять взгляд на детское телевидение. Оно не должно быть действительно ханжеским. Мы с этого начали, что не надо диктовать детям свои старые убеждения, надо идти за ними. И дети действительно гораздо умнее, чем мы о них думаем, что показали вот эти записи. Если мне будет позволено, я пару слов приведу из своей практики. У меня была такая программа "Детский вопрос" на РЕН ТВ, я страшно ее любила, потому что я каждый день пять раз в неделю снимала детей от 4 до 6 лет, и они отвечали на самые сложные вопросы бытия, о смерти, о любви, о мужчине и женщине, как ты будешь воспитывать своих детей. И однажды мы задали вопрос, что такое любовь. И там вдруг дети отвечают, когда мама любит ребенка, когда я котенка люблю. Неинтересно, я уже выхожу, думаю, ничего не нашли, стою такая грустная около детских раздевалочек, подбегает ко мне мальчик, самый неинтересный, и говорит: "Тетя, а можно я вам скажу, что такое, на самом деле, любовь"? "Ну, скажи". "Только вы сейчас не снимаете"? "Нет, не снимаю, видишь, камера зачехлена". "Знаете, что такое любовь, это когда тетя с дядей, - и он называет, значит, полным словом, что тетя с дядей делают". Понимаете, он все знает, ему 7 лет уже этому мальчику, он уже был постарше, уже все знает, они все давно прошли. Теперь только вопрос, как это рассказать, какими средствами. Я совершенно согласна с этим человеком - о ханжестве.
Анна Качкаева: У нас еще один звонок, добрый день, представьтесь пожалуйста.
Николай Степанович: Здравствуйте, Николай Степанович. Будьте любезны, вот Элла Митина говорит о необходимости всячески расширять и увеличивать объем специализированных программ для детей. Я напомню Элле Митиной, что если она попытается вспомнить свои впечатления детского возраста, она ничего не вспомнит. Так же, как и мы все. Это очень короткий период. И для детей специально придумывать, искусственно какие-то программы - ну, не соответствует это реальности, развитие детского возраста прекращается где-то уже в 6-7 лет. А далее интеллект достигает уже такой зрелости, что он может воспринимать вещи наравне с прочими окружающими возрастами.
Анна Качкаева: Не знаю, как Элла, я не соглашусь, потому что я в своем детстве помню, например, "АБВГД-ейки", "Выставку Буратино", "В гостях у Сказки", да, это было лет, наверное, до 9, но, тем не менее, вот эти оселочки детского телевидения, правда. тогда на просторах страны не было такого изобилия телевизионного, но все-таки телевидение было. На Западе в этом смысле целая индустрия существует. Та же "Улица Сезам", которая адаптируется к 20-30 языкам по всему свету, тот же "Дисней", и так далее. Японцы...
Элла Митина: Безусловно. Конечно, лет до 10 дети еще наши, и мы обязаны что-то давать им. Есть такие элементарные вещи, как, например, правила жизни, как жить, как себя вести, это же необязательно передачи, в которых игрушки и дети там развлекают. Есть еще, например, познавательные программы, которые требуют самых больших средств. У нас была прекрасная познавательная программа.
Анна Качкаева: Кстати, я должна сказать, что и Аня, и Алексей отвергли именно то, что не способствует познанию, узнаванию, некоей социализации, пошлость и дурь, или какое-нибудь откровенное хамство.
Элла Митина: А того, что есть - нет. Нет познавательных, нет социальных передач, где бы они были в своей среде. Другое дело - я в сотый раз хочу повторить, надо найти тот язык, который им интересен, а не который нам интересен, нам удобен, нам понятен. с высоты наших прожитых печальных лет.
Анна Качкаева: А что это за язык, с точки зрения телевидения?
Элла Митина: Во-первых, это современный язык. Обратите внимание, вот эта девятилетняя девочка. она говорила о передаче "Лабиринт". Она уже сделана современным языком. Почему пользуется успехом "Улица Сезам"? Во-первых, это вложенные деньги. Детские передачи - это большие деньги. Знаете, как шоу бродвейское, надо не жалеть, не жалейте заварки - и все будет хорошо.
Анна Качкаева: В заключение первой части программы я хочу вспомнить фразу детского, хотя он таковым себя не называет композитора Георгия Гладкова, который автор знаменитой "Пластилиновой вороны" и много чего, он говорит, что писать для детей - это то же, что писать для взрослых, только гораздо труднее.
Гость московской студии Радио Свобода - Элла Митина, документалист, режиссер и автор многочисленных детских программ - "Детский вопрос", "Советские сказки до 16", "Волшебный чемодан" и, я знаю, фильма "Свои-чужие", который вы сейчас показывали в Америке?
Элла Митина: Да. Этот фильм не новый, он снят несколько лет назад. На самом деле, у меня множество фильмов документальных о детях, и последний фильм, который показывали на "Сталкере", тоже посвящен детской проблеме, назывался он "Мы тоже человеки".
Анна Качкаева: Мы продолжаем разговор о детском телевидении или телевидении для детей. С определением мы с Эллой так и не определились, в общем, наверное, это и не нужно, потому что наши слушатели в предыдущем часе и наши молодые авторы, в общем, совершенно определенно высказались в том смысле, что телевидение бывает интересным, или неинтересным. Напомню, специально для этой программы я попросила нескольких московских школьников ответить на вопросы, что они смотрят по телевизору и как оценивают телевидение современное. Родители в их творчество не вмешивались, материалы Ани Шинкарецкой и Алексея Соколова мы уже слушали в первой части программы, а теперь в эфире Мария Кузнецова:
Мария Кузнецова: На самом деле, мы мало чем отличаемся от взрослых людей. Нас также отталкивает тупость и пошлость некоторых передач. Нам нравятся красивое кино и качественные программы. Не могу сказать однозначно, нравится мне современное телевидение или нет. Есть свои минусы, но также есть и плюсы.
Начну с минусов: некоторые программы, особенно на дециметровых каналах, раздражают своей тупостью, глупостью, пошлостью, и в то же время полной уверенностью их авторов и ведущих, что их проект - шедевр. Также раздражает поведение некоторых ведущих на музыкальных каналах, особенно на МУЗ ТВ, я не хочу никого обидеть, но это правда, которые, проработав месяц или два на телевидении, уже считают себя Киселевыми и Сорокиными. Это видно во всем, что они делают, в их поведении, в их манере говорить, как они общаются со зрителями, позвонившими в студию. Но, кстати, хочу сказать, что если многие считают, что на музыкальных каналах 24 часа в сутки играет только одна музыка, это неправда. 50 процентов эфирного времени занимают программы, вообще не связанные с музыкой, иногда. Например, на МТВ, моем любимом музыкальном канале, который создан по аналогу американского канала, очень много программ, в которых обсуждаются проблемы современной молодежи, одна из самых лучших из них, как я считаю, проект Тутты Ларсен "Разум и чувства", на котором обсуждаются самые важные проблемы современного молодого поколения, и, например, 1 декабря, во всемирный день борьбы со СПИДом, весь день крутили передачи, связанные с этой проблемой. Показывали клипы музыкантов, которые болели СПИДом, в общем, я думаю, это было полезно для всех, кто включил в этот день МТВ.
Также очень пугает резко возросшее количество ток-шоу типа "Моей семьи" и "Окон". Потому что надоело слушать тот бред, который приглашенные люди впаривают как чистую правду. Если многие считают, что нет людей, которые во все это верят, то хочу сказать, что такие люди есть. Они верят во все, что говорят приглашенные актеры с улицы практически, они им сопереживают, дают серьезные советы. И то, что касается реальных шоу, таких, как "За стеклом" и "Последний герой". Сначала это было интересно. Я не пропускала ни одного выпуска "За стеклом". Потом все это бурно обсуждалось с моими друзьями. Теперь уже почти никто не смотрит эти шоу, потому что стало скучно, все повторяется.
Но хочу теперь сказать, что очень рада появлению большого количества нового красивого кино. Вечерами не скучно. Есть что посмотреть, есть большой выбор. Насчет аналитических программ не могу ничего сказать, потому что почти их не смотрю. Но если вдруг наткнусь на какую-нибудь из них, то, может, даже заинтересуюсь и досмотрю до конца. Хочу сказать огромное спасибо отдельное Леониду Парфенову за внедрение Масяни в массы.
Делится или не делится телевидение по возрасту? Наверное, делится. Есть специальное детское телевидение, подростковое, взрослое. Но как еще раз хочу напомнить, молодежь - у них у всех разные вкусы, у нас разные интересы, предпочтения, увлечения, мне, может, нравиться одно, а моей однокласснице совершенно другое. Поэтому, возможно, для кого-то телевидение вообще не делится.
Мария Кузнецова, 16 лет, специально для программы "Смотрим телевизор".
Анна Качкаева: Вот еще одно такое мнение.
Элла Митина: Я думала, что если сделать такую рубрику, была бы такая рубрика - "Мнения детского народа" - я думаю, это очень бы остудило головы тех, кто делает телевидение, и думает, что знает, что нужно подростку, что нужно ребенку. Вот что ему нужно - нужно просто качественное телевидение.
Анна Качкаева: И лишний раз все трое наших авторов сказали собственно, что на национальных каналах они ничего об этом не говорили, но понятно по их интересам. Они находят где-то на нишевых каналах для себя нужные программы, а национальные каналы их не только не удовлетворяют, там, как я понимаю, на первом канале вообще не осталось программ, а со "Спокойной ночи, малыши" что-то происходит, на мой взгляд, экстравагантное. То у нас дочь главного режиссера страны, то теперь главная красавица.
Элла Митина: Происходит то, что происходит везде. Искусство и интересы дела, я думаю, здесь имеют самое последнее значение. Почему стала дочь Михалкова - позволю себе дать оценку - человек, не талантливый и не детский, потому что детские программы для совсем маленьких детей все-таки должны вести люди детские, это особый тип человека. С этим надо родиться. А будет ли хороша наша первая красавица - не могу сказать. Я ее еще не видела. Может, она будет талантливым человеком, не знаю. Не будем заранее ставить никаких оценок.
Анна Качкаева: У нас звонок, добрый день, представьтесь пожалуйста.
Александра Сергеевна: Я из Москвы. Я хотела поблагодарить автора кино "Мы тоже человеки". Очень большое спасибо.
Элла Митина: А вы видели?
Александра Сергеевна: Да, я видела на "Сталкере", фильм очень хороший,
Элла Митина: Спасибо, как приятно.
Александра Сергеевна: Но очень тяжелый, потому что там обездоленные дети. Спасибо вам большое!
Элла Митина: С ума сойти. Спасибо большое! Вот, никогда не знаешь, кто тебя смотрит, кто тебя слушает.
Анна Качкаева: Может, вы скажете несколько слов слушателям о том, что это за фильм.
Элла Митина: Да, вот мы сняли на нашей студии при содействии телекомпании "Интерньюс" множество фильмов. Последний называется: "Мы тоже человеки". Да, там и о обездоленных детях, и о брошенных, знаете, это все-таки фильм не о социальных проблемах, а о детской душе, которая остается с этими социальными проблемами, это так же, как и наш первый фильм "Свои-чужие", якобы, о национальных проблемах, он действительно о них, но это, прежде всего, о детской боли, мимо которой проходят, как мимо мусора, о всех этих детях, которые шляются по улицам, брошены в детдомах, они получают какую-то заботу, но а что остается за этим.
Анна Качкаева: А такие фильмы - это фильмы для детей, или, все-таки, для взрослых?
Элла Митина: Конечно, это фильм о детях, а не для детей, потому что все программы, созданные для детей, они делятся, во-первых, по возрастам. И, во-вторых, есть фильмы о детях, и о них тоже должен кто-то думать.
Анна Качкаева: Кстати, агентство "Интерфакс" сообщило, это собственно было ожидаемо, что будет скоро принято принципиальное решение о создании федерального спортивного телеканала. Даже, наверное, до Нового года. Идут переговоры между компанией "Семь-ТВ", это спортивный канал, Госкомспортом и ВГТРК, и что к Новому году они будут завершены, и, наверное, у нас появятся все возможности, чтобы "Семь-ТВ" претендовало на федеральный канал по спортивной тематике. То есть, спортсмены пожаловались, президент у нас спортсмен, хорошо, и мы будем иметь федеральной спортивный канал. Неясно, на какой частоте. Видимо, на частоте "Семь-ТВ", а ВГТРК его будет укреплять. Вот с детским каналом у нас ничего такого не получается.
Элла Митина: Во-первых, по телевизору можно оздоровить человека, показывая ему спортивную программу, видимо, так. Во-вторых, дети, я думаю, у наших всех людей, которые отвечают за это, выросли, новые еще не народились, как народятся, так будут думать, что смотрят их дети по телевизору. Потом - невыгодно, все дело в банальной выгоде. Спортивный канал - это выгодно, а детский нет, в него надо вкладывать массу денег. А спортивный - что, включил, показал, как идут соревнования, в общем, затраты не такие большие, а отдачи много. Давай рекламу под спорт, одежда спортивная, инвентарь и так далее. А что дети - одни затраты. Понимаете, как на собственного ребенка - пока получишь отдачу.
Анна Качкаева: А вообще нужен федеральный детский канал? Во всем мире ведь они обычно на спутник, на кабель заводятся.
Элла Митина: Ну, весь мир нам не указ. У всего мира свой собственная гордость, у нас, как известно, своя гордость. У нас и каналов-то всего 5, 6. не так уж много каналов этих, не будем махать зря руками. Я считаю, что нужен. Либо у тех, кто делает передачи, должна быть материальная выгода. Потому что взывать к их душевной тонкости нет никакой возможности, ничего не выйдет. Президент уже издавал указ о семи процентах. И где эти семь процентов - покупаются мультфильмы, которые, к слову...
Анна Качкаева: Я напомню, 7 процентов - необходимое количество детского вещания в программах общенациональных каналов, за которые даже некоторые каналы получили предупреждения.
Элла Митина: Ой-ой... Я думаю, они все попадали в обморок, накупили дешевых мультфильмов, которые, могу приоткрыть тайну, иногда просто даются в нагрузку к пакетам с обыкновенными художественными фильмами. И таким образом все получается замечательно. Вроде выполнили программу, 7 процентов есть в виде мультиков и готовых фильмов, и не надо тратиться на создание новых передач. Пока не будут созданы условия выгодные для производителя, например, пусть разрешат рекламу. Как только разрешат рекламу в детских программах, я думаю, что дело сдвинется с мертвой точки.
Анна Качкаева: Вы сейчас, наверное, просто, я думаю, раздражаете некоторых наших слушателей. Потому что у нас недавно была программа о рекламе, резко против нее высказывались, в том числе против надоедливой рекламы пива и так далее, а вы говорите о рекламе в детских программах.
Элла Митина: Реклама рекламе рознь.
Анна Качкаева: Сейчас нам даже, я знаю, позвонили и сказали - как, вы разговариваете о детских программах, а в заставочном ролике вашей программы что-то такое про секс идет. Я скажу нашим уважаемым слушателям, что это кусочки из программ телевидения. Это картиночка о том, какое у нас телевидение.
Элла Митина: Что касается рекламы - конечно, там не надо рекламировать пиво, водку, сигареты, есть же детская реклама, есть шоколад, детское питание, есть детские прокладки.
Анна Качкаева: А медики скажут - как же так, это вредно.
Элла Митина: Кому?
Анна Качкаева: Детям - шоколад.
Элла Митина: А в промежуточное время его можно рекламировать? Какая-то у вас логика, Аня, странная.
Анна Качкаева: Это не у меня... У нас еще один звонок. Добрый день, мы вас слушаем.
Владимир: Здравствуйте, Владимир. Почему не снимают детской фантастики, отечественной? Западной много. Есть хорошая, есть плохая. А нашу - вообще, хотя и есть, что экранизировать, например, Булычев для детей, прекрасно писал в свое время.
Анна Качкаева: А вы что-то в детстве своем любили смотреть из фантастики нашей?
Владимир: До сих пор смотрю. Я бы хотел сказать, что вся наша классика привела к Октябрьской революции, а Жюль Верн - к научно-технической. И детям надо много читать фантастики, потому что это будущее.
Элла Митина: Ну, конечно, надо снимать. Не только фантастику, надо и сказки снимать, и про школу надо снимать, и про взаимоотношения в семье, да мало ли про что надо снимать. Ну как поется в одной песне: "Где деньги, Зин"? Кто же даст деньги на детское кино. Мы опять упираемся в одно и тоже.
Анна Качкаева: А кто может дать деньги на детское кино? Вот у нас в России?
Элла Митина: Вот мы Аня с вами сейчас вот говорили, что появляются фонды, которые, я, к сожалению, не тот человек, с которым надо говорить на тему денег. Но, может быть, надо давать какие-то льготы тем фондам, освобождение от налогов. Поощрять их всячески, опять же, должна быть заинтересованность. Человек, который имеет деньги, редко имеет ту самую милую славную душу, что просто расстается с деньгами. Он вначале эти деньги заработал, а теперь должен понять, почему он с ними должен расстаться.
Анна Качкаева: У нас еще звонок, добрый день, мы вас слушаем, представьтесь пожалуйста.
Георгий Николаевич: Георгий Николаевич, Подмосковье. Я хочу сказать, что я внукам своим рекомендую иногда успешно смотреть из "НТВ плюс" "Дискавери", четыре программы и "Анимал планет", замечательная и для всех возрастов. Но, понимаете, они смотрят тайком, потому что в окружении ведь модно сейчас "крутое", а это познавательность глубокая и ничего "крутого" там нет. И эта потаенность этой радости меня немножко тревожит. То же самое в отношении музыки, у меня замечательная библиотека, а вот эта сейчас модная обязательная музыкальная безграмотность, "крутое". Но на чем Швыдкой нас взрослых к революции призывает, променять все глубокое на пустое, бессмысленное и "крутое". Детей бы оставили в покое. Вот мое желание, чтобы их без этих самых "крутых" революций оставить. Спасибо огромное!
Элла Митина: Вы знаете, когда-то ведь революционеры тоже начинали с подполья. Может, они выйдут. К слову сказать, наш министр культуры - доктор искусствоведения, человек начитанный и образованный. И, я может, даже небольшой поклонник его передачи, но хочется верить, что он все-таки не призывает к бездуховности. А если ваши дети даже подпольно смотрят, то, что вам кажется важным - это замечательно. Почему у нас нет таких программ - опять же, детское телевидение требует огромных вложений, они должны быть сделаны.
Анна Качкаева: Да, потому что и "Улица Сезам", и "Дискавери",и те каналы, о которых вы говорите - это действительно каждый час такого эфира требует колоссальных затрат, работы не одного десятка людей, времени, иногда лет, чтобы сделать подобного рода программу.
Элла Митина: Знаете, там есть группа, которая отдельно работает, психологов, которые знают, что нужно для этого возраста, что для этого, отдельно по актерам, отдельно по сценариям. Там посмотрите титры, когда они идут в конце, там сотня людей указана. Это труд гигантского количества народу. Я знаю, что когда я работала в детских программах на разных каналах телевидения, принцип был один - давай подешевле, поскорее, если можно - вообще бесплатно. Постарайтесь на коленках сделать настоящее детское телевидение. Результат всегда один.
Анна Качкаева: Я понимаю, что вопрос во многом в деньгах, но все-таки, может, это и отношение тех, кто делает телевидение?
Элла Митина: Безусловно. Если они не выделяют деньги, значит, вот их отношение. Почему-то на всякие ток-шоу. я не буду повторяться это уже общее место - на них же находятся деньги. Понимаете это замкнутый круг. Была империя, да и в эту империю абсолютно блоком, системой входило идеологическое воспитание ребенка. И на это были пущены и поэты, и писатели, и художники, работали издательства, музыкальные издательства, музыкальные театры. Все закончилось, рухнуло все. Где сейчас эти поэты? Сейчас, например, Энтин с Тухмановым сделали совершенно замечательный детский цикл, и не один, с большой надеждой, что это будет продаваться, крутиться и слушаться по телевидению, вот, все дети смотрят мультики, а где наши-то мультики? Вы знаете, сколько стоит сделать один пятиминутный мультфильм? Полгода уходит на один мультик. А все продолжаем жить вчерашним запасом. Ну, кончится этот запас.
Анна Качкаева: А потом многие взрослые обижаются, естественно, на американские или иные фильмы, потому что им кажется, что они агрессивные, и этому подтверждение находится во многих западных исследованиях, потому что любая культура, в том числе мультипликационная, несет некую идеологию, образ жизни, ценности, и я с любопытством прочла, совершенно не в упрек этим мультфильмам, но три четверти рассмотренных диснеевских рассказов - они посвящены поискам золота. И там люди соперничают друг с другом ради денег и славы.
Элла Митина: Опять же, вы их ругаете, а свое-то где? Где свое?
Анна Качкаева: Что же, мы будем заканчивать. Я прошу вас рассказать хороший детский анекдот.
Элла Митина: Да. Есть такой анекдот. Я в программе "Детские вопросы" собирала детские анекдоты. Один из них такой очень современный: "Иван Васильевич говорит: Петька, белые в городе. Ничего, как-нибудь отобьемся. Но они уже во дворе, как тут быть? А вот как - достает Василий Иванович эту белую штучку. Петька говорит - что это такое? А ничего, говорит, это, говорит, такая штучка, отобьемся. Что же это такое? "Always Plus" - лучшая защита в критические дни".