Политолог Каха Гоголашвили – о компромате на Нино Бурджанадзе

Каха Гоголашвили

Власти Грузии обнародовали материалы, компрометирующие организаторов недавних акций протеста в Тбилиси.

Сначала появилась запись разговора Нино Бурджанадзе с сыном: они обсуждают, что для достижения целей оппозиции допустимы "египетский сценарий" и гибель 100-500 человек и подсчитывают, сколько в стране пророссийски настроенных граждан. В другой распространенной МВД Грузии видеозаписи один из лидеров оппозиции, генерал полиции в отставке Гия Учава рассказывает о подготовке боевых отрядов для организации провокаций и массовых беспорядков. Обнародована также запись встречи руководителей отрядов "Давших клятву" с участием мужа Нино Бурджанадзе Бадри Бицадзе. Участники беседы обсуждали методы будущего силового противостояния с властями. Михаил Саакашвили обвинил организаторов акций протеста в "попытке развития событий по сценарию, написанному за пределами Грузии".

Убедительны ли предоставленные властями доказательства, что Нино Бурджанадзе и ее соратники готовили силовой захват власти? Размышляет тбилисский политолог, эксперт Института стратегических и международных исследований Грузии Каха Гоголашвили:

– Эти записи подтверждают, что такой вариант обсуждался, но трудно сказать, были ли они готовы осуществить силовой захват власти именно 25 или 26 мая. Пока что фактов недостаточно. Но я думаю, что после появления этих записей большинство населения убедилось в том, что вариант обсуждался, они об этом беседовали и строили планы.

– Как сказалось обнародование этих материалов на отношении к оппозиционным лидерам?

– Ни у Бурджанадзе, ни у других лидеров, которые поддерживали ее в этой акции, никогда не было высокого рейтинга. У них очень маленький электорат. Я думаю, что отношение их сторонников к ним вряд ли изменится. У остальной, большей части населения Грузии никогда не было доверия к партии Бурджанадзе и к ней самой, как к политическому лидеру.

– Почему же они были так уверены, что созрела предреволюционная ситуация и они смогут быстро ее возглавить?

– Я думаю, что это иллюзии, которыми они друг друга подпитывали. И это еще раз убеждает нас, что они надеялись на внешнюю поддержку. Потому что без сильной внешней поддержки им бы не удалось захватить власть. Это единственное, на что их рассуждения нас наталкивают, хотя из записей эта картина полностью не вырисовывается.
Они надеялись на внешнюю поддержку. Потому что без сильной внешней поддержки им бы не удалось захватить власть

– Так можно ли доверять словам Михаила Саакашвили, который постоянно в последние дни говорит, что за всем стоит Россия, ФСБ и лично Путин?

– Это ведь не первый случай. Мы знаем, что Россия и российские власти поддерживают многих оппозиционеров в Грузии. Вполне логично, что поддерживают и Бурджанадзе. Мы знаем послевоенные визиты Бурджанадзе в Москву, знаем, как ее принимали; теперь пришло время использовать московский ресурс для политической борьбы. Думаю, что есть убедительные доказательства, что такая связь существует.

– В этих сюжетах постоянно возникает фигура Бадри Бицадзе, мужа Нино Бурджанадзе, как главного заговорщика. Какую роль он играет в политической жизни Грузии?

– В политической жизни Грузии он практически никакой роли не играет. Это просто муж Нино Бурджанадзе, который часто появляется вместе с ней. Он не выступает с политическими заявлениями, его никто не считает политическим деятелем. Просто он поддерживает свою жену и, возможно, берет на себя какие-то логистические, практического характера вопросы, но никак не идеологические, и не является фигурой, за которой могут следовать люди и поддержать его как лидера.

– Но вокруг него группируются недовольные отставные офицеры, такие как выступивший сейчас с признаниями бывший генерал полиции Гия Учава?

– Да, у него есть большие знакомства и связи среди бывших сотрудников силовых структур. Он может помочь жене выйти на этих людей и собрать их вокруг себя. Но я не могу сказать, насколько масштабный характер это имеет и насколько ему удалось собрать бывших сотрудников силовых структур и мобилизовать в партию своей жены. Объективных данных по этому поводу у меня нет.

– Убедительные ли, на ваш взгляд, представленные властями доказательства, что оппозиция виновна в гибели людей в ночь на 26 мая?

– Одного полицейского точно задавила машина эскорта Нино Бурджанадзе. Это случилось до начала разгона демонстрации, за 10 минут до того, когда лидеры покинули площадь на большой скорости. Один из водителей признался, что задел полицейского, а потом другая машина его переехала. Что касается другого полицейского, то о его судьбе сведения противоречивые. Даже сообщалось, что будто бы он жив. Но одного полицейского точно не удалось спасти.

Фрагмент программы "Итоги недели".