Финансовый аналитик Андрей Сотник – об отмене IPO "Домодедово"

Андрей Сотник

Аэропорт "Домодедово" отказался от проведения первичного размещения акций, в ходе которого планировалось продать до 20% акций компании. Как говорится в официальном сообщении аэропорта, IPO откладывается "из-за неблагоприятной конъюнктуры".

Напомним, что некоторое время назад "Домодедово" впервые опубликовало информацию о своих реальных владельцах. Согласно данным компании, крупнейшим российским аэропортом единолично владеет Дмитрий Каменщик. Указано, что эмитентом депозитарных расписок станет DME Ltd с острова Мэн - воссозданная недавно головная компания группы "Ист Лайн". Параллельно российские правоохранительные органы, исполняя поручение президента Медведева, выясняли бенефициаров "Домодедово" по своим каналам. Это произошло после теракта в аэропорту.

Почему собственники аэропорта отказались от IPO? Версия финансового аналитика Андрея Сотника, который ранее опубликовал на сайте РС комментарий о структуре собственности столичного аэропорта.

- Прежде всего, я бы обратил внимание на то, откуда мы узнали про IPO аэропорта "Домодедово". На сайте Лондонской фондовой биржи появился пресс-релиз компании, в котором было прямо написано: крупнейшим российским аэропортом единолично владеет Дмитрий Каменщик. В этом документе именно Каменщик назван конечным бенефициаром 100 процентов акций компании DME Ltd, зарегистрированной на острове Мэн. Итак, кого мы должны благодарить за нашу информированность? Исключительно законодательство Великобритании, согласно которому процедура по торгам на Лондонской бирже сопровождается обязательным раскрытием информации. Исключительно благодаря этому в России узнали от представителей "Домодедово" очередную версию того, кто является реальным владельцем аэропорта. Подчеркну – очередную версию. Не уверен, что окончательную.

То есть у вас есть сомнения, что эта информация исчерпывающая?

– Отмена IPO доказывает, что предоставленная информация оказалась, скорее всего, недостаточно "прозрачной". Думаю, это обнаружили те, кто был привлечен к организации IPO – такие тяжеловесы, как Goldman Sachs, J.P. Morgan, Morgan Stanley и Citigroup. Ранее источники в российской компании говорили, что размещение IPO будет проходить тихо, акции будут размещены среди закрытого пула инвесторов, так как акционеры аэропорта не хотят привлекать к нему внимания. Однако не получилось. И собственники аэропорта, и компетентные английские надзорные органы вынуждены были отказаться от такого IPO – очередная версия о новом 100-процентном собственнике, полагаю, не сняла вопросов.

Но, может быть, российские правоохранительные органы сумеют прояснить ситуацию? Ведь и российский президент требовал раскрыть имена реальных собственников.

Ну что из того, что такое президентское поручение было? Эффективность таких поручений, как правило, нулевая. Вот и в нашем случае… Что установили российские прокурорские? Генеральная прокуратура сообщала, что крупнейший аэропорт "Домодедово" управляется иностранными компаниями из офшоров и скрывает реальных собственников. Вот, собственно, и все.

Кому принадлежит офшор, Генпрокуратуре установить не удалось?

Ничего удивительного. В России даже Генеральная прокуратура не умеет вести цивилизованный сбор документальных доказательств в ситуации, когда надо установить того или иного бенефициара. В отличие от соответствующих западных структур. Вот почему у российских собственников будут постоянно возникать проблемы с IPO и прочими процедурами, которые требуют абсолютной прозрачности бизнеса.

Вы полагаете это не частный случай?

Конечно, нет. Это абсолютно типичная ситуация. Российские власти не в состоянии установить реальных собственников сотен и сотен тысяч предприятий, ведущих бизнес в стране. Тем более забавно слушать заключения российских правоохранительных органов по таким сложным структурам, как ЮКОС, которые намного сложнее аэропорта.