Бензину приказано сидеть дома

АЗС ожесточенно борются за место под солнцем

Правительство России продлило на июнь действие повышенной – фактически, запретительной – пошлины на экспорт бензина, введенной с начала мая из-за возникновения дефицита нефтепродуктов в некоторых регионах. Сообщается, что ее ставка составит почти 416 долларов за тонну против более чем 408 долларов в мае. Таким образом, пошлина на экспорт бензина в июне останется на уровне 90 процентов от ставки пошлины на экспорт нефти, которая в следующем месяце увеличится до 462,1 доллара за тонну.

Фактический запрет на вывоз бензина из России, поддержанный другими мерами властей в отношении производителей нефтепродуктов, признают эксперты, в целом ликвидировал нехватку топлива на автозаправках. Тем не менее, продление на месяц повышенных экспортных пошлин, как считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, является хоть и локальным, но верным решением:

– Как тактическая мера – это правильно, поскольку рынок сейчас еще в достаточной мере не насытился топливом. Но, конечно, это целиком проблему не решит. Все равно остается главная причина всех бед: попытки административного регулирования цен в условиях предвыборного года. Правительство очень хочет, чтобы розничные цены не росли, поэтому предпринимает разные, в том числе и непопулярные в бизнесе меры - замораживание, регулирование или контроль над ценами. Пока эта основная причина не исчезнет, у нас все равно будут сохранятся признаки дефицита…

Как и некоторые другие эксперты, Евгений Аркуша уверен: весенний дефицит бензина в России возник по вине властей, которые добивались от производителей топлива снижения цен. В итоге крупные вертикально-интегрированные компании, работающие по всей цепочке, от добычи нефти до розничной продажи продуктов из нее, выполнили указание правительства, но, по сути, отказались продавать бензин независимым АЗС.

Евгений Аркуша продолжает:

– В отличие от оптового рынка, где конкуренции нет, розничный рынок – достаточно конкурентный. Государственные нефтяные компании, получающие топливо от своих головных подразделений по низким оптовым ценам, удерживают и низкие розничные цены. Но в условиях конкуренции независимые автозаправочные станции вынуждены также держать низкие цены в рознице, несмотря на то, что покупают топливо у тех же нефтяных компаний задорого. В условиях административного давления такие перекосы в конце концов трансформируются в дефицит предложения на рынке, – объясняет президент Российского топливного союза.

Независимые автозаправочные станции занимают в России достаточно большую долю рынка – примерно 40 процентов.

– Доля АЗС вертикально-интегрированных нефтяных компаний составляет около 60 процентов. И она увеличивается, поскольку компании поглощают независимые АЗС, находящиеся на привлекательных участках рынка. В то же самое время независимые АЗС, которые находятся в удалении от потребителей, либо закрываются, либо банкротятся. Но, по сути, они не могут оказывать никакого значимого влияния на цены, потому что большую часть нефтепродуктов покупают у вертикально-интегрированных компаний, – говорит аналитик инвестиционной группы "КапиталЪ" Виталий Крюков.

Именно независимые АЗС в результате возникновения дисбаланса цен в оптовом и розничном сегменте рынка и испытали нехватку топлива. Введение повышенных пошлин на экспорт бензина, как считают эксперты, в какой-то степени позволило вновь сделать рыночным принцип формирования цен на топливо и сократить его дефицит, прежде всего, на независимых автозаправках. Однако, как утверждает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, это произошло только в бизнесе частных нефтяных компаний:

– Ситуация стабилизируется, многие нефтяные компании, в которых нет государственного участия, ведут себя достаточно рыночно: у них высокие как оптовые, так и розничные цены, что соответствует экспортной альтернативе. А государственные компании ведут себя по-другому: у них достаточно низкие розничные цены, низкие оптовые цены для себя, но высокие – для независимых трейдеров. Это и создает на рынке ценовой дисбаланс, – поясняет Аркуша.

Занимаясь с административным и таможенно-тарифным регулированием внутреннего топливного рынка, российские власти параллельно уже не один год размышляют о возможных структурных реформах в российской нефтепереработке. Сначала они хотели законодательно трансформировать бизнес вертикально-интегрированных нефтяных компаний, выделив из него розничную продажу топлива. Однако, по словам аналитика инвестиционной группы "КапиталЪ" Виталия Крюкова, предлагаемое решение было весьма спорным:

– Я не вижу смысла отделять АЗС от нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), от добычи нефти, поскольку такая форма бизнеса доказала свою эффективность. В противном случае, думаю, мы можем потерять в качестве нефтепродуктов. У нас, по сути, нет независимых НПЗ, где независимые АЗС могли бы покупать нефтепродукты. Если эти НПЗ останутся в структурах вертикально-интегрированных нефтяных компаний, а АЗС будут отделены, то цены останутся такими же, но качество может упасть, – прогнозирует Виталий Крюков.

В российском правительстве не исключают возможности создания в стране производств по переработке углеводородного сырья, независимых от нефтедобывающих компаний. Эксперты считают такую идею разумной, но достаточно затратной как по стоимости, так и по времени.

– Сейчас выдвигается несколько идей: и о создании отдельного завода для независимой нефтепереработки и о допуске независимой переработки на существующие заводы. В принципе, это правильно. Но в любом случае это не быстро – на этой уйдет не один месяц, а, может быть, даже и несколько лет, – полагает Евгений Аркуша.

Официальной информации о майской динамике цен на бензин в России пока нет. За апрель же в розничном сегменте рынка они выросли менее чем на 1 процент, тогда как в оптовом – почти на 4 с половиной процента.