Лукашенко накормит страну социальными продуктами

Белоруссия содрогнулась от потребительского бума

Совет министров Белоруссии утвердил перечень социально значимых товаров, цены на которые будут регулироваться не менее 90 дней. В правительстве сообщили, что принятие постановления направлено на пресечение необоснованного роста цен на потребительские товары и услуги. Документ стал реакцией на требование президента Александра Лукашенко остановить рост цен после объявленной в стране 56-процентной девальвации белорусского рубля и последовавшей инфляции.

В правительственный перечень вошло 13 позиций: рыба живая и свежемороженая, сельдь соленая, сыры из коровьего молока, перловая, ячневая, овсяная крупы, овсяные хлопья, огурцы, помидоры, яблоки, бананы, лимоны, апельсины, кофе, чай, пищевая соль, субпродукты из говядины и свинины, мясо кур и цыплят, сосиски, вареные, кровяные и ливерные колбасы, синтетические моющие средства. Также установлено, что до 1 июля цены не могут превышать уровень, утвержденный по состоянию на 28 мая юридическими лицами и предпринимателями, производящими или закупившими эти товары.

Остановить цены, стремительно оторвавшиеся от зарплат после беспрецедентной по своим масштабам девальвации национальной валюты, потребовал от подчиненных Александр Лукашенко:

- Всякий рост цен должен жесточайшим образом пресекаться. Вот и вся рыночная мера. Повторите это тысячу раз из моих уст в средствах массовой информации: всякий рост цен должен жесточайшим образом пресекаться. Только с разрешения губернаторов и премьер-министра можно корректировать цены в сторону увеличения, если это надо. Но это нужно будет восьми человекам доказать (председателям облисполкомов и председателю правительства - РС) и получить разрешение.

За апрель-май торговая сеть пережила несколько волн покупательских набегов: сначала с полок магазинов исчезли сахар, соль, мука, гречка, подсолнечное масло. Потом дело дошло до телевизоров и крупногабаритной бытовой техники - холодильников, стиральных машин, газовых и электрических плит. Полки некоторых магазинов до сих пор зияют пробоинами - у кампаний-импортеров просто нет средств, чтобы завезти новый товар. Тот же товар, который все-таки поставляется, почти вдвое дороже. В одном из минских супермаркетов рассказали, что если до девальвации в расчетах с поставщиками они исходили из курса в пределах 3000 рублей за доллар, то сейчас – более 5000:

- И чтобы это не так било по карману нашего потребителя, на ряд товаров, например, на макаронные изделия, мы добавляем не 30%, а 20%. Конечно, это подрывает экономику нашего магазина, возможно, в какой-то степени отразится и на нашей зарплате. Но мы ведь тоже потребители, мы понимаем покупателей.

Посетители магазинов, прежде всего, продовольственных, от новых ценников в шоке. Когда заработки за один день в долларовом эквиваленте обесценились наполовину, стоимость основных видов продукции в такой же пропорции подскочила:

- У меня зарплата маленькая, я работаю воспитателем в детском саду, и бюджетникам еще, как я слышала, собираются на 12% ее урезать. Я вообще не знаю, как тогда буду жить.

- Теперь бананы ребенку – только по праздникам. Серьезно: стоили 5000 рублей, а сейчас – 13000. То же и со всем остальным

- По телевизору передали, что снизились цены на фрукты, на мясо, на колбасу, на куры. Ничего не снизилось…

Независимые эксперты попытки властей в очередной раз искусственно сдержать естественные процессы считают антирыночными и предрекают дефицит ряда товаров, ввозить которые станет попросту невыгодно. По мнению экономиста Сергея Балыкина, государству необходимо проводить грамотную макроэкономическую политику, а не накачивать экономику пустыми деньгами. Тогда население не будет стремиться избавляться от денег, вкладывая зарплату в товары.

Подобного мнения придерживается и финансовый консультант Сергей Чалый:

- Это все – административные костыли. Просто девальвацию не сделали на том уровне, на котором бы рынок ее принял, и все бы заработало – и импортеры, и государственный бизнес. Поэтому сейчас приходится принимать массу сопутствующих решений, и я думаю, что это не последняя ласточка; столько еще будет административных запретов, лишений, назначений специмпортеров. И дефицит, конечно, будет.

Острый финансовый кризис, который бушует в Белоруссии вот уже почти три месяца, породил не утихающий ажиотаж на валютном и потребительском рынках. Попытки Национального банка и правительства "регулировать" девальвационные процессы с помощью ограничительных мер, запрещающих банкам отклоняться во время сделок с наличной и безналичной валютой более, чем на 2%, исключают возможность формирования реального курса белорусского рубля на основе спроса и предложения. Как итог – отсутствие долларов, евро, российских рублей в пунктах обмена, паралич на межбанковской бирже, а также попытки населения во что бы то ни стало "овеществить" наличные деньги, стремительно теряющие в цене.