Посланцы Богдо-хана

Петербургский дацан посещает президент Монголии Элбэгдорж и глава буддистов Монголии Хамбо Лама Чойжамц. Это второй визит в буддистский храм Петербурга руководителя монгольского государства. Первый имел место почти сто лет назад. Монголия – буддистское государство, и вполне понятно желание главы страны побывать в самом северном дацане мира, тем более что судьба этого храма связана с историей российско-монгольских отношений.

В 1913 году, когда на 300-летие дома Романовых в Санкт-Петербург приехал глава буддистов России XII Пандито Хамбо Лама Итигэлов, вместе с ним в поезде из Верхнеудинска (так тогда назывался Улан-Удэ) отправились премьер-министр автономного монгольского правительства Сайн-Ноён Хан и министр иностранных дел Ханда-Доржи. Это была первая поездка представителей самостоятельной Монголии в Россию. Незадолго до этого монгольское национальное движение во главе с VIII Богдо-гэгэном (титул Богдо-гэгэн носит политический и религиозный руководитель Монголии) добилось фактической независимости своей страны от Китая. 29 декабря 1911 года в Урге прошла церемония возведения Богдо-гэгэна на престол великого хана (Богдо-хана) Монголии. Представителей монгольского правительства и повез с собой в столицу Российской империи на прием к Николаю II глава буддистов. Во время этой поездки Хамбо Лама Итигэлов провел освящение еще строившегося в Петербурге дацана. Сохранилась фотография того времени: на ступеньках буддистского храма рядом с Хамбо Ламой стоят оба представителя правительства Монголии.

Дальнейшие революционные события и непростая обстановка в Петрограде привели к тому, что вокруг буддистского храма, который являлся одновременно и представительством Тибета в России, стали группироваться монгольские студенты. Позже два дома, стоящие рядом с храмом (до нашего времени сохранился только одно здание), использовались как общежитие для открытого в Петрограде Института живых восточных языков. Здесь проживали в том числе и монгольские студенты, поэтому Агван Доржиев, чьими усилиями был воздвигнут буддистский храм, добился, чтобы вся территория дацана именовалась Тибетской и Монгольской миссией. Голод и разруха привели к тому, что многие студенты впоследствии покинули город, но отношения Санкт-Петербургского дацана с Монголией, тем не менее, не прерывались.