Коррупционный диагноз генерала Белевитина

Генерал-майор Александр Белевитин в Московском гарнизонном суде

Главный медик российского Министерства обороны генерал-майор Александр Белевитин и начальник 2-го управления Главного военно-медицинского управления Министерства обороны полковник Алексей Никитин задержаны по подозрению в коррупции.

В Московском гарнизонном военном суде решается вопрос об избрании им меры пресечения. Источник в правоохранительных органах сообщил агентству "Интерфакс", что Александра Белевитина и Алексея Никитина обвиняют в получении крупной взятки в качестве "отката" за приобретение медицинской техники для нужд Минобороны.

В пресс-службе Министерства обороны в ответ на вопрос корреспондента Радио Свобода подтвердили факт задержания высокопоставленных чиновников военного ведомства – однако заявили, что не располагают информацией о деталях уголовного дела. Между тем, сообщают информационные агентства, в Главном военном следственном управлении утверждают, что Белевитин и Никитин уже дали признательные показания.

Коррупция в российской военной медицине далеко не новость, говорит обозреватель газеты "Комсомольская правда" Виктор Баранец:

– О том, что в Главном военно-медицинском управлении Минобороны берут откаты за покупку медтехники, было известно давно – причем еще в то время, когда Белевитин только-только стал главным военным медиком. О неполадках в этой области, мягко говоря, говорил и главный военный прокурор Фридинский. Наконец, несколько месяцев назад сам президент России Медведев обратил внимание правоохранительных органов на это вопиющее положение. Так что все к тому шло. Для меня очень странно, что это случилось так поздно: налицо какие-то политические игры. Теперь не проходит и дня, чтобы не арестовывали какого-нибудь генерала или не объявили о возбуждении уголовного дела. Видимо, прошла команда уже не мелочиться – воров начинают хватать за лампасы, - полагает Виктор Баранец.

Главный военный медик Минобороны, начальник Санкт-Петербургской военно-медицинской академии имени Кирова, профессор, заслуженный врач Российской Федерации, генерал-майор Александр Белевитин родился в Архангельской области. После окончания в 1985 году факультета подготовки врачей для сухопутных и ракетных войск Военно-медицинской академии был направлен в Туркестанский военный округ. В конце 80-х участвовал в боевых действиях в Афганистане. Вся дальнейшая карьера Белевитина связана с его работой в Военно-медицинской академии имени Кирова. Он был помощником начальника клиники сердечнососудистой хирургии по лечебной работе, начальником клинического отдела академии и заместителем начальника академии по клинической работе. Александр Белевитин награжден тремя орденами и многими медалями, в том числе медалью "За боевые заслуги".

Проблема не в Белевитине или Никитине. Проблема в системе, уверен один из ведущих специалистов в области военной медицины, военный врач в отставке, который дал интервью Радио Свобода на условиях анонимности:

- Потребуются десятилетия, чтобы восстановить то, что было, а не оздоровить то, что есть. Офицеры медицинской службы, которым по 45-50 лет, практически все уволены. Сейчас они продолжают трудиться, но уже вне Министерства обороны. Среднее звено выбито в силу проводимых реформ, сокращений: стоит задача сократить численность вооруженных сил, и всеми имеющимися методами это делается. А в медицине в 40-45 лет человек только приобретает подготовку, при которой может самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях. В Военно-медицинскую академию для Министерства обороны уже два года не набираются курсанты. А что будет через шесть-семь лет? Кто будет служить на подводных лодках, в отдаленных гарнизонах, куда гражданские специалисты не поедут? Заработная плата военного врача, работающего в клиническом учреждении, в несколько раз ниже, чем у врача, работающего в лечебном учреждении города Москвы., - сказал военный медик.

Московский гарнизонный военный суд решает вопрос об избрании меры пресечения для Александра Белевитина и Алексея Никитина. Представитель следствия заявил в суде, что главный медик Минобороны собирался организовать убийство свидетеля по делу, и у следствия имеются подтверждающие это аудиозаписи.