Удмуртия: в зоне огня

Пожар в воинской части виден за много километров от места трагедии

На территории воинской части, расположенной в поселке Пугачево в Удмуртии, вечером 2 июня возник пожар, повлекший за собой взрыв артиллерийских снарядов. Горят 18 складов с боеприпасами, в общей сложности огнем охвачены примерно 150 зданий. На горящем военном арсенале могут находиться 10 тысяч вагонов боеприпасов.

Первые сообщения о взрывах на артиллерийских складах воинской части, расположенной близ деревни Пугачева Малопургинского района поступили около полуночи 2 июня. Согласно официальной версии, при производстве погрузочно-разгрузочных работ на складе снарядов залпового огня сначала возник пожар, затем боеприпасы начали взрываться.

Все службы пожаротушения, Главного управления МЧС по Удмуртии, силы правопорядка направлены в центр техногенной катастрофы. Там же с утра 3 июня находится президент Удмуртии Александр Волков, руководители МЧС и МВД по Удмуртской республике. Как сообщил Радио Свобода сотрудник пресс-центра Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям Удмуртии Александр Красноперов, который только что вернулся с места аварии, пожар удалось локализовать, но не ликвидировать полностью.

– На данный момент продолжается взрыв снарядов боеприпасов на территории арсенала. По последним данным, 28 человек пострадало из них 8 госпитализировано, но травмы не тяжелые. С близлежащих территорий эвакуировано 28 тысяч человек. Взрывы следуют один за другим. Проведен осмотр близлежащих территорий на предмет выявление там людей. Пожарные расчеты ликвидируют возникающие очаги возгорания на территории поселка.

Точное количество пострадавших и эвакуированных до сих пор неизвестно – разные источники дают разные цифры. Так, есть сведения об одном пропавшем без вести и о троих, получивших ожоги. В числе последних – мать с маленьким ребенком. Одна женщина получила травму в ДТП в момент эвакуации. Пострадавшие находятся в Республиканской клинической больнице города Ижевска. Травмы не сопряжены с угрозой жизни.

По состоянию на утро 3 июня в тушении пожара было задействовано сорок единиц спецтехники и сотня пожарных расчетов. По-видимому, к середине дня цифры эти значительно возрастут. РС также удалось связаться с руководителем пресс-центра министерства внутренних дел Удмуртии Эльвирой Марковиной, которая находится непосредственно на месте аварии:

– Наряды полиции патрулируют зону эвакуации и охраняют объекты с целью пресечения мародерства. Один факт мародерства был зафиксирован. В Малопургинский РУВД был доставлен молодой человек, который пытался украсть из магазина спиртное. В данный момент вся территория вокруг воинской части – это зона эвакуации. Людей там нет, только сотрудники полиции, военные, правовые структуры. Сейчас раздаются одиночные выстрелы. Нет ни одного полностью разрушенного здания, у некоторых зданий обрушены кровли и выбиты стекла.

Примерно сорок километров федеральной трассы Елабуга – Пермь от села Ильинское до Можгинского поста ГИБДД перекрыты, движения на них нет. Радиус разлета осколков от взрывающихся снарядов составляет примерно два километра.

Председатель международного специализированного ученого совета по безопасности Иосиф Линдер, рассуждая о возможных причинах возникновения ЧП в воинской части в Удмуртии, говорит о том, что, скорее всего, произошел сбой в системе обеспечения безопасности при хранении боеприпасов:

– Подобных хранилищ снарядов много, построены они достаточно давно... Плюс к этому необходимо учитывать и пресловутый человеческий фактор - не соблюдаются инструкции, не четко определены служебные полномочия. Это довольно тревожная тенденция – за последние несколько месяцев мы наблюдаем уже четвертый подобный случай, и помимо того, что страдает гражданское население, это еще и показатель того, что в системе Минобороны не все в порядке.

– Как много мест, подобных 102-му арсеналу в Удмуртии?

– Советский Союз был сверхдержавой, имеющий очень серьезный оружейный потенциал. Соответственно, боеприпасы, которые остались еще со времен Великой Отечественной войны, и боеприпасы, изготовленные в период "холодной войны", в полном объеме не израсходованы. Таких мест хранения достаточно много – это несколько сотен крупных складских помещений и несколько тысяч менее значительных. Вопрос в том, насколько четко обеспечена система безопасности на данных объектах.

– Можно ли говорить о "сезонности" таких чрезвычайных происшествий?

– Естественно, потому что повышенная температура при отсутствии соответствующей системы кондиционирования является пусковым механизмом. Особенно опасно это в том случае, если снаряды хранятся достаточно давно.

– Вы уверены, что это не диверсия?

– Об этом можно говорить только после того, как будет произведено расследование. Но обычно - причина в человеческом факторе.