Территория документального кино (Калининград)



Первые российско-немецкие дни неигрового кино прошли в Калининграде. Организаторы называли свой проект «Территория кино». В течение трех дней в кинотеатре «Заря» калининградцы смогли увидеть самые яркие документальные ленты, созданные за последние годы немецкими и российскими кинодокументалистами. В немецкую программу вошли фильм признанного мэтра Андреса Вайеля «Одержимые игрой», «Дочки-матери» Екатерины Федуловой, а также лента Флориана Айгнера «Молчание – серебро». Особый успех у зрителей имела ночная программа немецкого короткого метра, подготовленная Агентством короткометражных фильмов из Гамбурга. Говорит руководитель агентства Александра Грамматке:

Александра Грамматке: Мы собрали определенное количество короткометражных фильмов, которые сделаны в Германии. Разные жанры – анимационные, экспериментальные, большая часть – игровые фильмы. Задача состояла в том, чтобы выбрать, скорее, смешные фильмы, потому что, как я понимаю, есть такое клише: немецкие фильмы – грустные, мрачные. Было желание показать, что немцы все-таки снимают и фильмы с юмором.

Евгения Романова: В рамках российской программы на «Территории кино» впервые в Калининграде была, наконец, показана одна из самых выдающихся документальных картин последнего времени – фильм Олега Морозова «Следующее воскресение». Олег снимал его в течение 10 последних лет жизни – и ушел10 января 2009 года, через десять дней после первого показа фильма на фестивале «Артдокфест». Такое кино рвет на части, в какие-то моменты его становится невыносимо смотреть – до физической боли. Но если досмотрел – получаешь катарсис. Герои фильма – реальные люди, живущие и умирающие рядом с нами - от паленой водки и «золотого укола», от тоски и одиночества. Это грешники, для которых непременно наступит следующее воскресение. Но это люди – и они разные: красивые и опустившиеся, они пускают дозу по мышце, раскрывают душу, говорят о снах, хоронят своих детей, раскапывают немецкие могилы и замерзают в канавах. Говорит Лариса Бех, соавтор и продюсер фильма:

Лариса Бех: Полная растерянность зрителей, полное недоумение. Я думаю, им еще надо какое-то время – переварить все это, пережить. Одно дело, когда все это видят в Европе, для них это совсем другой мир, им проще абстрагироваться от этой жизни, они больше внимания обращают на техническую сторону, на художественную. Русским зрителям смотреть это, может быть, даже тяжело, потому что они видят самих себя, ту жизнь, которая их окружает.

Евгения Романова: Помимо гран-при фестиваля «Артдокфест» 2008 года и Национальной премии «Лавровая ветвь» как лучший арт-фильм, «Следующее воскресение» получило в 2009 году Приз Европы и было отмечено на престижном фестивале документального кино в Марселе. В том, что фильм, наконец, увидели калининградские зрители, - большая заслуга не только организаторов «Территории кино», но и, в первую очередь, президента фестиваля «Артдокфест», известного российского режиссера Виталия Манского:

Виталий Манский: Я не очень верю в такие гастрольные проекты, когда московский или любой другой центр нечто создает и потом начинает чес по провинции. Калининград – не провинция. Калининград – город пусть и с чужой, но великой культурой, точнее – культурой, не коренной для того населения, которое здесь живет. Калининград – город университетский и явно может родить собственную культурную инициативу, которая может на равных сотрудничать, допустим, с нашим фестивалем «Артдокфест» или с каким-то другими культурными инициативами. Но если такового не будет, я не вижу ничего дурного, чтобы по приглашению какой-либо площадки привезти, например, программу победителей «Артдокфеста» в Калининград.

Евгения Романова: На первые российско-немецкие дни игрового кино Виталий Манский привез в Калининград фильм, получивший гран-при на последнем «Артдокфесте» в декабре прошлого года – картину Юлии Панасенко «Утро». Завершал «Территорию кино» фильм самого Виталия Манского «Частные хроники. Монолог»:

Виталий Манский: Это частные хроники, те 8-милиметровые бабины, которые, может быть, еще у кого-то валяются на антресолях. Имейте, кстати, в виду, что они со временем пропадают. Вы думаете, что вы их храните, а вы их уже не храните. Они просто рассыпаются. Я в течение пяти лет собирал по всей стране эти частные хроники, из которых смонтировал жизнь свою, своего соавтора, авторов этих хроник – такую общую как бы жизнь одного яркого представителя серой советской интеллигенции. Мой герой рождается 11 апреля 1961 года и от первого лица повествует всю свою жизнь. Это мой любимый фильм – или один из любимых. Это очень тяжелая работа, я ее делал суммарно лет семь. Потратить полтора часа, чтобы посмотреть результат труда одного художника в течение семи лет – это весьма разумно, на мой взгляд.

Евгения Романова: Помимо кинопоказов, в рамках «Территории кино» прошла открытая дискуссия. Режиссеры, киноведы и продюсеры говорили о документальном кино, как о главной составляющей диалога современного ТВ со зрителем, а также об актуальных формах этого диалога в России и Германии. По мнению главного редактора петербургского журнала «Сеанс» кинокритика Константина Шавловского, фестивали всегда были и остаются альтернативным прокатом для неигрового кино, а уровень производимых российскими телеканалами так называемых документальных фильмов крайне низок:

Константин Шавловский: В России, во всяком случае, существует очень острая проблема показа авторского документального кино где бы то ни было. Оно не выходит в прокат, его нет на телевидении, существуют только какие-то жалкие слоты на телеканале «Культура», который является, в общем-то гетто – его практически не смотрит молодежь. Да и вообще телевизор у нас молодежь очень мало смотрит, молодежь ходит в кино. Мне кажется, документалистика прежде всего обращена к молодой аудитории, которая хочет думать, чувствовать, хочет что-то понять о том, что происходит с нами. И именно у молодых людей документальное будет иметь главный успех.

Евгения Романова: «Территория кино» - первый совместный некоммерческий проект в области неигрового кино, реализованный в рамках долголетнего культурного сотрудничества Калининградской области и немецкой земли Шлезвиг-Гольштейн. Координатор проекта Елена Громова перспективу оценивает положительно:

Елена Громова: Хотя хотелось бы большего резонанса, особенно со стороны местных интеллектуалов и людей думающих. Публики, которая ходит на такого рода мероприятия, не так много на самом деле. Но все равно люди были – и это приятно. Люди звонят, благодарят. Я открыла вчера почту, у меня было сто писем, конечно, не все благодарственные, но среди отзывов, например, такие: открыли для себя документальное кино, не знали раньше, что документальное кино может быть таким интересным, захватывающим. Надеюсь, что в следующем году, если мы решим продолжить тему неигрового кино, зрителей будет все-таки больше.

Евгения Романова: Елена Громова уверена, что документальное кино в Калининграде может стать более востребованным, мечтает создать киношколу и учить детей видеть через объектив кинокамеры другой мир, скрытый от обычного человеческого взгляда.