3 июня Государственная Дума России обсуждала законопроект о поправке в текст гимна страны, внесенной депутатом от фракции Коммунистической партии Борисом Кашиным. Он предлагает заменить в строке "Хранимая Богом родная земля" слово "Бог" на слово "нами", что, по мнению Кашина, поможет объединить российское общество.
Инициатива депутата Кашина не имеет большой парламентской перспективы. Независимые политологи ставят предложение изменить текст государственного гимна в контекст предвыборной кампании. Об идеологии национальных гимнов и уместности упоминания в их текстах высших сил говорит доктор исторических наук, профессор МГИМО Андрей Зубов.
– В истории были гимны монархические, где в той или иной форме прославлялся государь и "хранение" государя, который в свою очередь хранит страну и веру. Таково содержание, скажем, британского гимна "Боже, храни королеву" (или короля), таким было содержание и русского гимна, который во многом был скопирован с британского.
Были гимны, написанные в романтической традиции, где внимание переключалось на общество. Таким был знаменитый немецкий гимн "Германия превыше всего" , который у нас почему-то ассоциируется с рейхом, но это гимн XIX века.
Французская "Марсельеза" - это революционный гимн, утверждение принципов гражданственности и нового государства. Понятие Бога, религии вовсе не убирается из национальной символики в эпоху романтизма. Наоборот – оно становится одним из очень важных элементов, потому что романтическое сознание связывает настоящее с прошлым - со Средневековьем. А историческое прошлое, естественно, в странах Европы тесно связано с религией. Восстановление религиозного мистического элемента было важной составляющей национальной символики XIX-XX веков.
Сохранение такой традиции в современных гимнах, мне кажется, вполне уместно. Возьмем, например, начало, преамбулу конституции, которая еще более формализована, чем гимн, это ведь правовой акт. Тем не менее, как начинается современная германская конституция, которая была написана после войны? "Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, мы, народ Германии"... и т. д. Как начинается швейцарская конституция? Вообще словами молитвы: "Во имя Бога Всемогущего, Аминь". Мы знаем, что в США такой национальный принцип зафиксирован и в гербе – "В Боге наше основание", "В Бога мы верим".
Почему же употребляется имя Божье? Потому, что, как сказал в свое время Мандельштам, "Есть ценности незыблемая скала//Над скучными ошибками веков//". Люди по своей человеческой немощи слабы, допускают ошибки, говорят глупости, часто поступают корыстно. И вот, чтобы от этого как-то защититься, отцы-основатели или восстановители государства дают имя Божье, как, сказал бы философ, абсолютный нравственный принцип, на который надо равняться. Это, если угодно, подтягивает человека, заставляет его быть лучше.
Поэтому, я думаю, употребление имени Бога в гимне нужно приветствовать. Я, разумеется, к советскому по музыке гимну и к самому тексту Михалкова, который постоянно переписывал слова в соответствии с волей власти, отношусь крайне скептически. Но в то же время я считаю, что сами по себе эти слова, наверное, одни из лучших. Что значит – "хранимая нами"? Когда коммунисты говорят "хранимая нами родная земля", я тут же вспоминаю их собственный гимн "Весь мир насилья мы разрушим//До основанья, а затем//Мы свой, мы новый мир построим…" Эти "мы" построили этот мир, закопали в расстрельные рвы миллионы людей, разрушили все общество, все культурные ценности... А теперь они же говорят: дайте нам и сейчас говорить слово "мы" – вместо "Бога". Мне кажется, что как раз апелляция к тому, что страну хранит Бог, хотя он и наказывает людей за все глупости, в принципе, очень полезна.
Фрагмент программы "Время Свободы – Итоговый выпуск" с Андреем Шарым
Инициатива депутата Кашина не имеет большой парламентской перспективы. Независимые политологи ставят предложение изменить текст государственного гимна в контекст предвыборной кампании. Об идеологии национальных гимнов и уместности упоминания в их текстах высших сил говорит доктор исторических наук, профессор МГИМО Андрей Зубов.
– В истории были гимны монархические, где в той или иной форме прославлялся государь и "хранение" государя, который в свою очередь хранит страну и веру. Таково содержание, скажем, британского гимна "Боже, храни королеву" (или короля), таким было содержание и русского гимна, который во многом был скопирован с британского.
Были гимны, написанные в романтической традиции, где внимание переключалось на общество. Таким был знаменитый немецкий гимн "Германия превыше всего" , который у нас почему-то ассоциируется с рейхом, но это гимн XIX века.
Люди по своей человеческой немощи слабы, допускают ошибки, говорят глупости, часто поступают корыстно. И вот чтобы от этого как-то защититься, отцы-основатели или восстановители государства дают имя Божье как абсолютный нравственный принцип, на который надо равняться
Французская "Марсельеза" - это революционный гимн, утверждение принципов гражданственности и нового государства. Понятие Бога, религии вовсе не убирается из национальной символики в эпоху романтизма. Наоборот – оно становится одним из очень важных элементов, потому что романтическое сознание связывает настоящее с прошлым - со Средневековьем. А историческое прошлое, естественно, в странах Европы тесно связано с религией. Восстановление религиозного мистического элемента было важной составляющей национальной символики XIX-XX веков.
Сохранение такой традиции в современных гимнах, мне кажется, вполне уместно. Возьмем, например, начало, преамбулу конституции, которая еще более формализована, чем гимн, это ведь правовой акт. Тем не менее, как начинается современная германская конституция, которая была написана после войны? "Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, мы, народ Германии"... и т. д. Как начинается швейцарская конституция? Вообще словами молитвы: "Во имя Бога Всемогущего, Аминь". Мы знаем, что в США такой национальный принцип зафиксирован и в гербе – "В Боге наше основание", "В Бога мы верим".
Почему же употребляется имя Божье? Потому, что, как сказал в свое время Мандельштам, "Есть ценности незыблемая скала//Над скучными ошибками веков//". Люди по своей человеческой немощи слабы, допускают ошибки, говорят глупости, часто поступают корыстно. И вот, чтобы от этого как-то защититься, отцы-основатели или восстановители государства дают имя Божье, как, сказал бы философ, абсолютный нравственный принцип, на который надо равняться. Это, если угодно, подтягивает человека, заставляет его быть лучше.
Поэтому, я думаю, употребление имени Бога в гимне нужно приветствовать. Я, разумеется, к советскому по музыке гимну и к самому тексту Михалкова, который постоянно переписывал слова в соответствии с волей власти, отношусь крайне скептически. Но в то же время я считаю, что сами по себе эти слова, наверное, одни из лучших. Что значит – "хранимая нами"? Когда коммунисты говорят "хранимая нами родная земля", я тут же вспоминаю их собственный гимн "Весь мир насилья мы разрушим//До основанья, а затем//Мы свой, мы новый мир построим…" Эти "мы" построили этот мир, закопали в расстрельные рвы миллионы людей, разрушили все общество, все культурные ценности... А теперь они же говорят: дайте нам и сейчас говорить слово "мы" – вместо "Бога". Мне кажется, что как раз апелляция к тому, что страну хранит Бог, хотя он и наказывает людей за все глупости, в принципе, очень полезна.
Фрагмент программы "Время Свободы – Итоговый выпуск" с Андреем Шарым