День Памяти жертв Холокоста

Виктория Мунблит, Тель-Авив:



Население Израиля почтило сегодня минутой молчания память жертв Холокоста - массового истребления евреев нацистами.

"Караул, смирно"! - прозвучала команда, и почетный караул израильской гвардии замер у стены мемориального центра Яд-Вашем, на которой засветился огромный экран и на нем фотография женщины - еврейки с Украины, в смертном ужасе прижимающей к себе троих детей. Снимок был сделан в 1941-м году, за несколько минут до гибели женщины и детей. Ежегодная траурная церемония памяти жертв Холокоста всегда бывает посвящена и какому-то событию того кровавого времени. В нынешнем 2001-м году основное внимание на церемонии было уделено евреям из Советского Союза, ибо 60 лет назад - в 1941-м году - гитлеровская Германия напала на СССР. О героизме евреев - солдат Советской Армии говорили и президент Израиля Моше Кацав, и премьер-министр Ариэль Шарон. Выступавшие рассказывали и о том, как много сделали евреи-ветераны из СССР для создания и защиты Государства Израиль. А детский хор и ансамбль израильских солдат пели песни, написанные в гетто.

А потом над Иерусалимом вспыхнули 6 гигантских факелов, в память о 6 миллионах погибших евреев, и факелы эти зажгли Ханна Вайсман из Литвы, бывшая узница концлагеря Бергенбельзен, Мордехай Визель из Чехословакии - бывший узник Освенцима, Авраам Гольдберг из Германии, чудом уцелевший во время массового расстрела, Йосеф Финкельштейн из Румынии, сумевший выбраться из душегубки, Дина Вайтлер из Литвы, закопанная живьем и все же оставшаяся в живых. Один из факелов зажгла недавняя репатриантка из Украины Зина Мудрик. Большая часть ее огромной семьи погибла в Бабьем Яру, а уцелевшие - 18 стариков, женщин и детей - ушли в лес и создали еврейский партизанский отряд, к которому стали прибиваться другие спасшиеся евреи. К концу войны в отряде, ведшем отчаянную рельсовую войну - пускавшем под откос немецкие составы, было уже 250 человек. Уходя в лес Зина отдала своего грудного сына украинской женщине Евдокии Пустовит, которая и растила мальчика всю войну.

А в четверг в 10 часов утра загудели сирены, и замер Израиль в траурном молчании. И очень хотелось верить, что души растерзанных, расстрелянных, сожженных евреев видят, как в память о них встает в едином порыве все родившееся уже после их гибели еврейское государство.