Ожидаемые и неожиданные моменты обращения премьер-министра Израиля Ариэля Шарона к нации

Виктория Мунблит, Тель-Авив:

Он никогда не считался хорошим оратором. Свои речи Ариэль Шарон всегда читает, не полагаясь на импровизацию, пишет он их сам, советники и референты к этому делу не допускаются. В четверг вечером, когда все теле и радиоканалы страны транслировали обращение премьер-министра к нации, все было как обычно. Необычной была лишь явная усталость в лице и голосе премьера, которому нелегко дались последние недели. Он этого и не скрывал, сказав: "Трудно вам, трудно мне. Сложная политическая ситуация, сложная экономическая ситуация, но вместе, и только вместе, мы сможем преодолеть все это".

В речи Ариэля Шарона стоит отметить моменты ожидаемые и моменты неожиданные. Как и предполагалось, премьер-министр призвал народ к сдержанности и терпению в эти трудные дни. Заявил, что делает все для того, чтобы прекратить сползание к тотальной региональной войне. Еще раз подчеркнул: "Государство Израиль не рухнет".

Однако, были в речи премьер-министра и сюрпризы. В первую очередь, это заявление о создании так называемых буферных зон. Чтобы не возникало аналогий с израильской политикой в Ливане, Ариэль Шарон предпочел не употреблять термин "зона безопасности". Проект создания этих зон обсуждался ранее на заседании правительства. Однако, лишь в четверг Шарон объявил о нем, как о принятом решении.

Обозреватели не ожидали, что Ариэль Шарон столь явно приоткроет дверь для лидера Палестинской автономии Ясира Арафата - по сути Шарон дал понять, что теперь, когда убийцы израильского министра туризма Рехавама Зеэви задержаны, Израиль ждет лишь их помещения в тюрьму и ареста некоторых лидеров "Народного фронта освобождения Палестины". При этом существовавшее ранее требование выдачи убийц Израилю более не упоминалось. Предполагается, что в ближайшее время лидер Палестинской автономии Ясир Арафат сможет покинуть Рамаллу, где он провел более двух месяцев, по сути, под домашним арестом.

Ариэль Шарон, обратился к палестинцам, сказав, что палестинский народ сможет добиться такого же прогресса и процветания, какого достигло государство Израиль за 53 года своего существования, если только в регионе установится мир и прекратятся террор и ненависть. Сразу после выступления Шарона состоялось заседание объединенной израильско-палестинской комиссии по безопасности при посредничестве руководителей ЦРУ...

И еще один вполне ожидаемый момент: сразу же после выступления премьер-министра на него обрушились с критикой и левые, и правые израильские политики.