Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспонденты Радио Свобода: в Абу-Даби - Александр Соболев, в Тель-Авиве - Виктория Мунблит, и в Нью-Йорке - Юрий Жигалкин, он беседовал с редактором журнала "National Interest" Эдамом Гарфинклом.
Петр Вайль:
В последние дни большой резонанс получила инициатива ближневосточного урегулирования, предложенная Саудовской Аравией. Этот план интенсивно обсуждается сейчас экспертами, дипломатами и политиками многих стран и всех уровней. Об основных пунктах саудовской мирной инициативы рассказывает наш корреспондент в Абу-Даби Александр Соболев.
Александр Соболев:
Неделю назад американская газета "Нью-Йорк Таймс" опубликовали интервью cаудовского престолонаследника принца Абдаллы бен-Абдель Азиза, в котором он изложил новую инициативу ближневосточного урегулирования. План Эр-Рияда предусматривает на первом этапе разделение конфликтующих сторон и введение в районы соприкосновения международных наблюдателей. Затем палестинцы и израильтян сядут за стол переговоров, целью которых станет окончательное мирное урегулирование. В обмен на уход с оккупированных в 1967-м году арабских территорий Израиль получит полное признание арабских стран и гарантии безопасности. Посредником выступят Соединенные Штаты, которые, по мнению саудовцев, являются единственной страной, способной оказать воздействие и на Израиль, и на Палестинскую автономию.
Хотя в инициативе трудно найти новые положения - ее пункты взяты из многих документов, в частности из решения 242 Совета Безопасности ООН, Мадридского соглашения и договоренностей в Осло, - саудовский план получил стремительное развитие и мощный международный резонанс. Представитель президента США Ари Флейшер назвал его обнадеживающим лучом света, а госсекретарь - важным шагом в направлении общего урегулирования на Ближнем Востоке. Позитивно оценил план глава российского МИДа Игорь Иванов. Такой же точки зрения придерживаются и в Европе. Французский президент Жак Ширак охарактеризовал саудовскую программу как сильную и мужественную. В среду, прервав визит в Израиль, в Саудовскую Аравию, прилетел Генеральный секретарь Совета ЕЭС по безопасности Хавьер Солана для переговоров с принцем Абдаллой. В тот же день в испанском городе Гранаде представители пятнадцати европейских стран и шести государств Персидского залива обсуждали саудовскую инициативу. В марте ее рассмотрят члены Совета Безопасности ООН.
Но еще более важна реакция самих участников конфронтации на Ближнем Востоке: израильтян и палестинцев. Глава израильского кабинета Ариэль Шарон и министр обороны Беньямин Бен-Элиэзер назвали инициативу новой и интересной. И президент Моше Кацав заявил о готовности немедленно отправиться в Эр-Рияд или встретиться с принцем Абдаллой в Иерусалиме. О поддержке нового плана заявили глава Палестинской автономии Ясир Арафат и ряд других палестинских и арабских представителей. Свое слово скажут участники предстоящей в конце марта в Бейруте общеарабской конференции в верхах. Как представляется, Израиль и Палестинская автономия осознали тупиковую ситуацию, в которой, в результате разрушительных событий последних месяцев, оказался Ближний Восток, и морально готовы сесть за стол переговоров. Но пока благие намерения обеих сторон не вылились в диалог, положение в районе самого старого на Земле регионального конфликта, скорее всего, останется сложным и взрывоопасным.
Петр Вайль:
Как в США восприняли саудовский мирный план? Слово нью-йоркскому корреспонденту Радио Свобода Юрию Жигалкину:
Юрий Жигалкин:
За последние несколько дней отношение к саудовской инициативе изменилось почти радикально. В пятницу Госсекретарь Пауэлл назвал идею саудовского кронпринца "незначительным событием", но в понедельник он интепретировал ее уже как важный шаг, а представитель Белого Дома заявил о том, что президент Буш приветствует идеи кронпринца Абдаллы относительно полной нормализации арабско-израильских отношений после достижения полномасштабного мирного соглашения. Это колебаний настроений в Вашингтоне, скорее всего, результат почти полной неизвестности, окружающей предложение саудовцев, приблизительно сформулированное крон принцем во время разговора с обозревателем "Нью-Йорк Таймс". Белый Дом совершенно явно выделяет лишь один новый в контексте ближневосточного конфликта аспект саудовской инициативы: кажущуюся готовность Саудовской Аравии стать инициатором полного примирения арабского мира с Израилем. Во всем остальном ясности очень мало. Вот что говорит американский специалист по Ближнему Востоку редактор журнала "National Interest" Эдам Гарфинкл:
Эдам Гарфинкл:
Эта история, я думаю, выросла из импровизации кронпринца, который, скорее всего, намеревался сделать лишь один из пропагандистских жестов, которыми изобилует ближневосточная политика, вряд ли рассчитывая на серьезный отклик. Дело в том, что саудовцы в самом деле выступили с важной инициативой еще до терактов 11 сентября, инициативой, которая не сработала. По их призыву Белый Дом тогда выступил с рядом серьезных заявлений, в том числе, высказавшись за создание палестинского государства. В ответ Ясир Арафат письменно пообещал саудовцам прекратить нападения на Израиль, чего не произошло. С тех самых пор саудовцы пытаются чем-то загладить этот довольно унизительный для них инцидент. Поэтому очень сложно судить о серьезности, а самое главное, об исполнимости предлагаемой саудовским принцем инициативы. Один из ее явных позитивных моментов, то, что кронпринц упоминает государство Израиль в своих предложениях, раньше саудовцы избегали употребления слова "Израиль". Но совершенно непонятно, что Абдалла имеет в виду, говоря "нормализация", неизвестно, станет ли эта инициатива приоритетом саудовской внешней политики.
Юрий Жигалкин:
Тем не менее, многие ведущие силы участники конфликта , судя по всему, ухватились за эту идею, как за последнюю надежду. Есть ли поводы надеяться на то, что все это приведет к прорыву в израильско-палестинских отношениях?
Эдам Гарфинкл:
Не думаю, поскольку Израиль должен заключить мир с палестинцами, а они не готовы к этому. Насколько принципиальным или весомым для мирного процесса будет посредничество саудовцев - сказать сейчас невозможно. Символически, эта инициатива полезна, но далеко не достаточна для решительного прорыва в мирном процессе. У палестинцев нет сейчас руководства способного и готового пойти на мир, а все остальные факторы представляют из себя лишь мишуру.
Петр Вайль:
В прямом эфире из Тель-Авива наш корреспондент Виктория Мунблит. Виктория, как уже отметил в своем репортаже Александр Соболев, саудовской инициативой заинтересовались лидеры практически всех стран, участвующих в поисках урегулирования ближневосточного конфликта и обращают внимание, что руководство Израиля выразило интерес к обсуждению нового предложения. Насколько этот интерес реальный и искренний?
Виктория Мунблит:
Судя по всему, интерес, действительно, реальный и искренний. Достаточно сказать, что этот интерес объединяет структуры, которые редко в едином отношении к чему бы то ни было. Иными словами, весьма позитивное отношение к саудовской инициативе высказали, с одной стороны, партия арабов - граждан Израиля, с другой стороны - еврейские религиозные партии, министерство иностранных дел и службы безопасности Израиля, президент, и, наконец, в более сдержанной форме, канцелярия премьер-министра. Далее, я бы сказала, что Израиль уже делает некоторые шаги навстречу этой инициативе. А именно, сегодня, в среду, все средства массовой информации Израиля заговорили о том, что Ариэль Шарон еще в минувший четверг в ходе телефонной беседы с Хосни Мубараком попросил его организовать встречу... И, лучше всего, если встреча пройдет на высшем уровне, то есть, речь идет непосредственно о встрече премьер-министра Израиля и наследного принца Саудовской Аравии. Несмотря на то, что Хосни Мубарак сразу же заявил, что выполнение этой просьбы будет несколько сложным - до сих пор лидеры Саудовской Аравии почти демонстративно избегали контактов с израильтянами - тем не менее, туда уже вылетел министр иностранных дел Египта. Через несколько дней туда прибывает сам президент Египта Хосни Мубарак для того, чтобы передать предложение Шарона о встрече. Более того, буквально вечером в среду проскользнула такая, не вполне внятная, информация о том, что некая секретная встреча официальных представителей Саудовской Аравии и Израиля назначена в одном из городов Европы. Представителям Израиля будут переданы подробности проекта, с которым выступила Саудовская Аравия и детали которого пока не известны. Что обнадеживает израильтян среди прочего, это то, что это, пожалуй, первая программа, которая не требует категорически от израильтян сворачивания еврейских поселений на территории сектора Газа и на Западном берегу реки Иордан, и дает возможность часть этих поселений сохранить. Наверное, это одна из причин, которая вызвала энтузиазм в Израиле, помимо того, что как уже говорилось, ничего альтернативного этому плану пока не существует.
Петр Вайль:
Иными словами, это, за последнее время, первая реальная, практическая возможность?
Виктория Мунблит:
Вы знаете, в Израиле всегда исходили из того, что, если будет выдвинут какой-то план, который заставит палестинцев пойти на мирные переговоры, этот план может быть выдвинут только арабским государством. Правда, всегда рассматривались кандидатуры Египта и Иордании, тех государств, с которыми у Израиля существует мирный договор. Появление на карте Саудовской Аравии было несколько неожиданным. Причину внезапной саудовской инициативы в Израиле объясняют следующим образом - еще два месяца назад глава военной разведки Израиля, выступая перед комиссией Кнессета по иностранным делам и обороне, заявил, что в Саудовской Аравии существует опасность свержения режима. Там поднимают голову экстремисты, которые выступают против нынешней династии, и против ее, с их точки зрения, прозападной политики.
Петр Вайль:
В последние дни большой резонанс получила инициатива ближневосточного урегулирования, предложенная Саудовской Аравией. Этот план интенсивно обсуждается сейчас экспертами, дипломатами и политиками многих стран и всех уровней. Об основных пунктах саудовской мирной инициативы рассказывает наш корреспондент в Абу-Даби Александр Соболев.
Александр Соболев:
Неделю назад американская газета "Нью-Йорк Таймс" опубликовали интервью cаудовского престолонаследника принца Абдаллы бен-Абдель Азиза, в котором он изложил новую инициативу ближневосточного урегулирования. План Эр-Рияда предусматривает на первом этапе разделение конфликтующих сторон и введение в районы соприкосновения международных наблюдателей. Затем палестинцы и израильтян сядут за стол переговоров, целью которых станет окончательное мирное урегулирование. В обмен на уход с оккупированных в 1967-м году арабских территорий Израиль получит полное признание арабских стран и гарантии безопасности. Посредником выступят Соединенные Штаты, которые, по мнению саудовцев, являются единственной страной, способной оказать воздействие и на Израиль, и на Палестинскую автономию.
Хотя в инициативе трудно найти новые положения - ее пункты взяты из многих документов, в частности из решения 242 Совета Безопасности ООН, Мадридского соглашения и договоренностей в Осло, - саудовский план получил стремительное развитие и мощный международный резонанс. Представитель президента США Ари Флейшер назвал его обнадеживающим лучом света, а госсекретарь - важным шагом в направлении общего урегулирования на Ближнем Востоке. Позитивно оценил план глава российского МИДа Игорь Иванов. Такой же точки зрения придерживаются и в Европе. Французский президент Жак Ширак охарактеризовал саудовскую программу как сильную и мужественную. В среду, прервав визит в Израиль, в Саудовскую Аравию, прилетел Генеральный секретарь Совета ЕЭС по безопасности Хавьер Солана для переговоров с принцем Абдаллой. В тот же день в испанском городе Гранаде представители пятнадцати европейских стран и шести государств Персидского залива обсуждали саудовскую инициативу. В марте ее рассмотрят члены Совета Безопасности ООН.
Но еще более важна реакция самих участников конфронтации на Ближнем Востоке: израильтян и палестинцев. Глава израильского кабинета Ариэль Шарон и министр обороны Беньямин Бен-Элиэзер назвали инициативу новой и интересной. И президент Моше Кацав заявил о готовности немедленно отправиться в Эр-Рияд или встретиться с принцем Абдаллой в Иерусалиме. О поддержке нового плана заявили глава Палестинской автономии Ясир Арафат и ряд других палестинских и арабских представителей. Свое слово скажут участники предстоящей в конце марта в Бейруте общеарабской конференции в верхах. Как представляется, Израиль и Палестинская автономия осознали тупиковую ситуацию, в которой, в результате разрушительных событий последних месяцев, оказался Ближний Восток, и морально готовы сесть за стол переговоров. Но пока благие намерения обеих сторон не вылились в диалог, положение в районе самого старого на Земле регионального конфликта, скорее всего, останется сложным и взрывоопасным.
Петр Вайль:
Как в США восприняли саудовский мирный план? Слово нью-йоркскому корреспонденту Радио Свобода Юрию Жигалкину:
Юрий Жигалкин:
За последние несколько дней отношение к саудовской инициативе изменилось почти радикально. В пятницу Госсекретарь Пауэлл назвал идею саудовского кронпринца "незначительным событием", но в понедельник он интепретировал ее уже как важный шаг, а представитель Белого Дома заявил о том, что президент Буш приветствует идеи кронпринца Абдаллы относительно полной нормализации арабско-израильских отношений после достижения полномасштабного мирного соглашения. Это колебаний настроений в Вашингтоне, скорее всего, результат почти полной неизвестности, окружающей предложение саудовцев, приблизительно сформулированное крон принцем во время разговора с обозревателем "Нью-Йорк Таймс". Белый Дом совершенно явно выделяет лишь один новый в контексте ближневосточного конфликта аспект саудовской инициативы: кажущуюся готовность Саудовской Аравии стать инициатором полного примирения арабского мира с Израилем. Во всем остальном ясности очень мало. Вот что говорит американский специалист по Ближнему Востоку редактор журнала "National Interest" Эдам Гарфинкл:
Эдам Гарфинкл:
Эта история, я думаю, выросла из импровизации кронпринца, который, скорее всего, намеревался сделать лишь один из пропагандистских жестов, которыми изобилует ближневосточная политика, вряд ли рассчитывая на серьезный отклик. Дело в том, что саудовцы в самом деле выступили с важной инициативой еще до терактов 11 сентября, инициативой, которая не сработала. По их призыву Белый Дом тогда выступил с рядом серьезных заявлений, в том числе, высказавшись за создание палестинского государства. В ответ Ясир Арафат письменно пообещал саудовцам прекратить нападения на Израиль, чего не произошло. С тех самых пор саудовцы пытаются чем-то загладить этот довольно унизительный для них инцидент. Поэтому очень сложно судить о серьезности, а самое главное, об исполнимости предлагаемой саудовским принцем инициативы. Один из ее явных позитивных моментов, то, что кронпринц упоминает государство Израиль в своих предложениях, раньше саудовцы избегали употребления слова "Израиль". Но совершенно непонятно, что Абдалла имеет в виду, говоря "нормализация", неизвестно, станет ли эта инициатива приоритетом саудовской внешней политики.
Юрий Жигалкин:
Тем не менее, многие ведущие силы участники конфликта , судя по всему, ухватились за эту идею, как за последнюю надежду. Есть ли поводы надеяться на то, что все это приведет к прорыву в израильско-палестинских отношениях?
Эдам Гарфинкл:
Не думаю, поскольку Израиль должен заключить мир с палестинцами, а они не готовы к этому. Насколько принципиальным или весомым для мирного процесса будет посредничество саудовцев - сказать сейчас невозможно. Символически, эта инициатива полезна, но далеко не достаточна для решительного прорыва в мирном процессе. У палестинцев нет сейчас руководства способного и готового пойти на мир, а все остальные факторы представляют из себя лишь мишуру.
Петр Вайль:
В прямом эфире из Тель-Авива наш корреспондент Виктория Мунблит. Виктория, как уже отметил в своем репортаже Александр Соболев, саудовской инициативой заинтересовались лидеры практически всех стран, участвующих в поисках урегулирования ближневосточного конфликта и обращают внимание, что руководство Израиля выразило интерес к обсуждению нового предложения. Насколько этот интерес реальный и искренний?
Виктория Мунблит:
Судя по всему, интерес, действительно, реальный и искренний. Достаточно сказать, что этот интерес объединяет структуры, которые редко в едином отношении к чему бы то ни было. Иными словами, весьма позитивное отношение к саудовской инициативе высказали, с одной стороны, партия арабов - граждан Израиля, с другой стороны - еврейские религиозные партии, министерство иностранных дел и службы безопасности Израиля, президент, и, наконец, в более сдержанной форме, канцелярия премьер-министра. Далее, я бы сказала, что Израиль уже делает некоторые шаги навстречу этой инициативе. А именно, сегодня, в среду, все средства массовой информации Израиля заговорили о том, что Ариэль Шарон еще в минувший четверг в ходе телефонной беседы с Хосни Мубараком попросил его организовать встречу... И, лучше всего, если встреча пройдет на высшем уровне, то есть, речь идет непосредственно о встрече премьер-министра Израиля и наследного принца Саудовской Аравии. Несмотря на то, что Хосни Мубарак сразу же заявил, что выполнение этой просьбы будет несколько сложным - до сих пор лидеры Саудовской Аравии почти демонстративно избегали контактов с израильтянами - тем не менее, туда уже вылетел министр иностранных дел Египта. Через несколько дней туда прибывает сам президент Египта Хосни Мубарак для того, чтобы передать предложение Шарона о встрече. Более того, буквально вечером в среду проскользнула такая, не вполне внятная, информация о том, что некая секретная встреча официальных представителей Саудовской Аравии и Израиля назначена в одном из городов Европы. Представителям Израиля будут переданы подробности проекта, с которым выступила Саудовская Аравия и детали которого пока не известны. Что обнадеживает израильтян среди прочего, это то, что это, пожалуй, первая программа, которая не требует категорически от израильтян сворачивания еврейских поселений на территории сектора Газа и на Западном берегу реки Иордан, и дает возможность часть этих поселений сохранить. Наверное, это одна из причин, которая вызвала энтузиазм в Израиле, помимо того, что как уже говорилось, ничего альтернативного этому плану пока не существует.
Петр Вайль:
Иными словами, это, за последнее время, первая реальная, практическая возможность?
Виктория Мунблит:
Вы знаете, в Израиле всегда исходили из того, что, если будет выдвинут какой-то план, который заставит палестинцев пойти на мирные переговоры, этот план может быть выдвинут только арабским государством. Правда, всегда рассматривались кандидатуры Египта и Иордании, тех государств, с которыми у Израиля существует мирный договор. Появление на карте Саудовской Аравии было несколько неожиданным. Причину внезапной саудовской инициативы в Израиле объясняют следующим образом - еще два месяца назад глава военной разведки Израиля, выступая перед комиссией Кнессета по иностранным делам и обороне, заявил, что в Саудовской Аравии существует опасность свержения режима. Там поднимают голову экстремисты, которые выступают против нынешней династии, и против ее, с их точки зрения, прозападной политики.