Проблемы во взаимоотношениях нового руководства Югославии с Черногорией

Айя Куге, Белград:

В Сербии после бурных событий минувшей недели внешне спокойно. Президент Югославии Воислав Коштуница уже активно занимается вопросами внешней и внутренней политики. Он получил признание и большую поддержку в мире, а сегодня все ждут, будут ли сняты экономические санкции, как обещал ЕС. Коштуница, выступая в парламенте после принесения присяги, заявил, что его приоритет - укрепление союза Сербии и Черногории. Черногорское руководство снова требует пересмотреть отношения между двумя федеральными единицами, а до тех пор отказывается считать президентом Югославии Воислава Коштуницу. Президент Черногории Мило Джуканович даже не приехал в Белград на церемонию его инаугурации. Новый президент Югославии вчера распорядился снять экономическую блокаду Черногории и таможенный контроль, введенный ранее на черногорской границе режимом Милошевича. В воскресенье на консультации с черногорцами в Подгорицу отправился лидер Демократической Партии Зоран Джинджич.

Согласно югославской конституции, Черногория имеет право на пост премьер-министра Югославии. У Коштуницы есть проблемы с формированием правительства. Соотношение сил в югославском парламенте таково, что демократическому блоку нужна помощь черногорцев. Правящая в Черногории партия Джукановича в югославских выборах участвовать отказалась, а главная оппозиционная партия Черногории - Социалистическая Народная Партия, которая раньше поддерживала сербских социалистов Милошевича, теперь колеблется. Потому Воислав Коштуница рассматривает возможность компромиссного предложения: создать правительство экспертов. Если Черногория эту идею не поддержит, то произойдет парламентский кризис, и нужны будут новые выборы. Это могло бы временно усложнить ситуацию в Югославии.

Сегодня днем будет заседать и парламент Сербии, который созван под нажимом нарастающей демократии. Сербское правительство и Скупщину полностью контролируют социалисты и ультранационалисты Воислава Шешеля, и вряд ли они добровольно согласятся отступить.