"Албания и албанцы слишком долго оставались черной дырой Европы..."

Программу ведет Владимир Бабурин. Участвуют корреспондент Радио Свобода в Македонии Мирче Адамчевски и эксперт РС по Балканам Андрей Шарый.

Владимир Бабурин:

В Македонии в субботу правительственные войска вновь нанесли удары по позициям албанских повстанцев. По сообщению властей огонь велся в ответ на действия сепаратистов. На минувшей неделе в Македонии было сформировано коалиционное правительство. Рассказывает Мирче Адамчевски:

Мирче Адамчевски:

В Македонии прошла первая неделя работы нового правительства. Все заняты обстановкой на северо-востоке страны. Македонию посетили представители Европейского сообщества Анна Линд и Крис Паттен. Они еще раз высказались в поддержку Македонии и с призывом о политической и военной изоляции албанских экстремистов - при этом применение силы должны быть пропорциональным - указывают представители международного сообщества. Специальный представитель ОБСЕ американец Роберт Фроувик на днях побывал в Тиране, Приштине и Скопье. Он предлагает вооруженным экстремистам покинуть Македонию. Те, кто пришел из Косово, должны сложить оружие и уйти в Косово, а в отношении экстремистов из числа македонских албанцев должна быть провозглашена амнистия. Фроувик настаивает на проведении политических переговоров и перемен, которые улучшили бы жизнь албанцев в Македонии, например, реформировании органов местного самоуправления, улучшении высшего образования на албанском языке, введения этнического телевизионного канала. Должны начаться и переговоры о переменах в Конституции Македонии. Все это пока на бумаге. Албанские экстремисты со своей стороны уже говорят не о федерализации Македонии, а они хотят, чтобы Конституция была немедленно изменена. Они стремятся стать государствообразующим народом, хотят, чтобы албанский язык стал государственным наряду с македонским, чтобы албанцы работали в государственных учреждениях пропорционально своей численности. Другие албанцы, кроме этого, хотят, чтобы в районах, где проживают албанцы, была сформирована местная полиция. Третьи говорят об албанской автономии на территории Македонии.

По оценкам, сейчас на северо-востоке Македонии расположены около тысячи экстремистов, к которым добровольно или насильно присоединились молодые люди из местных деревень. Костяк экстремистских группировок сформирован из хорошо обученных и имеющих международный опыт бойцов. Они воевали в Боснии и Герцеговине, в Хорватии, в Косово, теперь - в Македонии. Кроме иностранных наемников и моджахедов большинство там - албанцы из Македонии, корни которых в Косово, и которые боролись в том крае. Военный командир этих группировок - Кзим Острени. Ему 60 лет. Это бывший офицер запаса югославской армии, работавший в контрразведке в западной части Македонии. Говорят, что он был агентом албанских националистов в 70-е и 80-е годы. Политический лидер этих группировок - Али Ахмеди. Сам он из Македонии, но долго жил в Косово и вращался в эмигрантских кругах в Западной Европе. Его дядю в Македонии два года назад обвиняли в терроризме, но он успел покинуть страну до суда. Согласно докладу Госдепартамента США за 2000-й год "Освободительная национальная армия" входит в списки мировых террористических организаций. Надо сказать, что македонское правительство не препятствовало группировкам албанских экстремистов, когда они боролись в Косово, и они даже беспрепятственно отступали на македонскую территорию, когда шли бои с югославской армией два года назад. Теперь многие из этих экстремистов воюют против Македонии.

Владимир Бабурин:

Последние события на Балканах комментирует Андрей Шарый:

Андрей Шарый:

То, что происходит в последние месяцы в Косово, на юге Сербии и в Македонии - конечно, картинки из одного и того же калейдоскопа - албанского. Верно утверждение о том, что очередной всплеск албанского сепаратизма - составная часть сложного и кровавого процесса распада Югославии. Но, как мне кажется, неверно утверждение о том, что "не было бы на юго-востоке Европы международных миротворческих сил, не случись там два года назад военной операции НАТО - не о чем сейчас, казалось бы, и говорить". Режим Милошевича и правда держал албанцев в ежовых рукавицах, так же, как прежде их держал в ежовых рукавицах товарищ Тито, а еще раньше - югославские короли. Как таковая албанская проблема на Балканах возникла на рубеже XIX и ХХ веков. Тогда национальная эмансипация совпала с развалом Османской империи, с новым переделом границ, с формированием амбициозного южнославянского королевства. Косово и Метохию - свои древние земли, где когда-то возникло средневековое сербское государство, сербы в 1913-м году отвоевали огнем и мечом. Албанцы с этим никогда не смирились. Поэтому говорить о том, что пока у власти в Белграде пребывал тот или иной диктатор, Европу не беспокоил албанский экстремизм - примерно то же самое, что утверждать: "Иосиф Сталин успешно решил чеченскую проблему". Европа давно уже живет по другим законам. Беда в том, что для албанцев столкновение с новой политической реальностью вышло трагическим. После десятилетия югославских репрессий они оказались не готовы к тому, чтобы эти новые законы воспринимать. Оказалась не готова к такому повороту событий и Европа.

И демократическая Югославия, и демократические Черногория, Македония и Албания, очевидно, слабы сейчас, чтобы самостоятельно справиться с проблемой терроризма. Застарелый лобовой конфликт славян и албанцев во многом - только внешнее выражение этой проблемы, потому что корни ее в своеобразной организации албанского общества, в клановой структуре, в бедах, которые, думаю, сознательно насаждались в Косово во время Тито и Милошевича, потому что нет более питательной среды для шовинистических настроений, чем целые поколения молодых, а теперь уже и не очень молодых людей, которых лишали возможности, например, получать образование на родном языке. Военная операция НАТО стряхнула с Косово репрессивный обруч. Но новых эффективных структур власти ООН, ОБСЕ и вооруженные миротворцы создать в области не смогли.

Албания и албанцы во многом и сейчас остаются "черной информационной дырой". О них известно слишком мало, а то, что известно, до конца не оценили и не проанализировали. Мало известно о клановых взаимоотношениях в албанском обществе о том, что подлинную власть здесь гарантируют не демократические убеждения и не демократическая процедура выборов, а родовое влияние, подкрепленное оружием. Это не хорошо и не плохо - это другая шкала ценностей, более похожая на кавказскую или центрально-азиатскую. Создание вместо формально расформированной "Армии освобождения Косово" так называемого Корпуса по защите только отчасти позволило поставить под международный контроль родовые клановые силы. Силы КФОР не смогли, да и не могли справиться с теми, кто в результате разборок внутри албанского общества остался в новом Косово без власти. Не случайно оставшийся поначалу без официальных чинов бывший командир третьего корпуса КОА Рамуш Харидинай стал вдохновителем и организатором новых албанских вооруженных формирований - действующей в долине Прешево на юге Сербии "Армии освобождения Прешево Буяновца и Медведжи" и воюющей в Македонии "Армии национального освобождения".

В Албании и Косово сегодня, пожалуй, протоптаны главные наркотические тропы Европы. Оборот нелегальной торговли оружием здесь достигает сотен миллионов долларов. Сопоставимы с этими цифрами и размеры прибыли, которую приносит косовским криминальным королям контрабанда. А теневой бизнес здесь будет процветать до той поры, пока будет оставаться нестабильной политическая ситуация, политическая ситуация - продолжим мысль - останется нестабильной еще на долгие годы. Это - пусть и логичные, но неутешительные выводы. Других, увы, пока сделать нельзя. По иному, впрочем, и быть не могло - Албания и албанцы слишком долго оставались черной дырой Европы.