Конференция по борьбе против терроризма и коррупции в Москве

  • Савик Шустер

Программу ведет Савик Шустер. В ней участвуют корреспондент Радио Свобода в Москве Мумин Шакиров, Юрий Щекочихин, депутат Государственной Думы России от "Яблока" и Аркадий Ваксберг - известный писатель-публицист, обозреватель "Литературной газеты".

Савик Шустер:

В Москве завершилась международная конференция с участием руководителей правоохранительных органов стран "Большой восьмерки". Участники форума договорились о взаимодействии в борьбе против международного терроризма и коррупции в высших эшелонах власти. Материал Мумина Шакирова.

Мумин Шакиров:

Министры юстиции и внутренних дел стран "Большой Восьмерки" завершили конференцию в московском отеле "Президент" подписанием совместного коммюнике. В этом документе участники форума договорились о правовой помощи друг другу в борьбе против международного терроризма и коррупции в структурах власти. России рекомендуется присоединиться к конвенции Совета Европы о противодействии отмыванию денег, выявлении, изъятию и конфискации доходов от преступной деятельности. О необходимости внесения поправок в российское законодательство рассказывает начальник международного правового управления Генеральной прокуратуры России Исаак Астоев.

Исаак Астоев:

Мы не вступили в международную организацию по борьбе с отмыванием денег. Вступить в нее мы не можем, потому что у нас нет закона об отмывании денег. Он был в работе в Думе, он был представлен на подпись президенту, но не был подписан.

Мумин Шакиров:

Ваш прогноз, когда все-таки депутаты примут этот закон, и насколько он готов для того, чтобы проводить его обсуждение?

Исаак Астоев:

Я очень сомневаюсь, в том, что этот состав Государственной Думы, отбросив остальные политические страсти и предвыборную борьбу, решит этот вопрос.

Мумин Шакиров:

Силовые структуры России выдали руководителям правоохранительных органов стран "Большой Восьмерки" списки международных террористов, организаторов терактов в российских городах. Об этом на итоговой пресс-конференции сообщил заместитель министра внутренних дел Владимир Федоров:

Владимир Федоров:

Материалы, имеющиеся по взрывам в Москве и Волгодонске и список международных террористов, в том числе и чеченцев, всего более тысячи человек, мы передали каждой делегации для совместной работы по выявлению и поимке этих международных террористов.

Мумин Шакиров:

Участники конференции поддержали переговоры по проекту международной конвенции против финансирования терроризма.

Савик Шустер:

В прямом эфире Радио Свобода по телефону находятся Юрий Щекочихин, депутат Государственной Думы России от "Яблока" и Аркадий Ваксберг - известный писатель-публицист, он пишет на правовые темы, обозреватель "Литературной газеты". Юрий, я начну с вопроса к вам: судя по словам премьер-министра Владимира Путина и участников с российской стороны в этой "Большой восьмерке", такое ощущение, что, как только будет принят закон об отмывании денег, все проблемы исчезнут. Неужели все так просто?

Юрий Щекочихин:

Конечно, нет. Дело в том, что этот закон, как я знаю от своих коллег, он имеет очень трудный механизм воздействия, и я думаю, что само принятие закона, оно необходимо, мы обязаны его принять. У нас, у "Яблока" были споры с коллегами из КПРФ, даже по названию закона. Они доказывали формулу "отмывание незаконных доходов", а мы - "преступных доходов". Это разные вещи, чтобы не привлечь сюда бабушку, которая торгует цветами. Я думаю, что закон так или иначе будет подписан президентом, но дело совсем в ином, дело в самой системе власти в России сегодня, которая работает по двойным, тройным стандартам. Дело все в этом. Я только вернулся из Дагестана, я там был дважды, и дважды был в Америке и выступал там на специальном заседании по коррупции в России. Мы тоже, кажется, говорили об этих двойных стандартах. Я думаю, что сейчас дело именно в первую очередь в этом, а не в самом законе.

Савик Шустер:

Вопрос к Аркадию Ваксбергу: вы, наверное, не бывали в таких экзотических местах, как Дагестан, и в ваших поездках не было такого контраста, как Махачкала и Вашингтон, но, тем не менее, что-то совершенно неясно: происходит такой форум в Москве, и российские объяснения, они удовлетворяют, по крайней мере, так кажется, всех. Когда все понимают, что ровным счетом ничего не будет происходить, потому что закон в России - это еще не последняя инстанция. Как вы думаете, почему Запад ведет себя так?

Аркадий Ваксберг:

Прежде всего, я хотел бы напомнить, что ничего сенсационного во встрече, которая закончилась в Москве, нет. До этой встречи была встреча в декабре 1997-го года в Вашингтоне, в мае прошлого года был саммит глав государств, где обсуждались тоже проблемы борьбы с международной преступностью, и была договоренность, что эти консультации, эти совещания и обсуждения будут продолжены. Я рассматриваю московскую встречу как просто рядовую акцию в общей цепи тех задач, которые поставлены, в общем, неизбежно сегодня перед всеми странами. Нетрудно отделить две проблемы, решались две проблемы, равно важные и равно драматичные, даже в чем-то трагичные, не имеющие между собой буквально много общего. Вопрос о экономической транснациональной преступности, назовем ее так для краткости, и вопросы борьбы с международным терроризмом. Что касается вопросов борьбы с транснациональной экономической преступностью, особенно компьютерной преступностью, которая сейчас волнует буквально все, а особенно развитые страны, то мне кажется, что здесь, в этом смысле, такое совещание было полезным, потому что там понятно, что надо делать, на какой базе объединиться, какие меры принять. Это меры, скорее, не правового, а технического характера. Надо участникам договориться действовать совместно и солидарно, а не в одиночку, и не в разброд. Что касается терроризма, то делать ставку на принятие тех или иных законов - я очень с большим уважением отношусь к ним, и к национальным, и к международным, но я, тем не менее, понимаю, что это не может быть панацеей, потому что принятие любых законов, оно должно быть обеспечено возможностью их реализации. Меня немножко огорчило, что, во всяком случае, из той информации, которая была доверена публике, никаких конкретных практических мер, кроме декларации о консультациях, обмене опытом и совместной подготовке кадров и так далее предложено не было.