"Нам нужны танки", - говорят российские солдаты

В Дагестане работают корреспонденты Радио Свобода Олег Кусов и Андрей Бабицкий. С ними беседует ведущий программы "Liberty Live" Андрей Шарый.

Олег Кусов:

В минувшие сутки неудачи преследовали российские подразделения на двух направлениях. В кадарской зоне Дагестана военнослужащие российской армии и сотрудники спецподразделений дагестанской милиции не смогли укрепиться в селении Карамахи, южную окраину которого они заняли вчера во второй половине дня. Ночью, по некоторым сведениям, моджахедам удалось вытеснить противника за пределы селения. Это определило характер сегодняшних боевых действий в кадарской зоне. Федеральные силы приступили к массированному обстрелу села из артиллерии и танков. Низкая облачность не позволила сегодня работать авиации. У очевидцев сложилось впечатление, что российские военные пытаются расправиться с моджахедами любым способом, даже стерев с лица земли два горных селения в Буйнакском районе. Стороны несут потери, точные данные о потерях пока получить невозможно. До сих пор много неясного в истории с падением в районе Буйнакска российского штурмовика Су-25. Военные утверждают, что боевая машина упала из-за технической поломки. Летчику удалось катапультироваться. В Новолакском районе Дагестана федеральные силы в минувшие сутки потеряли высоту над селением Новолакское. Вытеснившие их оттуда моджахеды приобрели стратегически выгодный участок для обстрела селения Новокули и передовых позиций федеральных войск. В Хасавьюрте сохраняется в целом спокойная обстановка, но хорошо чувствуется, что боевые позиции находятся в нескольких километрах от города. Здесь слышны разрывы бомб, над городом часто пролетают боевые самолеты. Дагестанские ополченцы утверждают, что моджахеды надеются на своих единомышленников в Хасавьюртовском районе - чеченцев-акинцев. Вчера на наших глазах в районе селения Новокули дагестанские ополченцы встретили огнем вооруженную группировку чеченцев-акинцев, приехавших из Хасавьюрта. Состояалсь получасовая перестрелка, в ней погибли два жителя дагестанского селения Новотухчар. Чеченская группировка отступила в Хасавьюрт. В городе говорят о необходимости его зачистки, ополченцы утверждают, что хасавьюртовские чеченцы на самом деле пытались прорваться в тыл позиций российских военных, чтобы помочь моджахедам. Если на самом деле чеченцы в Дагестане преследуют подобные цели, то в Новолакском районе Дагестана в ближайшее время зона боевых действий может значительно расшириться. Теперь я передаю эфир Андрею Бабицкому.

Андрей Бабицкий:

"Нам нужны танки. Нужны танки", - монотонно и без всякого выражения на белом лице повторяет одну фразу мальчик в солдатской форме. - От БТР-ов никакого толку. Они горят как свечки". Два танка у подразделений внутренних войск, воюющих у селения Новолакское, до начала боевых действий было. Один подбили в самый первый день, второй через некоторое время почти полностью выведен из строя. Сгорели три бронетранспортера, еще несколько машин в состоянии лишь передвигаться. Разговаривать с ребятами на передовых позициях у селения Новокули тяжело. Нельзя сказать, что они подавлены большими потерями. У них просто изменено сознание. За последние несколько дней в их жизни появилась война, и они теперь живут на этой войне. "Из сорока человек разведроты, - спокойно, но заторможено говорит паренек с темной косынкой на голове, - осталось десять. Остальные или убиты или ранены". Другой солдат, рассказывавший нам о подбитых БТР-ах замечает: " Дай Бог, если в каждом экипаже осталось три-четыре человека". А экипаж бронетранспортера - восемь человек. Здесь, в Новолакском районе идут настоящие контактные бои. Вчера моджахеды выбили федералов с высотки, расположенной вблизи села Новолакское, и развернули там минометную батарею. Утром мы примерно полчаса наблюдали за тем, как российские вертолеты методично и без перерыва обрабатывали ракетами захваченную экстремистами сопку. Тем не менее, российским подразделениям удалось овладеть вчера другой высотой, расположенной между селениями Новотухчар и Гамиях, теперь, по уверениям военных, они контролируют огнем все пять захваченных боевиками сел. Сегодня же была предпринята попытка штурмовать село Гамиях. Вчера она оказалась неудачной. Продвинувшись на триста метров, войска после боя вынуждены были отступить. Пока неизвестно, удалось ли российским подразделениям освободить село. Мимо нас проезжает БТР. Сверху, на броне сидит офицер. "Его же снайпер снимет, - говорит один из солдат. - Обязательно снимет", - меланхолично замечает другой. Пятый день солдаты на сухом пайке. Денежное довольствие - 22 рубля 50 копеек в сутки. Но ребятам, похоже, это безразлично, после первых своих боев и смертей товарищей они ко многому утратили интерес. В какие-то мгновения их равнодушие кажется фатальным и всеохватным.

Андрей Шарый:

Андрей, я хотел бы задать вам пару вопросов. Сегодня российские средства массовой информации в течение всего дня сообщали о том, что армейские подразделения взяли высоту Экетебе в Новолакском районе, и генерал, который командует новолакским направлением, заявил о том, что после взятия этой высоты можно говорить о коренном изменении ситуации и о том, что как бы российские войска перехватили инициативу у подразделений моджахедов. Так ли это, по вашим оценкам?

Андрей Бабицкий:

Вы знаете, я не стал бы торопиться с такого рода выводами, поскольку, как мы знаем, уже неоднократно военные говорили о том, что им удалось овладеть той или иной стратегической высотой. Потом, через некоторое время, оказывалось, что высота вовсе не является стратегической и ее значение вовсе не так важно. Хотя действительно, высота, о которой говорится, она расположена между селениями Новотухчар и Гамиях и дает возможность простреливать зону, на которой расположены пять захваченных сел. Насколько вот эта ситуация, описанная военными, соответствует действительности, мне пока судить трудно.

Андрей Шарый:

Андрей, можно ли оценить, какая часть территории Дагестана охвачена боевыми действиями. Вот эти пять сел в Новолакском районе и два села в Буйнакском районе - это как бы два главных очага конфликта. Можно ли сказать, что остальная территория республики - это мирная земля?

Андрей Бабицкий:

Вы знаете, я думаю, что боевыми действиями охвачена очень незначительная часть территории Дагестана, менее одного процента, и говорить о широкомасштабных боевых действиях, конечно, не приходится, хотя общий настрой в Дагестане таков, что люди, в общем, отдают себе отчет в том, что на их земле идет война. И для них не так важно, одно это село или пять сел, важно, что идет война, война с конкретным противником.

Андрей Шарый:

Андрей, известно ли что-нибудь о том, контролируются ли остальные территории, остальная часть чеченско-дагестанской границы, что происходит там. Есть ли вероятность того, что завтра придется говорить о новом очаге боевых действий где-то к северу или к югу от нынешних боев?

Андрей Бабицкий:

Да, эта вероятность очень велика, протяженность административной границы Чечни и Дагестана свыше 400 километров, и, фактически, говорить о том, что эта граница серьезно охраняется, не приходится. То есть, по большому счету, в горной части из Чечни могут проходить абсолютно свободно в Дагестан любые вооруженные группы.