"Когда начинается война, первой жертвой становится истина..."

Корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына рассказывает о фильме "Война Бабицкого", показанном в понедельник вечером четвертым каналом лондонского телевидения.

Режиссер фильма Пол Юл снял его в лучших традициях британской военной журналистики, которая превыше всего ставит объективность рассказа. Британские фильмы о Второй Мировой Войне всегда перемежаются кадрами английской и немецкой кинохроники. Свой рассказ о работе корреспондента Радио Свобода в Чечне авторы фильма также ведут на фоне кадров, снятых по обе стороны фронта. Но главная удача фильма - убедительное доказательство того, что Андрей Бабицкий был практически единственным журналистом, который передавал свои чеченские репортажи из самой гущи событий, а временами и под обстрелом. В фильме использованы уникальные кадры, показывающие работу Бабицкого во время штурма Грозного российскими войсками. На этом фоне звучат фрагменты его репортажей для Радио Свобода. На экране тела убитых российских солдат и чеченские узники фильтрационного лагеря в Чернокозово. Звучат слова Бабицкого: "Война оказалась полностью закрытой и недоступной общественному мнению, а ее освещение в России стало бегством от истины". Невольно вспоминается известный афоризм Киплинга: "Когда начинается война, первой жертвой становится истина". Тогда понимаешь: все, что делал Бабицкий в Чечне было отчаянной попыткой спасти эту жертву. О том, как возникала идея создания фильма Война Бабицкого я попросила рассказать его продюсера - Терезу Черферд:

Тереза Черферд:

Исполнительный продюсер фильма Джордж Керри, когда он впервые прочел в английской газете, что Андрей Бабицкий исчез в Чечне, он уже почувствовал, что здесь что-то не то, что здесь может быть какая-то интересная история. После этого он начал убеждать 4-й канал английского телевидения в том, что стоило бы сделать фильм о Чечне, как бы глазами Андрея Бабицкого. Пока события развивались, четвертый канал колебался. Когда, в конечном счете, состоялся обмен, они уже посмотрели и увидели, что может быть очень интересная история. Хотя, первоначально мы подумали, что этот фильм будет сделан, как бы без главного героя, поскольку Бабицкого не было, и были даже люди, которые вообще сомневались в том, что он в живых...

Наталья Голицына:



Режиссер Пол Юл строит фильм, как документальное киноисследование дела Бабицкого, рассказывая о работе корреспондента Радио Свобода в Чечне, о его аресте и мнимом обмене на российских солдат. Создатели фильма стараются докопаться до истины. Что побудило российские власти пойти на международный скандал? Почему для них было так важно заставить замолчать Андрея Бабицкого?

На экране проходят кадры, отснятые по обе стороны чеченского фронта. Англичане пытаются выслушать аргументы обеих сторон. Авторы фильма собирают свидетельские показания, говорят друзья и коллеги журналиста, его жена, чеченские и российские военные. Звучит вывод, к которому приходят создатели фильма: Бабицкий был арестован, потому что его видение чеченской войны отличалась от официальной российской версии.

Еще до начала показа этого часового документального расследования было объявлено, что после окончания фильма зрители смогут задать Бабицкому вопросы в Интернете. На вопросы и ответы отводилась 30 минут. Судя по первой реакции зрителей, фильм "Война Бабицкого" вызвал огромный интерес. Причем было очевидно, что он потряс англичан и захватил их эмоционально. Уже в первые 10 минут Бабицкому было задано более 400 вопросов. А всего, по словам организаторов, их было зафиксировано около 500.

Англичан больше всего волновала нравственная сторона чеченской войны, истоки ее жестокости, судьба жителей Чечни, положение со свободой слова в России. Бабицкого в частности спросили: "Что он почувствовал, когда понял, что ни он, ни Запад ничего не сделали для предотвращения геноцида чеченского народа, и не возникло ли у чеченцев ощущения.ю что они брошены на произвол судьбы"? Бабицкий ответил, что реакция Запада стала для него одним из самых главных и горьких разочарований. С самого начала войны он рассчитывал, что Европа и Запад в целом предпримут какие-то шаги, чтобы предотвратить масштабное уничтожение мирных жителей Чечни. Политический прагматизм на Западе сыграл ,по его словам, решающую роль в развязывании этой войны. "Россия и Европа упустили шанс остановить одну их самых "грязных" войн конца ХХ столетия. Отвечая на вопрос британского зрителя, Андрей Бабицкий высказал опасение, что чеченская война может надолго стать в России моделью отношений между государством и обществом.