"Котел под крышкой..."

Программу ведет Петр Вайль. Ситуацию в Чечне комментирует Андрей Бабицкий - специальный корреспондент Радио Свобода по Северному Кавказу, находящийся по известным причинам в Москве. Приводится репортаж корреспондента Радио Свобода на Северном Кавказе Хасина Радуева.

Хасин Радуев:

Бригадные генералы Али Султанов, Салман Абуев и Ибрагим Саидов были одеты в форму ичкерийской армии и объяснили свое решение стать рядом с Кадыровым желанием прекратить бессмысленную войну и приложить все силы для спасения простых людей, которые в первую очередь страдают от продолжающихся боевых действий. Полевые командиры заявили, что главная задача, которая стоит перед чеченцами, это избавиться от иностранцев, воюющих на чеченской территории, призвать к ответу бандитов, причастным к похищениям людей и другим тяжким преступлениям. С этой целью они намерены сформировать свои вооруженные формирования и пригласили к сотрудничеству тех, кто желает перейти к мирной жизни. Так Салман Абуев заявил, что у него уже имеется крупное вооруженное формирование, готовое выполнить указания нового главы администрации республики Кадырова.

Бывший вице-премьер в правительстве Ичкерии Али Султанов подчеркнул, что "когда надо было, когда он был уверен в целях войны, он воевал, а теперь - другое дело, теперь речь идет о спасении нации и здесь, как он сказал, никаких компромиссов быть не должно". Свое выступление полевые командиры закончили возгласом "Аллах Акбар", что должно было подчеркнуть, что они не предатели, а стоят на тех же позициях, что и раньше, беспокоятся за народ и готовы защищать его интересы.

Растиражированные кассеты с обращением полевых командиров и Ахмада Кадырова были доставлены во все крупные населенные пункты Чечни, где работают местные телеканалы. Таким образом Кадыров попытался охватить как можно большее количество аудитории, так как эта пропагандистская акция была ориентирована не только на молодых людей, которые состоят в вооруженных отрядах или собираются уходить в горы, но и на их родителей и родственников. Кадыров в окружении полевых командиров объяснил, чего он хочет: объединить чеченцев, прекратить войну, защитить тех, кто причастен к боевым действиям и через пару лет, когда ситуация более-менее прояснится, провести референдум о статусе республики. Кадыров также сообщил, что на определенный период он наделен полномочиями амнистировать всех, кого считает нужным, и пообещал помощь тем, кто желает прекратить войну. Реакция со стороны Масхадова не заставила себя ждать. Он назвал их "трусами, недостойными званиям воина Ичкерии". Кстати, его указом эти полевые командиры были разжалованы в рядовые еще несколько месяцев назад.

Петр Вайль:

В прямом эфире Радио Свобода Андрей Бабицкий. Андрей, к вам вопрос: вот, в очередной раз командующий российской группой войск в Чечне генерал Трошев заявил, что "война закончена и началась антитеррористическая операция", хотя, казалось бы, только об антитеррористической операции и шла речь все время. Что вообще происходит, по вашей оценке?

Андрей Бабицкий:

Петр, я думаю, что те выводы, которые делают российские официальные лица из заявлений полевых командиров, все-таки отчасти преждевременны, потому что то, что мы называем "чеченским сопротивлением", было разрозненно еще с самого начала боевых действий. Можно говорить о том, что у него было несколько крыльев. Были достаточно умеренные командиры, которые сейчас готовы к сотрудничеству с российскими властями, были радикалы, которые остаются на своих боевых позициях, и готовы и дальше вести боевые действия. Мне представляется, что сегодня вообще довольно сложно судить о том, что происходит в стане сопротивляющихся, потому что котел накрыли крышкой, и какое ядовитое варево там варится - об этом можно будет судить только тогда, когда либо давление, пресс на чеченскую проблему несколько ослабнут, либо температура кипения достигнет своих пределов.

Мне кажется, что война, конечно, не закончилась, по всей вероятности, достигнута некоторая стабильность. Мы видим, что уже в течение длительного времени идет то, что называют "минной войной". По всей вероятности, так это и будет продолжаться. Единственное, что как мне представляется, ресурсы сопротивления сейчас действительно невелики и поэтому никакие широкомасштабные акции ни со стороны Масхадова, ни со стороны Басаева, по всей вероятности, сейчас инициироваться не будут. Зимой, вполне возможно, боевые действия вообще утихнут, и так и останется эта фаза вялотекущей "минной войны".

Может быть, к следующему лету, может быть, через год, может быть, через два - мне представляется, что в принципе ситуация складывается таким образом, что как только пресс военно-полицейского произвола слегка ослабнет, все равно недовольство будет находить себе формы для выражения. Будет ли оно выражаться посредством вооруженного сопротивления или все-таки у чеченцев появится возможность прибегнуть к политическому противостоянию - сложно сказать, но то, что война не закончена, а чеченская проблема не разрешена и неразрешима военными методами - в этом сомнений быть не может.