"Улыбка генерала Манилова"...

Ведущий программы "Liberty Live" Владимир Бабурин:

Российское военное командование устами генерала Манилова в очередной раз заявило о завершении военной части операции в Чечне. Комментирует Андрей Бабицкий:

Андрей Бабицкий:

Объявить в очередной раз о водружении российского флага над поверженным чеченским рейхстагом -уже привычное, но от этого не менее приятное, судя по выражению лица, занятие для официального военного пропагандиста - генерала Манилова. Увы, заявление о долгожданном завершении военного этапа чеченской операции и переходе к полицейским мероприятиям вряд ли будет воспринято серьезно, как в России, так и на Западе. С этими заявлениями похоже уже смирились все, как с неизбежной и обязательной ложью, сопровождающей многие действия и решения российских политиков, а тем более - военных. Улыбка Валерия Манилова, по какому поводу она бы не расцвела на телеэкране, это уже символ угрожающего покушения на реальность и здравый смысл.

Между тем, в ситуации после президентских выборов возобновление этого не вполне осмысленного генштабовского вербального ритуала имеет достаточно очевидный общеполитический смысл. Успешные "смотрины" в Англии потребовали от Владимира Путина столь незначительных реверансов в сторону Запада по поводу чеченской кампании, что он после минимальной паузы с легким сердцем вернулся к обычной для себя рассуждениям о необходимости борьбы с терроризмом. Возможно, необычайная легкость, с которой и.о. президента прошел экзамен на публичность в Европе, вдохновила и военных, которые тоже занялись привычным им делом - тиражированием победных реляций. Таким образом, можно предположить, что в представлении политического руководства России о перспективах войны ровным счетом ничего не изменилось. Их основа - все тот же расчет на использование силы - военной или полицейской - не суть важно.

Другое дело, что теперь российской власти, поскольку она столь успешно представила себя на Западе, стоит овладеть искусством реверанса с выражением необременительных извинений. Когда очередная объявленная победа обернется очередной кампанией произвола, когда в очередной раз речь зайдет о гибели гражданского населения, может возникнуть нужда в более размашистом поклоне. Впрочем, может и не возникнуть.