Пресс-конференция общества "Мемориал" в связи с захоронением у Ханкалы

Елена Фанайлова, Москва:

Сотрудники правозащитного центра "Мемориал" опровергают официальную информацию о том, что захоронение неподалеку от российской военной базы у дачного поселка Ханкалы является "кладбищем боевиков". Правозащитники располагают доказательством внесудебных казней, проводимых российскими военными. Об этом говорилось в понедельник на пресс-конференции в Институте развития прессы.

Председатель совета правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов, который только что вернулся из Чечни, уверен, что чеченские боевики не имеют отношения к захоронению у Ханкалы:

Олег Орлов:

Хотя бы потому, что все-таки значительная часть тел туда попала явно уже после того, как в декабре Ханкала была взята под контроль федеральными силами. Вполне очевидно, что с декабря в течение первых месяцев федеральные силы уже провели рядом со своей основной базой целый ряд "зачисток", и не увидеть какие-то захоронения они не могли. Вполне очевидно, что эти люди, попавшие туда являются жертвами внесудебных казней, и уж совсем точку над I ставят факты, указывающие на то, что по крайней мере часть тел, находившихся в Дачном поселке у Ханкалы, были опознаны как люди, которые были уже этой зимой задержаны представителями федеральных сил.

Елена Фанайлова:

На опознании захороненных 28 февраля и 2 марта сотрудники "Мемориала" зафиксировали 7 женских трупов. Фотографии эксгумированных трупов из захоронений Ханкалы с комментариями независимых судебных медиков размещены на сайте www.memo.ru. На них фиксируются огнестрельные и колото-резаные раны, несовместимые с жизнью. Врач Александр Соколов считает, что руки покойных были связаны при жизни:

Александр Соколов:

В принципе, руки могут быть связаны по разным совершенно причинам, в том числе и для транспортировки волоком. Вместе с тем для транспортировки волоком как бы не требуется тщательного завязывания узлов на руках, но опять-таки не требуется тщательного завязывания узлов если просто для похорон, например...

Елена Фанайлова:

"Ханкала - не единственное место в Чечне, где захоронены задержанные российскими военными мирные жители", - заявил Олег Орлов:

Олег Орлов:

Обнаруженное захоронение, а вернее сказать - свалка трупов рядом с российской военной базой Ханкала, не является для Чечни чем-то уникальным, единичным или экстраординарным событием. Захоронения тел людей, которые были задержаны, уже обнаруживались. Есть целый ряд фактов, известных нам, когда задержанные люди, их тела, потом обнаруживались со следами пыток и насильственной смерти. Вот, например, в ночь с 3 на 4 декабря в городе Урус-Мартан военнослужащие ночью вошли в дом семьи Гаевых и увели оттуда двух людей - отца и сына - а вскоре недалеко от села Шами-Юрт Ачхой-Мартановского района были найдены два тела вот этих уведенных людей. Бывают случаи, когда более крупные захоронения, такие, как в районе Танги-Чу, например, находятся. А масса случаев, когда два, три, четыре тела людей, которые до этого были задержаны, потом обнаруживаются - прикопанные, неприкопанные... Например, нам известно, в районе села Старые Атаги в сентябре было обнаружено еще одно захоронение. Я могу приводить еще и еще примеры - у нас их много, этих примеров.

Елена Фанайлова:

"Количество захороненных у Ханкалы занижено официальными органами", - уверен Олег Орлов:

Олег Орлов:

По нашим данным, общее количество тел, которые находились в этом Дачном поселке около Ханкалы, заведомо более 50. Потому что на 2-е марта на опознании в МЧС находились 50 тел. В этот день Чернов говорил об обнаруженных 48 телах. Но нам также известно, что до этого были вывезены не менее 4 тел. Те цифры, которые нам известны о вывозе - за выкуп - не за выкуп, но, во всяком случае, полу, так сказать, легально, до того, как прокуратура взяла это под свой жесткий контроль - это минимум... Конечно, кто-то знал, что там есть тела. Ведь сейчас по всей Чечне ходят несчастные матери и жены исчезнувших людей, и везде расспрашивают - в ряде случаев эти чеченские посредники действительно устанавливают связь между родственниками исчезнувших и представителями федеральных сил, и если, так сказать, подтверждается данное тело, то за дополнительную плату тело вывозится.

Елена Фанайлова:

Правозащитники считают, что позиция официальных органов, в том числе прокуратуры, затрудняет ход расследования. Говорит Татьяна Касаткина:

Татьяна Касаткина:

Прокурор нам жаловался, что нет мешков для вывоза трупов. Нет ни видео, и никакой другой техники для того, чтобы фиксировать сами эти трупы и делать съемку мест, где лежат эти трупы. У судмедэкспертов кроме перчаток и скальпеля ничего нет. И сделать какой-то анализ они просто не имеют возможности. Если срочно не будут изменены как бы условия работы то, в общем-то, уголовное дело по сути дела рассыплется. И тут мы можем понимать: хотят ли наши структуры расследовать это дело, или не хотят.

Елена Фанайлова:

Руководители общества "Мемориал" намерены обратиться в Государственную Думу России с требованием открытых парламентских слушаний по факту обнаружения массовых захоронений в Чечне.