Дело Андрея Бабицкого. Конституция и законность попираются на всех уровнях

Программу ведет Петр Вайль. В ней участвуют: Директор Московского Бюро Радио Свобода Савик Шустер, специальный корреспондент Радио Свобода в Чечне Владимир Долин, корреспонденты Радио Свобода в Москве Михаил Соколов и Андрей Трухан.

Петр Вайль:

В Чечне продолжаются розыски журналиста Радио Свобода Андрея Бабицкого, который был арестован по подозрению в участии в незаконных вооруженных формированиях и содержится в СИЗО на той части территории Чечни, которая находится под контролем российских войск. Розысками занимается наш корреспондент Владимир Долин:

Владимир Долин:

К этому часу к сожалению у нас нет новой информации о судьбе Андрея Бабицкого. Но теперь мы представляем его путь. 15 января он в последний раз звонил в московское бюро Радио Свобода из Грозного. 18 января он выходил из охваченного боями Грозного и в районе Старой Сунжи был задержан федеральными силами. Его вместе с другими пленными сначала привезли в райцентр Урус-Мартан в 27 километрах от Грозного. Здесь несколько дней его продержали в расположении Сводного отряда МВД России. Из Урус-Мартана журналиста отправили в фильтрационный пункт на станции Чернокозово Наурского района Чечни. Этот фильтрационный пункт расположен на территории колонии строгого режима, которая существовала здесь до 1991-го года. В прошлую войну здесь также находился "фильтрапункт". Понятие "фильтрапункт" появилось во время первой чеченской войны. Официально "фильтрапункты" предназначались для выявления боевиков. Однако, на практике на "фильтр" мог попасть всякий, кто имел несчастье не понравиться солдатам или милиционерам на любом блок-посту. Считалось, что на той войне более печальной участи не было. Попасть на "фильтрапункт" было легко, но выбраться оттуда удавалось немногим. Те, кому посчастливилось выйти из "фильтра", рассказывали о страшных пытках и издевательствах в этих застенках. Многие офицеры федеральных сил, у которых мы пытались узнать хоть что-нибудь о судьбе Андрея Бабицкого, недоумевают: "Зачем было нужно задерживать журналиста, который выполнял свой профессиональный долг". Заместитель вице-премьера Николая Кошмана командир чеченской милиции Беслан Гантамиров пообещал содействовать освобождению корреспондента Радио Свобода. Но пока Андрей остается в тюрьме.

Петр Вайль:

Сергей Ястржембский, помощник президента России по координации информационно-аналитической работы федеральных органов власти, принимающих участие в проведении контртеррористической операции на Северном Кавказе , на своем очередном брифинге поделился информацией о корреспонденте Радио Свобода Андрее Бабицком. Рассказывает Андрей Трухан:

Андрей Трухан:

Последний день января, возможно, станет переломным в отношении официальных российских лиц к судьбе корреспондента Радио Свобода Андрея Бабицкого . В первой половине дня руководителей Радио Свобода Джеффа Тримбла и Савика Шустера принял Сергей Ястржембский, помощник и.о. президента России по информационно-аналитической работы федеральных органов власти. Ястржембский пообещал довести обеспокоенность руководства и сотрудников Радио Свобода судьбой Андрея Бабицкого до сведения Владимира Путина. Правда, и спустя несколько часов выступая на брифинге перед журналистами российских и зарубежных СМИ Ястржембский признал, что еще не смог переговорить об этом с Путиным.

Сергей Ястржембский:

Я пока не могу дать вам дополнительной информации об оценке произошедшего со стороны и.о. президента РФ, потому что до нашей встречи у меня не было возможности переговорить с Владимиром Владимировичем Путиным.

Андрей Трухан:

Впрочем, губернатор Новгородской области Михаил Пруссак, опираясь на одному лишь ему известную информацию в интервью агентству "Интерфакс" подчеркнул, что Владимир Путин поступил совершенно правильно, взяв под контроль историю с Бабицким. Несколько ранее министр внутренних дел Рушайло в интервью тому же "Интерфаксу" сообщил, что решение об освобождении Андрея Бабицкого будет принято Генеральной Прокуратурой, в связи с чем Сергей Ястржембский счел необходимым предостеречь журналистов от поспешной интерпретации появляющейся из различных источников официальной информации.

Сергей Ястржембский:

Агентство "Интерфакс" дало сообщение в такой вот интерпретации со ссылкой на министра внутренних дел Владимира Рушайло о том, что Генеральная Прокуратура примет решение об освобождении Бабицкого. Ну, скажем так: теоретически это правильно сказано, только не следует это рассматривать как уже принятое решение об освобождении Бабицкого, потому что такая интерпретация уже появилась.

Андрей Трухан:

В свою очередь, и.о. Генерального прокурора Владимир Устинов публично обещал, что законность в расследовании ситуации с Андреем Бабицким будет неукоснительно соблюдена. В ближайшее время Устинов собирается побывать в Чечне, что, по мнению Сергея Ястржембского, может помочь в разрешении ситуации с Андреем Бабицким:

Сергей Ястржембский:

Завтра, самое позднее в среду, и.о. Генерального прокурора РФ Владимир Устинов отправится на Северный Кавказ для решения целого ряда задач, в том числе, если на месте никаких иных решений не будет принято, познакомиться с делом Бабицкого с тем, чтобы возможно приять соответствующее решение непосредственно на месте.

Андрей Трухан:

А мы выражаем надежду, что достаточно скоро слова российских официальных лиц будут подтверждены их же конкретными делами, и наш коллега и друг Андрей Бабицкий вернется к исполнению своих профессиональных обязанностей, забыв как кошмарный сон все, что происходит с ним в последнее время.

Петр Вайль:

Вот еще новость о самых высоких российских официальных лицах у нашего московского корреспондента Михаила Соколова:

Михаил Соколов:

Сегодня состоялась встреча семи главных редакторов российских газет с и.о. президента Владимиром Путиным, на ней одним из участников был поднят вопрос о том, что арестован журналист Радио Свобода Андрей Бабицкий и следовало бы принять меры к его освобождению. На это и.о. президента Путин ответил, что наш коллега не арестован, а задержан и что он - Путин в курсе дела. Больше на этой встрече по сообщению источников ничего сказано не было, видимо, наши коллеги - главные редакторы решили не углублять такой острый разговор. Не знаю, как трактовать подобный ответ Владимира Путина, но ясно, что он занимает такую позицию, исходя из своих юридических познаний, в том плане, что правоохранительные ведомства действуют в рамках своей компетенции независимо от воли главы государства. Я так понял то, что мне сообщили.

Петр Вайль:

В прямом эфире директор Московского Бюро Радио Свобода Савик Шустер, который сегодня вместе с директором вещания Радио Свобода Джеффом Тримблом встречался с Сергеем Ястржембским. Савик, я попрошу вас поделиться впечатлениями об этом и вообще о вашем представлении: как дело Андрея Бабицкого фигурирует в высших слоях российской власти?

Савик Шустер:

Я вам скажу что мне очень сложно поделиться впечатлениями, потому что они в самом деле смешанные. Утром было такое впечатление, что в верхах российской власти есть желание очень быстро решить эту проблему, по крайней мере, мы такое впечатление получили после встречи с Сергеем Ястржембским. Во второй половине дня это впечатление таким уже не было, потом уже пошли разговоры о том, что необходима поездка Владимира Устинова - и.о. Генерального прокурора в Чечню, и что, может быть, он решит это дело, и что за все отвечает Владимир Путин - всем было ясно, что за все отвечает Владимир Путин. Я думаю, что теперь у нас совсем другие ощущения. Не знаю, по какой причине Андрей Бабицкий продолжает оставаться в Чечне под стражей. И.о. президента говорит, что он не арестован, а задержан, а представитель Генеральной Прокуратуры Бирюков сказал, что он был арестован 27-го числа и ему был предъявлен ордер на арест. В общем, все это - путаница, абсолютная, политическая, юридическая и лексическая. Но, в конце концов, можно сказать одно: что ситуация полного беззакония продолжается. Ведутся какие-то следственные действия без присутствия адвоката. Никто не знает, где находится Бабицкий, к примеру: на встрече с Сергеем Ястржембским нам было сказано, что местонахождение Бабицкого будет объявлено в 3 часа дня - ничего не произошло. Никто не знает, где Андрей Бабицкий: таким образом ни один журналист, ни один адвокат, вообще ни один человек не может попытаться поехать и выяснить, в каких условиях он содержится. Во-вторых, нам говорится: вот тот человек уехал, тот человек уехал в Чечню, но это - ситуация, где нет никакого контроля над людьми, не в плохом, а в хорошем смысле этого слова. Никто из журналистов не полетел с Бирюковым, поэтому, никто не знает, что происходит, что господин Бирюков видел, правда ли, что он рассказывает чиновникам в Москве. Вот даже Владимир Устинов улетит в Чечню, один, без журналистов, мы не будем знать, чем он занимается, что он делает и так далее. Речь идет о судьбе одного человека - Андрея Бабицкого, журналиста, в данной ситуации, пока, одного человека, но, как мы знаем, опыт обращения с одним человеком потом очень успешно применяется в обращении со множеством людей. Таким образом, ситуация с Андреем Бабицким - это очень серьезная ситуация, потому что брошен вызов, просто - вызов всем журналистам России. Человек арестован, ведутся какие-то следственные действия, и никто - ни пресса, ни закон не в состоянии его защитить - вот в чем проблема: никто не может защитить одного человека против власти. Это в самом деле ничего хорошего о настоящем моменте не говорит.

Петр Вайль:

Савик, действительно возникает масса неясностей, начиная от вот этой какой-то страшной кодовой фразы: "Это дело находится под личным руководством Владимира Путина", - почему? Почему судьба задержанного журналиста, которому, поначалу, во всяком случае, предъявлено обвинение в том, что у него нет аккредитации, находится под контролем ни больше, ни меньше как самого и.о. президента? И кончая такой тревожной мелочью, как тем, что Андрей запросил помощи окулиста. Но что у него - вдруг ему показалось, что он плохо видит - нет, наверное, это все-таки связано с какой-то травмой. Короче говоря, все это тревожно, но вы напрямую общались с помощником и.о. президента по Чечне Сергеем Ястржембским и говорите, что после встречи с ним у вас был некоторый оптимизм. Почему?

Савик Шустер:

Потому что, во-первых, было у Сергея Ястржембского желание предложить Владимиру Путину быстрое решение этой проблемы, и было такое ощущение, что Владимир Путин с таким предложением может согласиться, с тем, что это - неудобное дело, оно никому не нужно, в принципе создано людьми, которые не имеют отношения к политике, политикой не занимаются и не понимают последствия такого дела. И вот было ощущение, что в самом деле надо это решить. А как бы этого ощущения сегодня вечером уже нет. Почему ответственность несет Владимир Путин? Потому что у меня ощущение, что за все, что происходит в Чечне несет ответственность Владимир Путин, а по большому счету, это - главная ответственность, которую он сейчас несет, его главное решение в карьере премьер-министра и и.о. президента. Хорошо это или плохо? Естественно, это очень плохо, мы все это понимаем, потому что президент не должен решать такие проблемы. Он гарантирует Конституцию и законность, а здесь они попираются на всех уровнях. Что же касается вызова окулиста, и по каким причинам он был вызван и что случилось - мы возвращаемся к тому с чего начали. Если кто-то ведет следственное действие против Андрея Бабицкого, то они не могут это делать без адвоката Андрея Бабицкого. То, что Генпрокуратура предлагала ему адвоката, а он от него отказался - во-первых адвокатов выбирает семья. У Андрея Бабицкого есть жена. За все это время жена Бабицкого получила только один звонок орт человека, который представил себя прокурором Наурского района Чечни. Никто не удосужился позвонить самому близкому человеку - жене и сказать: "Ваш муж задержан, арестован, ведется следствие - как вы будете себя вести"? Это полное нарушение всяческих норм и законов, и поэтому окулист в эти нарушения прекрасно вписывается. Гадайте - вы, жена, дети, зачем вашему отцу и мужу понадобился окулист - гадайте! Больше Петр я ничего не могу сказать.

Петр Вайль:

Да, к сожалению, все предположения на эту тему крайне печальны.