Андрей Королев, Мурманск:
Вдова командира подводной лодки "Курск" Ирина Лячина обвиняет созданную губернатором Мурманской области Евдокимовым Комиссию по оказанию помощи семьям погибшего экипажа "Курска" в неправильном распределении благотворительных денежных средств. Она приняла решение выйти из нее. Письмо вдовы командира затонувшей подводной лодки было опубликовано в четверг в газете "Комсомольская Правда". Лячина, в частности, пишет о том, что комиссия приняла решение оплатить из благотворительного фонда благодарственные письма от имени губернатора организациям и предприятиям, оказавшим помощь семьям членов экипажа. Из Фонда также должна быть оплачена книга Олега Попцова: "АПЛ Курск - хроника трагедии". Сначала комиссия была создана для распределения благотворительных средств семьям погибших моряков.
В Мурманске говорят, что этого скандала ждали. Еще в конце августа, когда впервые зашла речь об открытии специального губернаторского счета и учреждении Комиссии по оказанию помощи семьям погибшего экипажа "Курска", возглавляемой заместителем губернатора Людмилой Чистовой, которая в администрации области обычно ведает всеми социальными делами, наблюдатели высказывали сомнения в эффективности работы комиссии, а главное - в ее открытости. Изначально в состав этого органа вошли представители областной администрации, высокопоставленные офицеры Северного Флота, один журналист, а также вдова капитана подлодки Ирина Лячина, которая, кроме того, представляла в комиссии Комитет вдов членов экипажа. Впрочем, комиссия представляла собой наблюдательный совет при самом губернаторе, в функции которого входил контроль за поступающими на специальный губернаторский счет средствами от предприятий и организаций, как регионов, так и всей России, пообещав регулярно информировать общественность о расходовании средств, руководство комиссии собственно этим и ограничило общении с прессой. В коротких справках о том, как распределяются средства, поступавших от пресс-службы губернатора, лишь констатировалось, что в поселке Видяево проведен косметический ремонт жилых домов, отреставрировано здание школы, перечислены деньги на закупку компьютеров и ластиков. Дальше этого дело не пошло.
Вдова мичмана Олега Трояна Алла в интервью Радио Свобода сказала, что командование Северного Флота и представители администрации, которые, как она выразилась, проявляли неподдельное внимание к родственникам в дни, предшествовавшие приезду в поселку президента Путина, теперь заняты другими делами:
Алла Троян:
Больше теплоты и искреннего сочувствия идет от простых людей, правда. Они прямо вот ревут, стоят, и не то, что слезы какие-то показные, а на самом деле, я вроде стою, улыбаюсь, а они плачут. Я говорю: "Ну что вы, не плачьте", - и следом за ними. Представляете... А насчет счетов, говорят, что да, вот мы тут обогатились и все на свете... Но, во-первых, мы еще со счета только начали получать, после всего, после всевозможных требований... Наверное, кто-то крутит, да, ну, Бог с ними... Полной информации нет: говорят нам, конечно, но мы же не можем все это сами проверить, тем боле, что мы некомпетентны - нам покажут какую-то бумагу... Пусть все это будет на совести тех людей, которые этим занимаются. Если кто-то может нажиться на всем этом, то ради Бога - пусть живет с этим, лишь бы пошло на пользу...
Андрей Королев:
Супруга мичмана Трояна Алла говорит, что выражает общие настроения родственников, которые по-прежнему живут в гарнизоне Видяево. При этом она - одна из немногих, кто, говоря в микрофон, не скрывает своего имени. Остальные, по их собственному признанию, боятся высказывать недовольство в открытую. Отвечая на вопрос, чего боятся жены моряков, Алла Троян заявляет, что большинству родственников есть что терять - они не собираются оставаться в забытом Богом Видяево навсегда и предпочитают выехать на "большую землю" в среднюю полосу России, где по указанию президента им должны выделяться благоустроенные квартиры по первому требованию. Однако, перспективы переселения в обещанное жилье могут оказаться слишком далекими для тех, кто открыто пытается влиять на ситуацию. Известно, что всеми этими вопросами ведает упомянутая комиссия при губернаторе Евдокимове. В администрации Мурманской области признают, что все без исключения члены комиссии в первые же дни работы начали испытывать растерянность от потока денежных средств, поступающих на счет фонда. "Произведя самые необходимые выплаты родственникам чиновники стали решать, как тратить деньги дальше", - говорит в интервью Радио Свобода член комиссии - мурманская журналистка Наталья Чеснокова. Когда стали поступать первые сообщения о готовящейся к изданию книге Олега Попцова о "АПЛ "Курск" - хроника трагедии" председатель комиссии Людмила Чистова обратилась к членам комиссии с просьбой выделить 23 тысячи рублей на приобретение тысячи экземпляров. Не найдя доводов против, комиссия проголосовала за это решение. Один голос против принадлежал Ирине Лячиной.
Наталья Чеснокова:
Просто здесь произошла ситуация, когда нужно было прислушаться друг к другу и не идти на конфликт - ни Чистовой, ни Лячиной. Вот они говорят: "Нужно было сначала книжки увидеть и почитать, а потом мы скажем, хотим ли мы, чтобы эта книга была во всех школах и библиотеках области - вот дайте нам такую возможность". Чистова настояла на том, что "нет - решение нужно принимать сейчас", - его приняли. Только я не знаю, почему Лячиной нужно было столько времени, чтобы принять такое решение о выходе из комиссии. У них тоже там свои отношения, у них тоже там свои проблемы существуют. Просто, когда дележка денег наступает, всегда есть проблемы. Никогда все не будут довольными.
Андрей Королев:
Но разве деньги, поступающие на этот счет, предусмотрены для подобных целей - для оплаты благодарственных писем, для закупки тиража книг и так далее?
Наталья Чеснокова:
Счет и комиссия называются "Комиссия по оказанию помощи семьям погибших моряков". В каком как бы виде эта помощь может оказываться - это вот решает комиссия, наверное, это не лучший способ использования этих денег, но просто проблема в том, вообще на что их тратить эти деньги? Выдать им всем? Выдавали по 20 тысяч женам и родителям, по 10 тысяч женам, которые формально не зарегистрированы - это уже было. Путевки, все остальное, это все отдельно - отдельные особые деньги, а что делать с остальными - никто не знает. Раздать им? А вдруг через год - два кто-кто скажет: "А у меня украли , у меня пропали, у меня сгорел дом, у меня - не знаю что". Если бы было известно изначально, что правительство проявит в данном случае эксклюзивное такое внимание, то ненужно было бы никакие счета открывать, а сейчас это - головная боль, и она будет до тех пор, пока эти деньги будут там. Так что, наверное, лучше принять какое-то решение - другое дело - как его согласовать с теми, кто жертвовал на этот счет...
Андрей Королев:
А какое это может быть решение?
Наталья Чеснокова:
Не знаю, я вообще считаю, что лучше, что называется, вложить в какое-нибудь будущее. Но это опять-таки надо вынести на какое-то обсуждение. А как это сделать практически - я не знаю.
Андрей Королев:
Только ближе к вечеру губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов собрал журналистов для того, чтобы, как он выразился, объясниться с общественностью. Столь позднюю реакцию на заявление Ирины Лячиной он объяснил желанием получить оригинал этого документа, выдержки из которого привела "Комсомольская Правда". После того, как газета прислала ему по факсу оригинал, губернатор вышел в Овальный Зал областной администрации. Свое объяснение Юрий Евдокимов начал с того, что впервые за все время существования комиссии огласил содержание ее банковского счета.
Юрий Евдокимов:
На сегодняшний день поступило 17 миллионов 538 тысяч 945 рублей. Из них израсходовано 4 миллиона 53 тысячи 748 рублей с копейками. Остаток на счете сегодня: 13 миллионов 485 тысяч 97 рублей. Сообщаю также, что по неоднократным просьбам иностранных граждан и юридических лиц, которые обращались к нам по поводу оказания помощи семьям погибших подводников, мы открыли специальный валютный счет. На нем сейчас 266 850 долларов США и 2 тысячи финских марок. Все эти деньги неприкосновенны ни для одного из чиновников, все решается исключительно комиссией.
Андрей Королев:
Что касается собственно ситуации вокруг заявления Ирины Лячиной, то Юрий Евдокивмов поступил так, как, видимо, и должен был поступить. Он начал атаку на журналистов, приложивших, по его выражению, руку к изданию книги "АПЛ "Курск" - хроника трагедии.
Юрий Евдокимов:
Ирина Юрьевна Лячина очень попросила, прежде всего, вас - журналистов - не пришивать ей никакой политики, что она совершенно не хотела бы участвовать ни в каких политических разборках, а тем более - в сталкивании различных издательских домов... Если говорить об этой книге, то это - просто крик ее души, что ее порой несколько расстраивает бездушное отношение некоторых членов комиссии к вдовам. Ее несколько возмутило появление этой книги, а не сам факт рассмотрения на комиссии вопроса об ее оплате, а содержание книги, то есть, это - сборник всего того, что было в свое время в различных изданиях опубликовано. Это - попытка быстро скомпоновать хотя бы что-то, и эта книга 2-го числа появилась здесь. Претензии к содержанию, но это ведь - претензии к авторам, к вам, в основном, к тем, кто в свое время в различных изданиях публиковался и что-то перепутал.
Андрей Королев:
Сама Ирина Лячина в четверг была вне досягаемости. Известно лишь, что в поселке Видяево состоялось экстренное заседание Комиссии по оказанию помощи семьям погибших, на которое приезжал начальник штаба Северного Флота Михаил Моцак. Заседание оказалось настолько экстренным, что даже губернатор области не знал ничего про ее решение, а у самой Ирины Лячиной, вероятно, был отключен домашний телефон.
Вдова командира подводной лодки "Курск" Ирина Лячина обвиняет созданную губернатором Мурманской области Евдокимовым Комиссию по оказанию помощи семьям погибшего экипажа "Курска" в неправильном распределении благотворительных денежных средств. Она приняла решение выйти из нее. Письмо вдовы командира затонувшей подводной лодки было опубликовано в четверг в газете "Комсомольская Правда". Лячина, в частности, пишет о том, что комиссия приняла решение оплатить из благотворительного фонда благодарственные письма от имени губернатора организациям и предприятиям, оказавшим помощь семьям членов экипажа. Из Фонда также должна быть оплачена книга Олега Попцова: "АПЛ Курск - хроника трагедии". Сначала комиссия была создана для распределения благотворительных средств семьям погибших моряков.
В Мурманске говорят, что этого скандала ждали. Еще в конце августа, когда впервые зашла речь об открытии специального губернаторского счета и учреждении Комиссии по оказанию помощи семьям погибшего экипажа "Курска", возглавляемой заместителем губернатора Людмилой Чистовой, которая в администрации области обычно ведает всеми социальными делами, наблюдатели высказывали сомнения в эффективности работы комиссии, а главное - в ее открытости. Изначально в состав этого органа вошли представители областной администрации, высокопоставленные офицеры Северного Флота, один журналист, а также вдова капитана подлодки Ирина Лячина, которая, кроме того, представляла в комиссии Комитет вдов членов экипажа. Впрочем, комиссия представляла собой наблюдательный совет при самом губернаторе, в функции которого входил контроль за поступающими на специальный губернаторский счет средствами от предприятий и организаций, как регионов, так и всей России, пообещав регулярно информировать общественность о расходовании средств, руководство комиссии собственно этим и ограничило общении с прессой. В коротких справках о том, как распределяются средства, поступавших от пресс-службы губернатора, лишь констатировалось, что в поселке Видяево проведен косметический ремонт жилых домов, отреставрировано здание школы, перечислены деньги на закупку компьютеров и ластиков. Дальше этого дело не пошло.
Вдова мичмана Олега Трояна Алла в интервью Радио Свобода сказала, что командование Северного Флота и представители администрации, которые, как она выразилась, проявляли неподдельное внимание к родственникам в дни, предшествовавшие приезду в поселку президента Путина, теперь заняты другими делами:
Алла Троян:
Больше теплоты и искреннего сочувствия идет от простых людей, правда. Они прямо вот ревут, стоят, и не то, что слезы какие-то показные, а на самом деле, я вроде стою, улыбаюсь, а они плачут. Я говорю: "Ну что вы, не плачьте", - и следом за ними. Представляете... А насчет счетов, говорят, что да, вот мы тут обогатились и все на свете... Но, во-первых, мы еще со счета только начали получать, после всего, после всевозможных требований... Наверное, кто-то крутит, да, ну, Бог с ними... Полной информации нет: говорят нам, конечно, но мы же не можем все это сами проверить, тем боле, что мы некомпетентны - нам покажут какую-то бумагу... Пусть все это будет на совести тех людей, которые этим занимаются. Если кто-то может нажиться на всем этом, то ради Бога - пусть живет с этим, лишь бы пошло на пользу...
Андрей Королев:
Супруга мичмана Трояна Алла говорит, что выражает общие настроения родственников, которые по-прежнему живут в гарнизоне Видяево. При этом она - одна из немногих, кто, говоря в микрофон, не скрывает своего имени. Остальные, по их собственному признанию, боятся высказывать недовольство в открытую. Отвечая на вопрос, чего боятся жены моряков, Алла Троян заявляет, что большинству родственников есть что терять - они не собираются оставаться в забытом Богом Видяево навсегда и предпочитают выехать на "большую землю" в среднюю полосу России, где по указанию президента им должны выделяться благоустроенные квартиры по первому требованию. Однако, перспективы переселения в обещанное жилье могут оказаться слишком далекими для тех, кто открыто пытается влиять на ситуацию. Известно, что всеми этими вопросами ведает упомянутая комиссия при губернаторе Евдокимове. В администрации Мурманской области признают, что все без исключения члены комиссии в первые же дни работы начали испытывать растерянность от потока денежных средств, поступающих на счет фонда. "Произведя самые необходимые выплаты родственникам чиновники стали решать, как тратить деньги дальше", - говорит в интервью Радио Свобода член комиссии - мурманская журналистка Наталья Чеснокова. Когда стали поступать первые сообщения о готовящейся к изданию книге Олега Попцова о "АПЛ "Курск" - хроника трагедии" председатель комиссии Людмила Чистова обратилась к членам комиссии с просьбой выделить 23 тысячи рублей на приобретение тысячи экземпляров. Не найдя доводов против, комиссия проголосовала за это решение. Один голос против принадлежал Ирине Лячиной.
Наталья Чеснокова:
Просто здесь произошла ситуация, когда нужно было прислушаться друг к другу и не идти на конфликт - ни Чистовой, ни Лячиной. Вот они говорят: "Нужно было сначала книжки увидеть и почитать, а потом мы скажем, хотим ли мы, чтобы эта книга была во всех школах и библиотеках области - вот дайте нам такую возможность". Чистова настояла на том, что "нет - решение нужно принимать сейчас", - его приняли. Только я не знаю, почему Лячиной нужно было столько времени, чтобы принять такое решение о выходе из комиссии. У них тоже там свои отношения, у них тоже там свои проблемы существуют. Просто, когда дележка денег наступает, всегда есть проблемы. Никогда все не будут довольными.
Андрей Королев:
Но разве деньги, поступающие на этот счет, предусмотрены для подобных целей - для оплаты благодарственных писем, для закупки тиража книг и так далее?
Наталья Чеснокова:
Счет и комиссия называются "Комиссия по оказанию помощи семьям погибших моряков". В каком как бы виде эта помощь может оказываться - это вот решает комиссия, наверное, это не лучший способ использования этих денег, но просто проблема в том, вообще на что их тратить эти деньги? Выдать им всем? Выдавали по 20 тысяч женам и родителям, по 10 тысяч женам, которые формально не зарегистрированы - это уже было. Путевки, все остальное, это все отдельно - отдельные особые деньги, а что делать с остальными - никто не знает. Раздать им? А вдруг через год - два кто-кто скажет: "А у меня украли , у меня пропали, у меня сгорел дом, у меня - не знаю что". Если бы было известно изначально, что правительство проявит в данном случае эксклюзивное такое внимание, то ненужно было бы никакие счета открывать, а сейчас это - головная боль, и она будет до тех пор, пока эти деньги будут там. Так что, наверное, лучше принять какое-то решение - другое дело - как его согласовать с теми, кто жертвовал на этот счет...
Андрей Королев:
А какое это может быть решение?
Наталья Чеснокова:
Не знаю, я вообще считаю, что лучше, что называется, вложить в какое-нибудь будущее. Но это опять-таки надо вынести на какое-то обсуждение. А как это сделать практически - я не знаю.
Андрей Королев:
Только ближе к вечеру губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов собрал журналистов для того, чтобы, как он выразился, объясниться с общественностью. Столь позднюю реакцию на заявление Ирины Лячиной он объяснил желанием получить оригинал этого документа, выдержки из которого привела "Комсомольская Правда". После того, как газета прислала ему по факсу оригинал, губернатор вышел в Овальный Зал областной администрации. Свое объяснение Юрий Евдокимов начал с того, что впервые за все время существования комиссии огласил содержание ее банковского счета.
Юрий Евдокимов:
На сегодняшний день поступило 17 миллионов 538 тысяч 945 рублей. Из них израсходовано 4 миллиона 53 тысячи 748 рублей с копейками. Остаток на счете сегодня: 13 миллионов 485 тысяч 97 рублей. Сообщаю также, что по неоднократным просьбам иностранных граждан и юридических лиц, которые обращались к нам по поводу оказания помощи семьям погибших подводников, мы открыли специальный валютный счет. На нем сейчас 266 850 долларов США и 2 тысячи финских марок. Все эти деньги неприкосновенны ни для одного из чиновников, все решается исключительно комиссией.
Андрей Королев:
Что касается собственно ситуации вокруг заявления Ирины Лячиной, то Юрий Евдокивмов поступил так, как, видимо, и должен был поступить. Он начал атаку на журналистов, приложивших, по его выражению, руку к изданию книги "АПЛ "Курск" - хроника трагедии.
Юрий Евдокимов:
Ирина Юрьевна Лячина очень попросила, прежде всего, вас - журналистов - не пришивать ей никакой политики, что она совершенно не хотела бы участвовать ни в каких политических разборках, а тем более - в сталкивании различных издательских домов... Если говорить об этой книге, то это - просто крик ее души, что ее порой несколько расстраивает бездушное отношение некоторых членов комиссии к вдовам. Ее несколько возмутило появление этой книги, а не сам факт рассмотрения на комиссии вопроса об ее оплате, а содержание книги, то есть, это - сборник всего того, что было в свое время в различных изданиях опубликовано. Это - попытка быстро скомпоновать хотя бы что-то, и эта книга 2-го числа появилась здесь. Претензии к содержанию, но это ведь - претензии к авторам, к вам, в основном, к тем, кто в свое время в различных изданиях публиковался и что-то перепутал.
Андрей Королев:
Сама Ирина Лячина в четверг была вне досягаемости. Известно лишь, что в поселке Видяево состоялось экстренное заседание Комиссии по оказанию помощи семьям погибших, на которое приезжал начальник штаба Северного Флота Михаил Моцак. Заседание оказалось настолько экстренным, что даже губернатор области не знал ничего про ее решение, а у самой Ирины Лячиной, вероятно, был отключен домашний телефон.