Конкретная дата начала операции по извлечению тел погибших членов экипажа атомной подводной лодки "Курск", до сих пор не определена

Корреспондент "Радио Свобода" в Мурманске Андрей Королев беседует с представителем пресс-службы Северного флота Вадимом Серьгой.

Андрей Королев:

Ситуация вокруг операции по предполагавшемуся ранее подъему тел экипажа атомной подводной лодки "Курск" лежащей на дне Баренцева моря, запутывается тем больше, чем чаще звучат заявления о ее готовности из официальных российских источников. Еще вчера вице-премьер российского правительства Илья Клебанов заявлял, что контракт норвежской компании "Столт Оффшор" с санкт-петербургским КБ "Рубин" готов к подписанию, однако, уже сегодня утром стало ясно, что ни о каком контракте речи вообще не ведется. Представитель по связям с публикой компании "Столт Оффшор" госпожа Бехайм заявила в телефонном разговоре со мной, что Россия до сих пор не представила каких-либо внятных обоснований всей операции. Иными словами, норвежца хотят понять целесообразность столь дорогостоящего и трудоемкого проекта. По мнению госпожи Бехайм, теперь вряд ли вообще стоит торопиться, и будет лучше совместить процесс извлечения тел подводников с подъемом всей лодки. То, что намеченная на октябрь операция явно стопорится, подтверждают и до сих пор неопределенные сроки приезда в Североморск специалистов фирмы "Столт Оффшор".

По ранее звучавшим данным норвежцы должны были прилететь на Северный Флот еще в понедельник. Однако, пока сюда прибыл лишь начальник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ России контр-адмирал Геннадий Верич. Об этом в телевизионном интервью Радио Свобода сообщил представитель пресс-службы флота Вадим Серьга.

Вадим Серьга:

С ним прибыли еще два человека: руководитель группы водолазов, которые тренировались, и главный водолазный специалист. Эта группа из трех человек находится здесь - на Северном Флоте, в ожидании группы специалистов компании "Столт Оффшор" для проведения с ними технических консультаций.

Андрей Королев:

Та группа, которая с Веричем прилетела ранее, чем она сейчас занимается?

Вадим Серьга:

Они находятся здесь в ожидании вот этой группы "Столт Оффшор", этих технических специалистов -иностранцев. Они будут проводить с ними консультации и решать какие-то технические вопросы.

Андрей Королев:

Поедут ли российские водолазы в Норвегию, или все-таки все тренировки будут по-прежнему проходить здесь?

Вадим Серьга:

Российские водолазы еще 13 сентября убыли из Североморска в Санкт-Петербург. От нас они убыли, и вопрос это уже не к нам, а туда - в Санкт-Петербург.

Андрей Королев:

Что сейчас известно о сроках начала операции? (Клебанов постоянно дает противоречивую информацию).

Вадим Серьга:

Это вопросы к Клебанову. Мы точно так же, как и вы, получаем вот эту вот противоречивую информацию. Так что, по срокам ничего не могу сказать. Мы не знаем.

Андрей Королев:

Итак, пока все говорит за то, что подъем тел экипажа "Курска" со дна Баренцева моря, как минимум, откладывается, На российском официальном уровне приводится лишь одна причина такой задержки: норвежцев, якобы, не устраивают сумма контракта, по которому стоимость работ оценивается в 5-7 миллионов долларов. Однако, Норвегия видит совершенно иной повод для оттягивания операции: судя по всему, спецслужбы России намерены существенно ограничить действия норвежских глубоководных водолазов ради сохранения в тайне основных конструкционных секретов лодки. Кроме того, Россия не готова платить за страховку около двух десятков миллионов долларов. Но и это не последняя причина торга. По словам представителя штаба Северного Флота, сославшегося на командующего флотом адмирала Вячеслава Попова, как сдерживающий фактор можно рассматривать заявления вице-премьера Клебанова по поводу "двух вариантов подъема тел подводников". По второму, как известно, предлагается извлечь тела после подъема самой субмарины, но лишь через год. В этом случае все ныне проводящиеся работы по обследованию корпуса "Курска" и тренировки водолазов на аналогичных подлодках теряют всяческий смысл, поскольку к следующему лету условия операции могут кардинальным образом измениться.