"Курск" продолжает тонуть

Петр Вайль, Прага:

В годовщину принято подводить итоги. Извлекать уроки. Делать выводы и обобщения. Всего этого не хочется, да, по сути, и невозможно, потому что итогов нет, уроки не усвоены, выводы удручающе общеизвестны.

Ничего толком не стало за год известно о "Курске" - почему и как произошла катастрофа. Есть, конечно, объективные сложности в прояснении случившегося, но гораздо больше впечатляет всеобщая уверенность, что там, наверху, может и в самом деле не знают правды, но если знают - все равно не скажут. Не сказали же о Листьеве, о Холодове, о взорванных домах, о подземном переходе под Пушкинской площадью, тоже отметившем первую годовщину. Версии отрабатываются - годами.

Народ, население, электорат, публика - называют кто как - поставлен перед невеселым выбором касательно своих властей: либо они не в состоянии разобраться, либо не хотят. В первом случае - глупость и неумелость, во втором - заносчивость и неуважение. Может, и еще хуже - сочетание первого и второго.

Версии все отрабатываются. Идет погружение в детали, отодвигающие главные вопросы, на которые так и нет ответов - почему и как? От обилия технических подробностей происходит банализация трагедии, привыкание к ней. Привыкла же страна к Чеченской войне - к чему привыкнуть вроде бы нельзя: гибели своих граждан на своей территории в течение многих лет. Так становится привычной новостью дня "Курск", погружаясь все глубже, размываясь в сознании, как в морской воде.