"Командование операцией по подъему АПЛ "Курск" использует тактику молчания"

Андрей Королев, Мурманск:

В Баренцевом море продолжается подготовка к операции по подъему атомной подводной лодки "Курск". В понедельник утром водолазы обследовали первый отсек подлодки.

Многочисленные наблюдатели, как в Мурманске, так и в Североморске, начинают с беспокойством отмечать, что, судя по всему, командование операцией предпринимает тактику молчания. Вторые сутки получают строго дозированную информацию о происходящем на месте катастрофы. Наши источники связывают это с трудностями, с которыми приходятся сталкиваться водолазам при работе на корпусе лодки. Лишь в понедельник к полудню нам удалось выяснить, что никакого обследования первого отсека глубоководниками, о котором власти заявляли еще в субботу, не проводилось. Водолазы смогли спуститься к носовой части лодки лишь рано утром 23 июля. Любая попытка получить разъяснения по поводу поспешных заявлений руководства операцией об отсутствии в носовой части атомного ракетоносца неразорвавшихся торпед сейчас наталкивается на категорический отказ что-либо об этом говорить. Командующий Северным Флотом адмирал Вячеслав Попов отсылает прессу к руководству штаба ВМФ, который устами заместителя главкома, а точнее - его пресс-секретаря Игоря Дыгало - на минувшей неделе рапортовал об успешном погружении водолазов в первый отсек.

Наши источники в штабе Северного Флота уже комментируют появившиеся в новостях российских телеканалов видеокадры, распространенные в понедельник ЦКБ "Рубин". Ведущие теленовостей сообщают, что на видеоматериалах запечатлены моменты визуального обследования первого отсека. Специалисты отмечают, что кадры приводятся настолько выборочно, что из них непонятно, действительно ли съемки произведены в носовой части "Курска". При этом видеокартинка, демонстрирующаяся на экранах не более 10 секунд, призвана убедить общественность в том, что неразорвавшегося боезапаса на корабле действительно нет. Один из специалистов Северодвинского "Севмашпредприятия", в свое время участвовавший в строительстве "Курска", попросив не называть его имени, усомнился в достоверности данных телевизионных материалов, подчеркнув при этом, что ссылки военного руководства на соблюдение мер секретности не поддаются никакой критике. По свидетельству самих же военных - сказал мой собеседник - первый отсек находится в таком состоянии, что говорить о нарушении так называемого режима государственной тайны нет никакого смысла - секреты давно похоронены под грудой металла, который раньше назывался носом подлодки - отмечает наш источник.

Вместе с тем наблюдатели начинают задаваться вопросом о целесообразности отделения первого отсека от основного корпуса. Ранее разработчики плана подъема лодки оправдывали необходимость отрезать практически разрушенный отсек возможным наличием внутри него неразорвавшихся торпед, которые могли бы представлять опасность во время отрыва лодки от дна. Теперь настойчивое желание военных оставить носовую часть корабля на месте катастрофы, возможно, подтвердит опасения иностранных наблюдателей по поводу не слишком тщательной подготовки операции. В самое ближайшее время российские власти продемонстрируют общественности так называемый "паспорт безопасности", но вряд ли этот документ, спешно подготовленный в недрах лаборатории ЦКБ "Рубин", можно считать абсолютной гарантией безопасности. Вероятно, одно то, что проект подъема "Курска" разрабатывался без учета положения в первом отсеке, а исследование ситуации на дне моря ведется в процессе работ, когда в план уже практически невозможно внести изменения, может свидетельствовать о том, что специалисты испытывают ощутимое давление со стороны как военных, так и гражданских властей.