"Дубина, о которой недавно столь образно говорил Владимир Путин, приобрела вполне конкретные очертания..."

Программу ведет Петр Вайль. В ней участвуют корреспондент Радио Свобода Марина Катыс, руководитель пресс-службы холдинга "Медиа-Мост" Дмитрий Остальский, ректор Российского Государственного Гуманитарного Университета Юрий Афанасьев, министр по делам печати и информации Российской Федерации Михаил Лесин.

Петр Вайль:

Налоговая инспекция обратилась в четверг в Арбитражный суд Москвы с требованием ликвидировать - за неплатежеспособность - ряд компаний холдинга "Медиа-Мост", включая телекомпанию НТВ. Иск поступил 9 декабря, но известно об этом стало только 15-го. В частности речь идет о закрытии телекомпании НТВ и издательства "Семь Дней". Рассказывает Марина Катыс:

Марина Катыс:

Иск к холдингу был предъявлен в соответствии с пунктом четвертым статьи 99-й Гражданского Кодекса Российской Федерации. Никогда ранее эта статья в России не применялась. Подробнее о сути предъявленного иска рассказывает руководитель пресс-службы холдинга "Медиа-Мост" Дмитрий Остальский:

Дмитрий Остальский:

Существует пункт 4-й статьи 99-й Гражданского Кодекса - изначально довольно спорная статья, но она существует: если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, то общество сначала должно уменьшить уставной капитал, а если он становится совсем небольшим, то общество подлежит ликвидации. Статья сама по себе крайне спорная, потому что ни о каких долгосрочных инвестициях речь идти не может. Если вы взяли кредит на 10 лет, то, естественно, он на самом деле на вашем балансе никак не сказывается, но формально вы должны будете, в конечном счете, ликвидироваться. Так вот, после 1998-го года 90 процентов российских предприятий можно ликвидировать согласно этой статье, не говоря уже о том, что в России просто невозможны долгосрочные проекты. Еще надо учесть, что у нас совершенно иная система бухгалтерского учета, нежели на Западе: отсутствует так называемый консолидированный баланс, то есть, когда предприятие - холдинг, воспринимается как единое целое, что принято во всех развитых странах - учитываются активы всех компаний, входящих в холдинг - у нас это просто отсутствует. Но до сих пор никому не приходило в голову применять эту статью, поэтому благодаря этому, Слава Богу, экономика в России еще теплится. Мы, очевидно, будем первые, скорее всего, и одни из последних. Я не исключаю, что в связи с этой статьей можно и Газпром ликвидировать, и РАО ЕЭС, и еще ряд крупнейших компаний, потому что в принципе эта статья не дает возможности существовать холдинговым системам.

Марина Катыс:

А почему именно сейчас эта статья была применена к холдингу "Медиа-Мост"?

Дмитрий Остальский:

Власть больше не может терпеть независимые от нее СМИ, очевидно, на них так подействовало задержание в Испании Владимира Гусинского, вызвало такое воодушевление, что теперь со всяким, кто осмелится критиковать власть... Я думаю, что к 100 процентам СМИ можно отнести 4-й пункт статьи 99-й Гражданского Кодекса - теперь можно ликвидировать любое СМИ.

Марина Катыс:

Можно ли говорить о том, что российские власти нашли путь управления всеми независимыми СМИ таким образом?

Дмитрий Остальский:

Да, нашли... Я думаю, не управления, а уничтожения неугодных...

Марина Катыс:

То есть, теперь все непокорные СМИ подпадают под четвертый пункт?

Дмитрий Остальский:

Мы, естественно, надеемся еще побороться на юридическом поле и отнюдь не считаем это бесперспективным, но положение не из легких... С концом свободы слова эта страна изменится абсолютно.

Марина Катыс:

Прокомментировать все происходящее я попросила ректора Российского Государственного Гуманитарного Университета Юрия Афанасьева. В контексте всех предыдущих событий, связанных с розыском Гусинского и его арестом в Испании - как вы могли бы прокомментировать это?

Юрий Афанасьев:

Я являюсь членом того Общественного совета, который был создан под руководством Михаила Сергеевича Горбачева на НТВ. Мы несколько раз собирались и обсуждали ситуацию, которая складывается вокруг этого канала и холдинга "Медиа-Мост", а самое главное, что нас волновало всегда - будущее НТВ как одного из телевизионных каналов, который проводит независимую редакционную и кадровую политику, и который отстаивает свою позицию даже в тех случаях, когда она находится в прямом противоречии с официальной позицией властей и президента. Это - право на альтернативный, независимый голос и позицию по всем самым кардинальным вопросам. Речь, скорее, все-таки идет не о каких-то финансово-экономических проблемах, а о перспективе ликвидации этой самой альтернативности и независимости СМИ. Это сообщение, как мне кажется, первое прямое подтверждение этих самых мрачных самых черных опасений, которые тогда высказывались... Я считаю, что НТВ можно рассматривать как одно из национальных достояний России.

Марина Катыс:

Евгений Киселев уже высказал такую мысль, что иск Налоговой инспекции может быть расценен как демонстрация реальных намерений властей в отношении независимого телевидения. Вы считаете, что действительно НТВ могут закрыть?

Юрий Афанасьев:

Я не думаю, что кем-то будет принято такое решение - закрыть НТВ, но можно создавать соответствующие условия, в которых невозможно будет кому-то работать. Если будут приглашать Киселева, а потом и других сотрудников НТВ на самые различные беседы, если будут экономически и финансово оказывать воздействие - и мало ли какие можно изобрести способы, и можно тихой сапой развалить НТВ - снять Киселева, потом еще кого-то, и в сущности НТВ прекратит свое существование.

Марина Катыс:

Как вы считаете, какой будет международный резонанс таких решений в отношении независимого телевидения?

Юрий Афанасьев:

Я думаю, что резонанс будет совершенно определенный: и вот, дубина опустилась, та дубина, о которой говорили, по чьим головам - Гусинского, НТВ, Киселева... Но это уже удар, уже конкретный шаг, действие.

Марина Катыс:

А что это говорит о лице власти?

Юрий Афанасьев:

То, что власти не нравилась независимая позиция - это и так было ясно. Но из этого же можно сделать два совершенно противоположных вывода: можно опустить на чьи-то головы дубину, а можно использовать свои головы по назначению и задуматься - может быть, действительно, нужны какие-то очень серьезные коррективы. Это же хороший повод, чтобы задуматься, и, по крайней мере, в духе диалога вступить в переговоры.

Марина Катыс:

Мы связались по телефону с министром по делам печати и информации Михаилом Лесиным, и вот что он сказал:

Михаил Лесин:

НТВ - безусловно, одна из лучших телекомпаний страны, поэтому лично я, естественно, буду предпринимать все усилия, чтобы компания работала в нормальном режиме. Данная практика зависит от решения суда - до сих пор мне неизвестно подобное решение суда - я думаю, что это первый случай в практике и суда тоже. Наша обязанность и наша работа - максимально помочь СМИ продолжать свою стабильную работу, мы уже начали консультации с руководством налоговой службы и крупнейшими акционерами телекомпании НТВ по возможному нахождению взаимоприемлемого решения. Думаю, уже на следующей неделе какие-то результаты будут - это нормальная ситуация, у нас недавно была такая же ситуация с ОРТ, и мы помогали ОРТ разрешить эти проблемы. В целом, это нормальная практика - СМИ являются юридическими лицами, хозяйственными субъектами, поэтому подобные проблемы могут возникать у любого юридического лица. Другой вопрос, что, конечно, мы будем прилагать максимум усилий, чтобы это не повлияло на работу СМИ.

Марина Катыс:

Как текущая ситуация отразится на трансляции канала НТВ?

Михаил Лесин:

Никак, а как она может отразиться на канале НТВ? Никакие действия не предпринимаются, в работе никого не ограничивают. Другое время, что в будущем мы должны максимально следить за этой ситуацией, помогать.

Марина Катыс:

Будет ли в ближайшее время продолжена подобная практика ликвидации неугодных российским властям СМИ, такая, как попытка предпринятая против холдинга "Медиа-Мост" - пока сказать трудно. Но очевидно, что дубина, о которой недавно столь образно говорил Владимир Путин, приобрела вполне конкретные очертания.