"Кто позволит на себя надеть шоры, должен помнить, что узда и кнут тоже входят в комплект..."

  • Савик Шустер

Ведущий итогового информационного часа Савик Шустер:

В субботу 31 марта в Москве на Пушкинской площади - в полдень - начнется митинг в поддержку свободы слова в России. К участию в нем москвичей в открытом письме призвали деятели политики, культуры и науки. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Илья Дадашидзе:

Илья Дадашидзе:

"Вот уже почти год крупнейшая в России негосударственная общенациональная телекомпания НТВ и ее партнеры по корпорации "Медиа-Мост" находятся под беспрецедентным давлением. Обыски, допросы, аресты, запугивание и публичная клевета стали уже рутинными обстоятельствами, в которых работают руководители и сотрудники компании, редакции и журналисты. Политический подтекст этих преследований очевиден: подавление инакомыслия в стране", - так начинается письмо 123-х деятелей политики, науки и культуры, заявивших о том, что пришло время обеспокоиться угрозой свободе слова в России и выразить эту обеспокоенность публично. Вот что говорит в этой связи президент Фонда Защиты Гласности Алексей Симонов:

Алексей Симонов:

Время вроде бы митингов прошло. На самом деле, та эйфория, которая охватывала народонаселение в связи с тем внутренним ощущением единства, которое у него было, в котором мы существовали как в счастье в 1990- 91-м годах, в 92-м еще даже - она, видимо, прошла. Соберутся ли на митинг ожидаемые 5 тысяч человек - не знаю, очень надеюсь, что соберутся. Сам я считаю, что это - один из последних доступных нам способов коллективно выразить волю, в первую очередь - зрителей, волю сохранить телевидение, которое было бы независимо от государственного влияния. Это становится в стране все труднее и труднее, и в этом смысле НТВ оказалось на острие - оно вовсе не единственное СМИ, подвергающиеся и давлению и гонениям. Этим давлением и гонениями полны и наши дайджесты, полны газеты, их много, они разнообразны и направлены против разных СМИ. Но сегодня на острие этой проблемы - будет и у нас, в конечном счете, гласность перерастать в свободу слова, добавится ли к той гласности которая пока еще существует, хоть какая-нибудь слышимость - на этом острие находится НТВ, и сегодня, как мне кажется, задача: сохранить НТВ как идею, в первую очередь. Но дело в том, что нельзя сохранить его как идею, если оно будет принадлежать государству. Потому что мы видим, как меняются облик и манеры тех средств массовой информации, которые вроде бы - ну, всего-навсего переходят под иное управление. С этой точки зрения ситуация крайне опасная, и поэтому, мне кажется, многие это понимают... И даже несмотря на то, что не все передачи НТВ и их позиция - не всегда взвешенная, иногда истеричная - не вызывает, может быть, у кого-то симпатий, тем не менее, в субботу придут на этот митинг, потому что они будут, собственно говоря, отстаивать не НТВ. Люди будут отстаивать свое право получать альтернативную точку зрения по отношению к тому, что воспроизводят государственные каналы. Отказаться от этой возможности, отказаться от этого удовольствия - это значит надеть на себя шоры, позволить вернее на себя шоры, а как говаривал Станислав Ежи Лем, тот, кто позволит на себя надеть шоры, должен помнить, что узда и кнут тоже входят в комплект. Вот, помня это, я призывают всех выйти на площадь и буду там сам.

Илья Дадашидзе:

"Зрителям надо доверять, - заявляет актриса Инна Чурикова, - они сами, без подсказок, способны разобраться, где и в чем правда".

Инна Чурикова:

Мне очень нравится эта программа - НТВ - и, конечно, я бы чувствовала себя бесконечно одиноко без этой программы. Я не понимаю всех этих внутренних каких-то движений, почему идет такая активная борьба против этой программы - мне она непонятна и должна откровенно сказать -неприятна... Замечательные ведущие - вообще, это достаточно объективная программа. А мы - зрители - мы всегда разберемся, где есть правда. Мы разберемся, нам надо доверять. И я очень хочу, чтобы именно нам - зрителям - доверяли. Вот поэтому, мне кажется, очень полезно прийти на Пушкинскую площадь к памятнику и как бы соединиться в том, чтобы нас уважали, потому что эта программа мне нравится, и очень-очень многим другим зрителям, достойным людям.

Илья Дадашидзе:

Среди подписавших письмо главный редактор еженедельника "Московские Новости" Виктор Лошак:

Виктор Лошак:

Я приду в субботу на Пушкинскую площадь, где и находятся "Московские Новости", чтобы поддержать коллег в этот день. Для меня принципиально важно НТВ на телевизионном канале тем его оппозиционным настроением, которое существует сегодня. Потому что политическая жизнь в демократическом государстве при отсутствии оппозиции невозможна - тогда это уже другое государство. Вместе с тем я считаю, что в коллизии НТВ нужно отделить экономическую, юридическую, финансовую составляющие этого конфликта от политической. Безусловно, компания -должник должна расплачиваться по долгам, и если она не может расплатиться деньгами - она должна заплатить собственностью. У меня нет никаких сомнений, но у меня есть большое сомнение - об этом главный редактор и я, в том числе, говорили на встрече с президентом - в том, что у этого конфликта должна быть такая явная политическая составляющая.

Илья Дадашидзе:

Письмо о необходимости митинга подписала большая группа писателей и деятелей культуры Санкт-Петербурга. Говорит Яков Гордин, соредактор литературного журнала "Звезда":

Яков Гордин:

Меня нет в Москве, где развернутся главные события, поэтому я постараюсь сформулировать вкратце свое представление о ситуации отсюда - из Петербурга. В письме, которое я подписал вместе с большим количеством своих коллег есть важная фраза: что мы против преследований совершенно откровенных канала НТВ, как бы мы к нему ни относились. Это принципиально! Дело не в том, что я согласен с каждым словом, которое говорится, скажем, господином Киселевым или другими журналистами НТВ, хотя многое из того, что они говорят, совершенно справедливо, а дело в том, что, в принципе, методы, которыми оказывается давление на этот канал, кажутся мне абсолютно неприемлемыми. Вне зависимости от того, какова там финансовая ситуация - я даже не хочу в этом разбираться. Но набеги вооруженных людей на редакции - вещь абсолютно недопустимая и компрометирующая любые добрые намерения, коль скоро они вообще есть у власти по отношению к СМИ. НТВ - лучший информационный канал, и этого уже вполне достаточно, чтобы разумная власть сносила любую, пускай даже и несправедливую критику, потому что главное сейчас - не интерпретации и не оценки, а информация. И мешать таким радикальным образом работать лучшему информационному каналу, по-моему, совершенно недопустимо, и главное - чрезвычайно недальновидно.

Илья Дадашидзе:

Людмила Гурченко придет на Пушкинскую площадь, чтобы принять участие в концертной программе митинга:

Людмила Гурченко:

Мне не нужно было даже читать это письмо, чтобы подписать его, я подписала, потому что есть такие вещи в жизни, которые не нужно объяснять, не нужно самой себе объяснять что ли. Я же ведь знала телевидение разных лет, и если пришла демократия, если пришли какие-то новые веяния, новая жизнь, о которой, в тайне или нет, мечтали все, то это, прежде всего, "Эхо Москвы" и НТВ. Для меня это совершенно новая техника, новые мысли, новые передачи, новый свет, новый цвет, новая звукозапись, то есть все... Новые люди, извините, очень умные, эрудированные и тонкие, деликатные. Я не уставала восхищаться там, что в нашей стране такие люди есть, не перевелись, не уехали, извините. И поэтому я выступлю с удовольствием, от души, от всего сердца.

Илья Дадашидзе:

Актер Михаил Казаков, также поставивший свою подпись под "письмом 123-х", относится к происходящему вокруг НТВ как к ущемлению его интересов телезрителя:

Михаил Казаков:

Почему я подписал это письмо? По тем же причинам, очевидно, что и все остальные. У меня вызывает беспокойство и тревогу, когда речь идет об ограничении "так называемой" и не "так называемой" свободы слова и свободного мнения. Я в данном случае, хотя я далек от политики, и не считаю себя специалистом в этом вопросе, политическом, экономическом, правовом, юридическом, я это подчеркиваю, но я еще к тому же и зритель, слушатель. Я знаю, что когда я сижу у телевизора, то послушав первую программу или вторую - ОРТ или РТР, или, включая Радио "Маяк" или какое-либо другое радио, я потом все поверяю двумя программами. Одна из них телевизионная - НТВ, и - "Эхо Москвы". Я сравниваю, у меня, как у обывателя и как у потребителя, и как у члена общества есть возможность сравнить и посмотреть, и когда меня лишают этой возможности, у меня это, естественно, сразу вызывает тревогу и беспокойство. Даже, не вникая во все политические экономические и прочие перипетии и сюжеты отношений этого канала, радио с другими каналами или с правительством, или с какими бы то ни было структурами. И хотя бы в силу этого я бы не хотел быть лишенным возможности и как потребитель, и как участник смотреть и слушать эти каналы - на радио и телевидении.