Свобода прессы в России и реакция Запада - комментирует Алексей Симонов

Ведущий итогового информационного часа Петр Вайль беседует с президентом Российского Фонда защиты гласности Алексеем Симоновым.

Петр Вайль:

В Страсбурге в рамках сессии ПАСЕ в понедельник обсуждалась проблема свободы слова в России. На заседание были приглашены и выступили там многие известные общественные деятели России. Это президент Российского Фонда защиты гласности Алексей Симонов, генеральный директор НТВ Евгений Киселев, корреспондент Радио Свобода Андрей Бабицкий. Министр печати Михаил Лесин был приглашен в Страсбург, но он не приехал. Я побеседовал с одним из выступавших - Алексеем Симоновым.

Господин Симонов, скажите пожалуйста, каковы ваши первые впечатления от слушаний в Страсбурге, которые только начались, я понимаю, что многое еще впереди, но сегодняшний день?

Алексей Симонов:

Поскольку мой интерес в к Страсбургу практически ограничен именно сегодняшним днем, ибо слушания по свободе слова в России предшествовали именно сессии, и дальше на ход событий мы можем влиять только опосредованно - мы во вторник со в Всеволодом Богдановым отсюда улетаем, а Евгений Киселев улетает сегодня - я могу говорить только о впечатлениях одного дня - тех двух - трех часов, которые я здесь провел. Так вот, мне кажется, что Совет Европы если я правильно понял, а я, в общем, понял дословно все, что говорил скажем "рапортер", уполномоченный Советом Европы для описания ситуации в России в качестве преамбулы к этим слушаниям, свидетельствует о том, что они нас слышат, делают выводы из того, что мы сообщаем, и достаточно внимательно, трезво следят за ситуацией в России со свободой слова. Поэтому у меня есть ощущение, что их докладчик, скажем, несколько тезисов взял из моего доклада, и это меня очень порадовало. С другой стороны, я понимаю, что такого рода слушания, конечно же, не носят никакого судьбоносного характера, и, может быть, даже очень жаль, что мы не схлестнулись здесь с господином Лесиным, который предпочел руководить прессой, оставаясь в Москве, а не защищать интересы государственной прессы и государственного взгляда на прессу, приехавши в Страсбург. Ну, это выбор, очевидно, не самого господина Лесина - я не думаю, что этот выбор он делал сам - я думаю, что это некое решение.

Петр Вайль:

Господин Симонов, а какие главные пункты, касающиеся свободы слова в России, были затронуты сегодня - в понедельник?

Алексей Симонов:

Наибольшее место было отведено проблеме НТВ, холдинга "Медиа-Мост", причин, по которым было начато давление на этот холдинг, и того, откуда, скажем, берутся экономические, административные, полицейские, налоговые и так далее пути выполнения политического заказа. У тех, кто выступал, не было сомнения в том, что это связано с иной точкой зрения на некоторые события новейшей российской истории, которые НТВ излагало в своем эфире. В частности, и с первой чеченской войной, и со второй, и с "Курском", и с "Мабетексом", и так далее. Это одна тема. Другая - о доступе к информации. Мы очень подробно рассказали о том, как ограничивается доступ к информации, и о том, что в России не существует закона, который бы защищал право граждан на свободный доступ к информации. Третьим вопросом был рынок, проблемы обустройства СМИ, которые в значительной мере бедствуют и в силу этого своего бедствия снова возвращаются под крышу государственного бюджета - местного регионального, или федерального - неважно. Это большая опасность для свободы слова, потому что увеличение количества государственных СМИ нарушает и те ее зачатки, которые в средствах массовой информации были. Вот это третья тема - я думаю, это были три основные темы.

Петр Вайль:

Какое у вас сложилось впечатление? Вы ведь не только сидели на заседаниях, но и общались в кулуарах, и сейчас вы отвечаете на вопросы из страсбургских коридоров - какое у вас сложилось впечатление, понимают ли европейские парламентарии, что происходит в России? Ведь та вот угроза свободе слова, та опасность, о которой говорите вы - она не слишком ведь явная. Ну, время от времени какие-то ребята в масках врываются, но, в общем, опасность эта, что называется, ползучая - замечают ли это на Западе?

Алексей Симонов:

Меня очень обнадежило выступление эксперта Совета Европы, человека, которого они избрали экспертом. Он очень трезво и внятно озвучил все те опасности, которые сегодня, как вы выразились, ползуче подстерегают российскую прессу с точки зрения свободы слова. Это было очень внятно, четко и толково - это мне очень понравилось. С другой стороны, не так много парламентариев и было. Здесь были больше средства массовой информации - парламентариев было человек 12. К сожалению, после этого я не имел возможности поговорить ни с кем из них. Мы остались, как вы выразились, в коридорах Страсбурга - давать интервью СМИ, которые все еще заинтересованы в той проблеме, которую мы здесь обсуждали.

Петр Вайль:

Я думаю, что это может быть и важнее - как раз пресса даже поважнее, чем парламентарии, поскольку это огласка. Как вы расцениваете нынешнее состояние западной прессы, ее внимание к проблемам свободы слова в России?

Алексей Симонов:

Я хочу просто обратить ваше внимание на одну деталь: свобода слова все-таки состоят из двух компонентов: она состоит из гласности, возможности выкрикнуть из толпы, что король голый, и из слышимости, потому что если в этот момент все окружающие закроют уши, даже человек, судорожно кричащий, что король голый, не будет услышан. Эта - вторая проблема в вопросе свободы прессы в России - главная нерешенная проблема сегодня. Поэтому очень любопытно: какая будет реакция на наши сегодняшние выступления в Москве? Она меня интересует, может быть, даже больше, чем реакция Страсбурга. Просто чрезвычайно важно, чтобы мы были услышаны, потому что на персональных встречах с избранными представителями средств массовой информации господин Путин это вряд ли услышит.