Российские власти нанесли сильнейший удар по своему имиджу

Корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин беседует с руководителем европейского отдела американского Комитета защиты журналистов Эммой Грей.

Ведущий программы "Liberty Live" Дмитрий Волчек:

"Российские власти нанесли сильнейший удар по своему имиджу, санкционировав обыски в офисах холдинга "Медиа-Мост", -такова реакция американского Комитета защиты журналистов. С руководителем европейского отдела Комитета Эммой Грей беседует наш корреспондент в Нью-Йорке Юрий Жигалкин.

Юрий Жигалкин:

Как вы восприняли такие действия российских властей, которые считались на Западе, в общем, толерантными в отношении независимой прессы?

Эмма Грей:

Удивительно то, что российское правительство, судя по всему, не предвидело, какой серьезный удар по его имиджу нанесет такая акция. Каким бы серьезным не был повод для рейда на офис холдинга "Медиа-Мост", использование средь бела дня спецназовцев с автоматами и в масках для проведения обыска в редакции СМИ неизбежно заставляет думать, что российские власти не являются теми, кем они хотели бы себя представить, то есть, правительством, уважающим права своих граждан. Я думаю, что Кремль уже осознал, что это был удар по его внутрироссийской и, естественно, международной репутации, и сейчас он пытается как можно быстрее нейтрализовать потери.

Юрий Жигалкин:

Не так давно ваш комитет опубликовал свой ежегодный список десяти злейших врагов свободной прессы, и Владимира Путина в нем не было, но, как вы тогда сказали, он находится на нейтральной полосе между лагерями сторонников и противников свободной прессы. Означает ли эта акция, что он скорее принадлежит к стану врагов?

Эмма Грей:

Я думаю, что есть смысл подождать, прежде, чем делать выводы. Это лишь начало его президентства. Механизм принятия этого решения пока не ясен. Многое будет зависеть от того, какую публичную позицию займет российский президент. Но, в любом случае, этот инцидент дает повод для серьезнейшего беспокойства. Если представители холдинга "Медиа-Мост" правы, говоря, что у этой акции не могло быть иных причин, кроме политических, то ее нельзя рассматривать иначе, кроме как атаку на независимую прессу. Я думаю, что российская пресса и международные организации должны сейчас выступить против таких действий правительства. Те, кто организовывал акцию, должны осознать, что такие методы, попытки устрашения журналистов не приемлемы в демократическом обществе.

Юрий Жигалкин:

Как вы думаете, сможет ли выжить независимая российская пресса, если правительство действительно начинает атаку на неугодные СМИ?

Эмма Грей:

Я думаю, что она выживет, несмотря ни на что. Традиции свободной журналистки в России уже достаточно много лет, и она стала одной из основ нынешней политической системы страны. Для того, чтобы задавить прессу, властям придется перетряхнуть общественную систему. Вместе с тем, запугивание отчасти может сработать, потому что для российского демократического лагеря главное - раз и навсегда дать знать властям, что такие акции неприемлемы.