В Узбекистане под лозунгом борьбы с терроризмом усиливаются политические репрессии

Кристина Горелик, Москва:

По данным правозащитного общества "Мемориал", число политических заключенных в Узбекистане превысило 7 тысяч человек. Это в несколько раз больше, чем во всех остальных республиках бывшего СССР вместе взятых. Эксперт центральноазиатской программы правозащитного центра "Мемориал" Николай Митрохин считает, что в Узбекистане создается новое тоталитарное государство:

Николай Митрохин:

Мы пережили тот период советской истории, когда все проявления тоталитаризма морально обсуждены, исследованы и осуждены уже, но в Узбекистане сейчас мы видим возрождение сталинского буквально государства, в мельчайших подробностях. Это включает в себя не только уничтожение свободной прессы, открытой политической оппозиции, преследования против верующих, и не только мусульман, но и представителей христианских конфессий, уничтожение любой другой общественной активности, но и такие факторы, как полное закрытие экономики от внешнего воздействия, закрытие страны от внешнего мира.

Кристина Горелик:

Борьбу с международным терроризмом узбекские власти используют как предлог для того, чтобы расправиться с исламской оппозицией - считают московские правозащитники. По их словам, в Каракалпастане действует специальный концентрационный лагерь для исламских активистов. За последние три года известно более 15 случаев гибели от пыток лиц, связанных с исламской оппозицией. Закрыто 70 процентов мечетей. В обществе растет недовольство внутренней политикой узбекских властей. Говорит председатель Совета правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов:

Олег Орлов:

Узбекистан оказывается в первых рядах развернувшейся сейчас в мире борьбы с международным терроризмом, но парадокс состоит в том, что режим Каримова сам является фактором, воспроизводящим терроризм. А именно: политические репрессии в этой стране, подавление инакомыслия, подавление мирной политической оппозиции - реально ведут к укреплению позиций терроризма.

Кристина Горелик:

По мнению правозащитников, массовые репрессии в Узбекистане только усиливают позиции исламских экстремистов в республике, что, в свою очередь, ставит под угрозу стабильность всего центральноазиатского региона.