Новые факты о пропаже людей в Белоруссии

Карен Агамиров, Москва:

"Новые факты о пропаже людей в Белоруссии", - этой теме была посвящена состоявшаяся сегодня встреча журналистов с руководителем спецпроектов ОРТ Павлом Шереметом. Павел Шеремет сообщил, что ОРТ продолжает своими силами поиск оператора Дмитрия Завадского, а также учредило премию имени Дмитрия Завадского и уже вручило ее пяти телеоператорам, которые работают в республике уже несколько лет - за профессиональное мужество и вклад в дело свободы слова. Премию решено вручать ежегодно:

Павел Шеремет:

Мы надеемся, что она будет вручаться ежегодно людям, журналистам, которые сталкивались с давлением властей, периодически находились в экстремальных ситуациях и проявили себя с профессиональной и человеческой точек зрения достойно.

Карен Агамиров:

Я спросил Павла Шеремета: какие все-таки есть конкретные данные о причастности белорусских властей и президента Лукашенко к похищениям неугодных?

Павел Шеремет:

Картина этих преступлений в целом ясна: в последние несколько месяцев из Белоруссии бежало несколько человек - в июне два следователя прокуратуры, в июле бывший начальник Минского СИЗО, в августе два сотрудника КГБ - Угляница и Жерносек. Прятался в России очень долго, полгода, в монастыре под Ярославлем генеральный прокурор бывший - господин Божелко, с которым неоднократно я тоже встречался, который хотел провести расширенную встречу с журналистами, но испугался в последний момент. И все эти люди рассказывают то, что им удалось узнать в ходе масштабного расследования, которое проводилось генеральной прокуратурой и следователями КГБ. Результатом этого расследования была отставка генерального прокурора Божелко, отставка следователя Мацкевича, расформирование значительной части следственной бригады. Результатом этого расследования был арест командира СОБРа минского - господина Павлюченко, который участвовал, по данным следователей, в ряде преступлений. Следователи изъяли большое количество документов, видеокассет, по их рассказам там даже были списки людей, которые должны быть интернированы в случае чрезвычайной ситуации, и так далее. Эти документы из дела были изъяты, они как бы пропали. Но как бы разные люди, в том числе и эти следователи - они смогли часть этих документов вынести, и вот, постепенно они предаются огласке. Более того, мы постоянно получаем всякие анонимные сигналы и звонки, письма, документы, в которых люди говорят о том, что они являются сотрудниками белорусских спецслужб и готовы пойти на контакт, и готовы рассказать всю правду. Но как бы страх и неопределенность политической ситуации - она сдерживает. Самое как бы яркое, из того, что стало известно в последние месяцы - документы, допросы, осмотр, связанный с пистолетом, из которого предположительно были убиты Гончар, Захаренко и Красовский. Это пистолет из Минского СИЗО, им в Белоруссии приводят в исполнение смертные приговоры. Этот пистолет по приказу министра внутренних дел Юрия Сивакова брали его заместители именно в те дни, когда исчезали эти известные политики.