"Если в российской армии рядовой находится в состоянии раба, то офицер - в состоянии крепостного..."

Ведущий итогового информационного часа Петр Вайль:

Лето - пора вступительных экзаменов в ВУЗы. Не секрет, что многие молодые россияне стремятся поступить в тот институт, где есть военная кафедра, чтобы стать офицерами запаса и избежать призыва на военную службу. О том, настолько реальны такие ожидания, рассказывает Вероника Боде:

Вероника Боде:

Наверное, мало кто из ребят, стремящихся на военные кафедры ВУЗов, знает, что существует указ президента России: "О призыве офицеров запаса на военную службу в 2000-2005 годах", согласно которому военные ведомства обязаны призывать ежегодно до 15 тысяч человек, получивших военные специальности в высших учебных заведениях. Слово Валентине Мельниковой, ответственному секретарю Союза комитетов солдатских матерей России:

Валентина Мельникова:

У нас с 1993-го года по указам президента призывают таких лейтенантов на военную службу на 24 месяца. Очень часто, особенно за последние три года, предписания в часть или повестки выдаются ребятам вместе с дипломом и получается, что ни в аспирантуру поступить, ни поступить на работу ребята просто не могут. Кроме того, мы знаем, что офицеров запаса призывают на военную службу круглый год, и, естественно, что вот этими мальчишками, как их пренебрежительно называют военными - "пиджаками" - затыкают самые сейчас проблематичные места. И, к сожалению, очень часто ребят отправляют воевать в Чечню, хотя их специальности никаким этим боевым условиям не отвечают. У нас есть и погибшие ребята. Поэтому те, кто считают, что надо идти на военную кафедру потому ,что это военная карьера - ну, как говорится, флаг им в руки. Но звание лейтенанта запаса от призывной военной службы не освобождает.

Вероника Боде:

Согласно президентскому указу, офицеров запаса направляют в пограничные и железнодорожные войска, в войска Федерального агентства правительственной связи, в формирования Федеральной службы специального строительства и в войска гражданской обороны. По наблюдениям Валентины Мельниковой, недавним студентам всюду приходится несладко:

Валентина Мельникова:

Мальчишкам - вот те, кто попадает в воинские части офицерами - естественно, им и зарплату не платят, и квартир, конечно, никаких не дают. Если он женат, жене с ребенком приехать не к кому. То есть, мальчишки попадают в воинскую часть. Вроде бы они офицеры такие же, как и все другие, но понятно, что они там -третьего или четвертого сорта. Призывают очень много. Указ о призыве офицеров запаса будет существовать 5 лет. Там, конечно, есть секретный пункт, в котором расписаны воинские специальности, но, насколько мы знаем ,это не соблюдаются. Пытаются призвать, во всяком случае, практически всех выпускников военной кафедры. Такие институты вот - Физтех. МИФИ, Автодорожный - постоянно вот, каждую весну, у нас возникает проблема. Ребята звонят и говорят: "Нам мне дают получить диплом. Нам дают предписание. Мы не москвичи, нас призывают на военную службу из Москвы, из общежития", - что тоже нарушение.

Вероника Боде:

По свидетельству военного обозревателя Александра Гольца, на практике ежегодно призывается не пятнадцать тысяч офицеров запаса, а около четырех-пяти тысяч. И все же, по его мнению, ситуация выглядит парадоксально:

Александр Гольц:

Это некий атавизм советской концепции массовой армии, которая предполагала в случае мобилизации иметь миллионы под ружьем и, естественно, для этих миллионов солдат нужны были сотни тысяч офицеров. Вот и было устроено это массовое производство офицерских кадров. Армия серьезно сокращается. У нас существует не меньше полусотни военных училищ и институтов. Для справки: в США лейтенантов производят всего три академии. И в это время идет довольно серьезный призыв офицеров запаса, которые, конечно же, никакими офицерами не являются. Их уровень подготовки хорошо представляет каждый, кто учился на военной кафедре. Это вызвано тем, что, называют разные цифры - от 40 до 60 процентов первичных офицерских должностей у нас вакантны. Младшие офицеры, иногда только получив диплом об окончании военного института, бегут из армии, потому что, увы, российские вооруженные силы не представляются им хорошим местом, где можно интересно работать и нормально существовать. И вот, отказавшись от попыток сделать армию привлекательной для кадровых офицеров, с помощью административных действий их место занимают люди, которых офицерами можно назвать только условно.

Вероника Боде:

Многие проблемы в этой сфере решило бы создание в России профессиональной и хорошо финансируемой армии. Комментарий Александра Гольца:

Александр Гольц:

Когда мне говорят, что армия призывная дешевле, чем армия контрактная, я каждый раз думаю: во всех этих подсчетах не учитывается огромное количество людей. которые пошли учиться только, чтобы избежать армии, не учитывается гигантская система злоупотреблений, которая развилась на этом фоне, взятки, которые берут врачи, берут в военкоматах. Далее, в некоторых "продвинутых" местах на юге России и Кавказе уже существуют платные военные кафедры. Никто вот эту индустрию криминальную, коррупционную не учитывает, а ведь это же что-то стоит для страны. Конечно же, шансов попасть в вооруженные силы у офицера запаса гораздо меньше, чем у призывника, который не имеет высшего образования. Хотя бы по количеству - если призывается 180 тысяч каждые полгода приблизительно и только 4-5 тысяч в год офицеров запаса. Понятна разница цифр, и, значит, больше шансов все-таки попасть человеку, который не прошел военную кафедру и не является офицером запаса.

Вероника Боде:

Александр Гольц считает, что больше шансов попасть в армию у тех, кто окончил гуманитарный ВУЗ и получил специальность командир мотострелкового или танкового взвода, у автодорожников, а также у компьютерщиков, связистов и выпускников педагогических институтов, которые имеют специальность "военный психолог". Что же все-таки лучше: идти в армию рядовым или офицером запаса? Александр Гольц полагает, что разница не слишком велика:

Александр Гольц:

Да простят меня военные, но я для себя объясняю так: если в российской армии рядовой находится в состоянии раба, то офицер - в состоянии крепостного.