Итоги российско-германского саммита

  • Евгений Бовкун

Евгений Бовкун, Бонн:

"Двухэтажный" германо-российский саммит в Веймаре оставил после себя у германских участников благоприятное впечатление. На верхнем этаже, где консультировались первые лица - Герхард Шредер и Владимир Путин, и на нижнем, где совещались столпы гражданского общества, удалось максимально совместить двусторонние интересы. Директора и профессора договорились развивать молодежный обмен и оживить чахнущее партнерство городов. Канцлер и президент оттащили в сторону тяжелый барьер, несколько лет мешавший нормальному движению на пути экономического партнерства. Они решили, наконец, вопрос о российской задолженности в переводных рублях. Хозяином вернувшегося долга в 500 миллионов евро стал министр финансов ФРГ Айхель, сказавший, что хотел бы иметь больше денег, но рад и такой скромной прибыли. Германия фактически подарила России 7 миллиардов евро.

Пресса ФРГ оценивает итоги встречи в целом положительно, хотя звучат и критические нотки. Отмечен, в частности достаточно высокий средний возраст обитателей нижнего этажа Веймарского форума. По словам одного из германских участников, в рабочих группах беседовали между собой все те же пожилые представители двух гражданских обществ, которые и раньше имели возможность заниматься этим в другой обстановке. Новых лиц среди них практически не было. Оппозиционные политики критикуют канцлера Шредера за то, что он сознательно продешевил с возвращением долга, а также за то, что не усилил акцент на критических темах: таких, как нарушения свободы прессы и прав человека.

Общий вывод, к которому пришли многие известные политологи после гражданского диалога в Веймаре, звучит несколько парадоксально: Германии придется привыкать к мысли, что ей нужна сильная Россия, потому что это в интересах самой Германии. Без участия России невозможно устранять международные кризисы, но это должна быть политически стабильная и экономически здоровая Россия, способная выдержать груз новой ответственности. Некоторые газеты советуют не переоценивать значение личных контактов Шредера и Путина, которые за последние два года встречались 11 раз. В Германии скоро выборы, не исключено, что на следующее Рождество Путину придется приглашать в Петербург на семейный ужин Эдмунда Штойбера. Германо-российским отношениям суждено развиваться в общем направлении при любых правительствах.