"Конфликт интересов" Берлускони

Программу ведет Петр Вайль. Участвуют обозреватель Радио Свобода Джованни Бенси и корреспондент РС в Риме Ирина Стоилова.

Петр Вайль:

Итальянский парламент начал рассмотрение проекта закона о "конфликте интересов" - деловых и государственных - членов правительства страны, затрагивающий в первую очередь фигуру нынешнего премьер-министра Сильвио Берлускони. С подробностями - корреспондент Радио Свобода в Риме Ирина Стоилова:

Ирина Стоилова:

У проблемы, связанной с конфликтом между частными и общественными интересами Сильвио Берлускони, крупного бизнесмена и премьер-министра Италии, длинная история. Поиски ее разрешения начались еще в 1994-м году, когда основанная Берлускони партия "Форца Италия" впервые победила на парламентских выборах. Однако, на протяжении последних шести лет ни сам Берлускони, ни сменившие друг друга у власти четыре правительства левоцентристов не успели довести до конца принятие проекта законов для разрешения этой проблемы. Суть конфликта интересов состоит в том, что в руках нынешнего главы правительства сосредоточена одновременно огромная экономическая и политическая власть. Сильвио Берлускони является владельцем крупнейшего в Италии медиа-холдинга "Медиасет", чьи три канала смотрят 42 процента всех итальянских телезрителей. А руководство государственного телевидения назначается председателями обеих палат парламента, которые ныне - представители правящего большинства того же самого Берлускони. Таким образом, он в состоянии влиять на общественное мнение, контролируя почти 90 процентов электронных средств массовой информации. С другой стороны, законодательством своего правительства Берлускони мог бы также получить личные экономические выгоды. Он является владельцем банков, издательств, финансовых и страховых компаний, продюсерских фирм и футбольного клуба "Милан". Неоднократно журналисты авторитетных европейских газет подчеркивали, что итальянская ситуация с конфликтом интересов является аномалией и не имеет аналогов в Европе. Недавно свою критику выразила и организация "Репортеры без границ".

Законопроект, который собирается принять нынешний парламент, предоставляет комитету по борьбе с монополиями право делать заключение о том, способствовало ли политическое лицо деятельности принадлежащих ему компаний, или нет. В случае обнаружения факта личного влияния информация передается в парламент для принятия политических санкций. Этот пункт вызывает протесты, прежде всего, левоцентристской оппозиции, поскольку санкции впоследствии будет принимать именно правоцентристское большинство коалиции самого Берлускони. Оппозиция обвиняет правительство в том, что закон сделан специально по меркам Берлускони, и объявило о проведении сидячей забастовки протеста у здания парламента.

Петр Вайль:

Премьер-министр и одновременно крупнейший бизнесмен - с комментарием наш обозреватель Джованни Бенси:

Джованни Бенси:

Вопрос, который в эти дни обсуждается итальянскими законодателями, имеет юридический и политический аспект. Исходная ситуация ясна: Сильвио Берлускони, глава правительства с мая прошлого года, один из крупнейших предпринимателей Италии. Он владеет коммерческими предприятиями и, главное, тремя каналами телевидения, которые составляют концерн "Медиасет" и занимают второе место в области электронной информации после государственного телевидения РАИ. Таким образом, понятно, что, теоретически, Берлускони в состоянии контролировать все радиотелевизионное вещание в стране - свой "Медиасет" в качестве владельца, а РАИ в качестве премьер-министра.

В этих условиях, как его интересы политика и предпринимателя совмещаются с интересами граждан получать всестороннюю и объективную информацию? На самом деле, все это не так просто: даже при желании злоупотреблять своей властью Берлускони не смог бы это сделать. Если он может командовать своими телевизионными каналами, то в отношении государственного телевидения есть механизмы, ограничивающие его власть. Во главе РАИ стоит Совет управляющих, в который входят люди, теоретически гарантирующие независимость вещания. Говорю "теоретически", потому что все зависит от обстоятельств. Членов Совета назначают председатели двух палат парламента - Палаты депутатов и Сената, которые их выбирают среди авторитетных людей, представляющих разные течения общественно-политической мысли, но не непосредственно - партии. Назначение новых членов Совета РАИ спикерами обеих ветвей парламента Казини и Перой состоялось как раз на днях, и оно вызвало бурную полемику. Правительство утверждает, что это независимые люди, но левоцентристская оппозиция во главе с Франческо Рутелли не согласна и обвиняет новых членов, в том числе и кандидата в президенты, Антонио Бальдассарре, в предвзятости и близости к правящей коалиции, в частности, к "Национальному альянсу" вице-премьера Джанфранко Фини. В свою очередь правоцентристы, во главе с самим Берлускони, обвиняли в предвзятости, в чрезмерной близости к левым силам, прежнего президента Роберто Дзаккариа. Даже совсем недавно, когда Дзаккариа еще пребывал в должности, Берлускони возложил на него ответственность за, по его мнению, "кампанию клеветы", организованную против него во время предвыборной кампании прошлого года.

Проблема "конфликта интересов", конечно, серьезная. Самое простое решение заключалось бы в продаже Берлускони своего телевизионного концерна, в отказе от собственности. Но он на это не пойдет, и принудить его к этому противоречило бы Конституции. Поэтому поправка, внесенная в законопроект о "конфликте интересов" левой оппозицией нацелена на то, чтобы лишить Берлускони возможности "распоряжаться" своим имуществом, не затрагивая его юридического права собственности. Предлагается создать независимый совет попечителей, подлежащий парламентскому контролю, разрабатываются разные системы общественной проверки и санкций за нарушения. Но при этом надо исходить из фактической ситуации. Верно ли, что сейчас все итальянское телевидение послушно указаниям Берлускони? Если следить без эмоций за его программами, то на этот вопрос можно ответить отрицательно. По государственным каналам много программ с левой наклонностью, и в то же время не верно, что телеканалы Берлускони передают только дифирамбы премьеру. Но "конфликт интересов" существует, и его надо регулировать. Но как сделать таким образом, чтобы и волки были сыты, и овцы целы? Вот именно это - задача, с которой итальянский парламент пытается справиться в эти дни.