Педро Альмодовар

Ведущий итогового информационного часа Петр Вайль:

Человек дня Радио Свобода 25 сентября - испанский кинорежиссер Педро Альмодовар. Ему исполнилось 50 лет. Педро Альмадовар родился в Испании - в Ламанче. В 1967-м году переехал в Мадрид, где 12 лет проработал клерком. Участвовал в жизни театрального андеграунда Мадрида, играл на сцене, писал комические рассказы. В 1974-м снял свой первый фильм. Слава к нему пришла в 1980-м году. Последняя лента режиссера: "Все о моей матери" была удостоена приза за режиссуру на кинофестивале в Канне. Человека дня Радио Свобода представляет находящийся сейчас на кинофестивале в испанском городе Сан-Себастьян кинокритик Андрей Плахов:

Андрей Плахов:

Альмодовара называют "средиземноморским Фассбиндером". Он так же любит кокаин, тоже в жизни неравнодушен к мужчинам, а в кино предпочитает выводить на авансцену женщин, часто совсем нетрадиционных. В его фильмах, от раннего "Закона желания", до последнего - "Все о моей матери", любимые персонажи - лесбиянки, трансвеститы, транссексуалы, что не помешало ему получить признание "мейнстримовской" аудитории и даже "Оскара". Альмодовар - тот редкий европейский режиссер, которого выбирает Америка. Джейн Фонда заплатила несколько миллионов за права на англоязычный "римейк" фильма "Женщина на грани нервного срыва". В нем видят наследника Билли Уайлдера - классика эротической комедии. Каждую неделю ему приносят папку англоязычных сценариев из Голливуда и уговаривают там работать. Но он пока не сдается, предпочитая искать деньги на проекты в Европе. Да, Альмодовар - один из немногих в сегодняшнем мировом кино истинных виртуозов комического. Но в его комизме всегда силен привкус горечи и смерти. Над ним витает дух фламенко и мовиды - своеобразной испанской экзистенциальной философии. Его самого называют огненно-красным цветком, а его фильмы - пряными тортилками из китча и сравнивают с паэльей - национальным блюдом из риса, курицы и даров моря. Они, эти фильмы - не скрывают того, что изготовлены фантазером-кулинаром с удовольствием и сами несут людям, прежде всего, удовольствие, что отнюдь не исключает интеллектуальных приправ и стилевых изысков.

Альмодовар - настоящий культурный герой своей страны, создавший для всего мира новый постмодернистский образ Испании. Когда рухнула франкистская цензура, его старшие соотечественники - режиссеры, привыкшие к Эзоповому языку метафор, растерялись, Альмодовар же обратился к старым мелодраматическим клише и использовал их для прорыва в новую парадоксальную реальность, более живучую, чем сама жизнь, своего рода гиперреальность, обладающую особой интенсивностью, повышенным градусом артистизма, открытую самой безумной фантазии, не скованную правилами бытовой логики, идеологическими или интеллектуальными установками. Жанровое напряжение на грани самоубийства формы и стало источником той энергии, на которой Альмодовар выстроил свой эклектичный стиль.