Ведущий итогового информационного часа Андрей Шарый:
Человек дня Радио Свобода 28 июня - греческий композитор Вангелис, представивший в этот день в афинском храме Зевса хоральную симфонию "Методея", посвященную беспилотной экспедиции НАСА на Марс. Корабль "Марсианская Одиссея" был отправлен на Марс в апреле 2001-го года, чтобы узнать, есть ли на планете вода. Вангелису 58 лет. Его полное имя - Евангелос Одиссей Папатанассио. В 1968-м году вместе с Демисом Россосом он основал группу "Afroditas child". Выпускает сольные альбомы. Сотрудничает с солистом группы "Yes" Джоном Андерссоном. Автор музыки для трех документальных фильмов Жака-Ива Кусто, фильмов "Бегущий по лезвию бритвы", "Пропавший без вести" и многих других. Обладатель премии "Оскар" за музыку к фильме "Огненные колесницы". Человека дня Радио Свобода представляет Александр Генис:
Александр Генис:
Концерт, учиненный в Храме Зевса, внушает трепет уже своим размахом. Помимо солистов в нем участвуют Лондонский симфонический оркестр, 120 певцов из хора греческой оперы, две тысячи зрителей и 60 тысяч человек на близлежащем стадионе, следящих за опусом Вангелиса на гигантском телеэкране. Во всем это слишком много поп-культуры, чтобы не раздражать педантов. Вряд ли они, однако, правы. Такая акция не сколько опускает искусство до поп-культуры, столько возвращает его к ней. Древние греки считали, что "искусству идут стадионы", не зря их представление о гармонии выражалось и исчерпывалось соединением музического воспитания с гимнастическим. Как раз этот коктейль принес "Оскара" Вангелису за звуковое сопровождение к фильму об олимпийских стайерах "Колесницы огня". Что касается собственно музыки греческого композитора, то и она достаточно близка античному идеалу, о котором мы, правда, знаем только из Платона. В своем позднем диалоге "Законы" он защищал как можно более простую музыку, осуждая ритмические ухищрения, ведущие к беспорядку и репрессии. При этом философ называл музыку гармонией сфер - подражая движением небесных тел она выражает моральный порядок Вселенной. Платоновское определение хорошо описывает если не содержание, то тему Хоральной симфонии "Методея", который Вангелис отмечает скромное предприятие НАСА. Речь идет о небольшом космическом снаряде, размером с малолитражный автомобиль, который отправился искать воду на Марсе. В этом рядовом событии композитор увидел сюжет новой Одиссеи. В ней тоже рассказывается о путешествии за край Ойкумены, но на этот раз в дорогу пустились не одни ахейцы, а все человечество, символически представленное концертом в Храме Зевса. "Все мы греки", - говорил Шелли. Вангелис сделал немало, чтобы подтвердить эту парадоксальную мысль.
Человек дня Радио Свобода 28 июня - греческий композитор Вангелис, представивший в этот день в афинском храме Зевса хоральную симфонию "Методея", посвященную беспилотной экспедиции НАСА на Марс. Корабль "Марсианская Одиссея" был отправлен на Марс в апреле 2001-го года, чтобы узнать, есть ли на планете вода. Вангелису 58 лет. Его полное имя - Евангелос Одиссей Папатанассио. В 1968-м году вместе с Демисом Россосом он основал группу "Afroditas child". Выпускает сольные альбомы. Сотрудничает с солистом группы "Yes" Джоном Андерссоном. Автор музыки для трех документальных фильмов Жака-Ива Кусто, фильмов "Бегущий по лезвию бритвы", "Пропавший без вести" и многих других. Обладатель премии "Оскар" за музыку к фильме "Огненные колесницы". Человека дня Радио Свобода представляет Александр Генис:
Александр Генис:
Концерт, учиненный в Храме Зевса, внушает трепет уже своим размахом. Помимо солистов в нем участвуют Лондонский симфонический оркестр, 120 певцов из хора греческой оперы, две тысячи зрителей и 60 тысяч человек на близлежащем стадионе, следящих за опусом Вангелиса на гигантском телеэкране. Во всем это слишком много поп-культуры, чтобы не раздражать педантов. Вряд ли они, однако, правы. Такая акция не сколько опускает искусство до поп-культуры, столько возвращает его к ней. Древние греки считали, что "искусству идут стадионы", не зря их представление о гармонии выражалось и исчерпывалось соединением музического воспитания с гимнастическим. Как раз этот коктейль принес "Оскара" Вангелису за звуковое сопровождение к фильму об олимпийских стайерах "Колесницы огня". Что касается собственно музыки греческого композитора, то и она достаточно близка античному идеалу, о котором мы, правда, знаем только из Платона. В своем позднем диалоге "Законы" он защищал как можно более простую музыку, осуждая ритмические ухищрения, ведущие к беспорядку и репрессии. При этом философ называл музыку гармонией сфер - подражая движением небесных тел она выражает моральный порядок Вселенной. Платоновское определение хорошо описывает если не содержание, то тему Хоральной симфонии "Методея", который Вангелис отмечает скромное предприятие НАСА. Речь идет о небольшом космическом снаряде, размером с малолитражный автомобиль, который отправился искать воду на Марсе. В этом рядовом событии композитор увидел сюжет новой Одиссеи. В ней тоже рассказывается о путешествии за край Ойкумены, но на этот раз в дорогу пустились не одни ахейцы, а все человечество, символически представленное концертом в Храме Зевса. "Все мы греки", - говорил Шелли. Вангелис сделал немало, чтобы подтвердить эту парадоксальную мысль.