Боян Тадич

Ведущий программы Петр Вайль:

Человек дня Радио Свобода сегодня - полузащитник хорватского футбольного клуба Боян Тадич. Со времени окончания войны в бывшей Югославии он стал первым футболистом из Сербии, подписавшим контракт с клубом из Хорватии. Бояну Тадичу - 20 лет, он родился в Белграде, до декабря минувшего года выступал в столичном клубе "ОФК Белград", не женат. Клуб "Загреб", в котором предстоит на протяжении двух ближайших сезонов выступать Тадичу, сейчас возглавляет таблицу Чемпионата Хорватии. Человека дня Радио Свобода представляет мой коллега Андрей Шарый.

Андрей Шарый:

Признаться, я никогда не видел Бояна Тадича на футбольном поле, а потому не могу гарантировать, что его покупка - ценное в спортивном отношении приобретение для лидеров хорватского чемпионата. Могу лишь положиться на мнение директора клуба "Загреб" Драго Марича, заявившего в день подписания контракта: "Тадич - очень интересный молодой игрок с большим потенциалом". Получится из молодого игрока новый Шукер или новый Миятович, покажет футбол, но, поверьте, в отношениях между сербами и хорватами этот парень уже сумел сыграть некоторую роль. Люди знающие часто говорят, что югославская война началась на футболе. Во время массовой потасовки болельщиков, милиционеров и игроков на матче белградской "Червены Звезды" и загребского "Динамо" в мае 1990 года пролилась первая кровь этой войны. Спортивные фанаты и из Сербии и из Хорватии становились фанатичными от ура-патриотизма солдатами, которые шли в атаку, распевая футбольные гимны. Спорт в бывшей Югославии на десятилетия стал не просто политикой, он стал войной. В Хорватии сформировали футбольную команду, хозяин которой публично хвалился тем, что в ней никогда не будут играть сербы, а в Белграде едва ли не каждую спортивную победу называли победой сербского национального духа и сравнивали с подвигами персонажей средневековой истории. А все поражения сплошь считали несправедливыми - прислушайтесь, как актуально это сейчас звучит для России - и, почему-то, возводили в ранг перворазрядного унижения. Так что поступок двадцатилетнего Бояна Тадича - не просто переход из одной команды в другую. Война между Сербией и Хорватией окончилась семь лет назад, но что сказать о спортивных сражениях? Ведь всего полтора месяца назад распаленные зрители оплевали и зашвыряли зажигалками и монетами баскетболистов белградского "Партизана".
Когда в бывшей Югославии разгоралась война, Бояну Тадичу не исполнилось и десяти лет, прежней большой родины он, наверняка, не помнит, потому "Загреб" для него - самая настоящая и, наверное, все еще не вполне дружелюбная заграница. Но я знаю, на что он надеется, потому что такова логика здравого ума. Тадич надеется, что футболисты делятся не по национальному принципу, а по игровому амплуа, не на сербов и хорватов, а на полузащитников, вратарей и нападающих.